Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:26, лекция

Описание работы

1. Система местных представительных и исполнительных органов власти в РК.
2. Функции и полномочия представительных органов.
3. Функции и полномочия глав местных администраций разных уровней.
4. Взаимоотношения местных представительных и испол¬ни¬тель¬ных органов власти с предприятиями, учреждениями, организациями, населением на территории области, района, города.

Файлы: 1 файл

Tema_5_mm.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Тема 5. Взаимоотношения местных  представительных и исполнительных органов власти

ПЛАН ЛЕКЦИИ (1 ЧАС)

1. Система местных  представительных и исполнительных органов власти в РК.

2. Функции и полномочия  представительных органов.

3. Функции и полномочия  глав местных администраций разных уровней.

4. Взаимоотношения местных  представительных и исполнительных органов власти с предприятиями, учреждениями, организациями, населением на территории области, района, города.

 

1. Конституции РК определяет, что «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления», «единственным источником государственной власти является народ», а «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (Ст. З п.1 и 4).

Отмеченные общие положения  Конституция конкретизируются в  дальнейшем в Конституции и конституционных законах в деталях, раскрывающих характеристику современной президентской формы правления в Казахстане. Конституция юридически закрепляет президентскую систему правления, однако статус и объем полномочий главы государства позволяют говорить не о президентской, а о «суперпрезидентской» системе правления, так как конституционные полномочия главы государства значительно усиливаются по сравнению классическими президентскими республиками. В этом плане характерны положения ст. 40:

. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

2. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом".

Кроме того, Президент  наделяется правом издавать законы и  указы, имеющие силу законов. Он образует Правительство в порядке, предусмотренном Конституцией. Во всей своей деятельности Правительство ответственно перед Президентом. 
Президент может распустить Парламент, но в строго определенных случаях, как то: при выражении Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратном отказе Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра или политическом кризисе, возникшем в результате выявления непреодолимого разногласия между палатами Парламента либо между Парламентом и другими ветвями власти (ст. 63).

Президент по собственной  инициативе имеет право принять  решение о прекращении полномочий Правительства и освобождении от должности любого его члена. При этом освобождение от должности главы Правительства влечет за собой отставку Правительства в полном составе (п.7 ст. 70).

Местное государственное  управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Местные исполнительные органы, возглавляемые акимами соответствующих административно-территориальных единиц, входят в единую систему исполнительных органов РК. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.

Местные представительные органы - Маслихаты, избираются населением, наделены определенной компетенцией, однако на практике Маслихаты играют незначительную роль, т.к. у представительных органов отсутствуют действенные правовые рычаги воздействия на решения и действия местных исполнительных органов.

Как отмечает в своей  статье В.А. Малиновский «...Президент  Республики - глава государства, высшее должностное лицо, обеспечивающее функционирование всех государственных органов. Президент поднялся над принципом разделения властей, вышел на первый план в системе государственных органов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

В структуре Конституции  двухпалатный Парламент уступил  первое место главе государства. Президент республики в качестве главы государства наделен рядом дополнительных полномочий по формированию, организации и деятельности Парламента.

Правительство получило большую самостоятельность при условии ответственности во всей своей деятельности перед Президентом республики. На главе государства замкнуто решение основных вопросов функционирования Правительства, включая определение структуры, назначение на должности, регулирование его компетенции и направлений деятельности, текущий контроль и пр».

Даже этот небольшой  анализ конституционных полномочий главы государства показывает, что  в руках Президента сосредоточена  вся полнота власти, а в Республике Казахстан действует единая государственная система исполнительно-распорядительных органов от Президента республики до глав местных исполнительных органов, т.е. единая жесткая вертикаль.

Правовые основы местного управления и самоуправления определены разделом 8 Конституции РК и Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Указанный закон в соответствии с Конституцией Республики Казахстан регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов, а также правовое положение депутатов маслихатов.

Согласно  статьи 86 Конституции РК:

1. Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

2. Маслихаты избираются  населением на основе всеобщего, равного,прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

3. Депутатом маслихата  может быть избран гражданин  Республики Казахстан, достигший  двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата.

Согласно статьи 87 Конституции РК:

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

3. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства Республики.

4. Акимы областей, городов республиканского  значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей.

5. Маслихат вправе двумя третями  голосов от общего числа его  депутатов выразить недоверие  акиму и поставить вопрос о  его освобождении от должности  соответственно перед Президентом  Республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Согласно статьи 88 Конституции РК:

1. Маслихаты принимают по вопросам  своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Проекты решений маслихатов, предусматривающие  сокращение местных бюджетных  доходов или увеличение местных бюджетных расходов, могут быть внесены на рассмотрение лишь при наличии положительного заключения акима.

3. Решения маслихатов, не соответствующие  Конституции и законодательству  Республики Казахстан, могут быть  отменены в судебном порядке.

4. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Казахстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.

Согласно статьи 89 Конституции РК:

1. В Республике Казахстан признается  местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется  населением непосредственно путем  выборов, а также через выборные  и другие органы местного самоуправления  в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

3. Порядок организации и деятельности  органов местного самоуправления  определяется самими гражданами в пределах, установленных законом.

4. Гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» аппарат маслихата - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность соответствующего маслихата, его органов и депутатов.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, - государственное учреждение, уполномоченное акиматом на осуществление отдельных функций местного государственного управления и финансируемое из соответствующих местных бюджетов;

Согласно пункту 10 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» схема управления административно-территориальной единицей - система исполнительных органов, расположенных на соответствующей территории, финансируемых из бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;

Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» территориальное подразделение центрального исполнительного органа - структурное подразделение центрального исполнительного органа, осуществляющее в пределах соответствующей административно-территориальной единицы функции центрального исполнительного органа.

Согласно статьи 5 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» порядок образования маслихатов следующий:

1. Маслихаты избираются населением  соответствующих административно-территориальных  единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

2. Депутатом маслихата может  быть избран гражданин Республики  Казахстан, достигший двадцати  лет. Гражданин Республики Казахстан может быть депутатом только одного маслихата.

3. Число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан в следующих пределах: в областном маслихате, маслихатах городов Астаны и Алматы - до пятидесяти; городском маслихате - до тридцати; в районном маслихате - до двадцати пяти.

4. Маслихат считается правомочным  при условии избрания не менее  трех четвертей от общего числа  его депутатов, определенного Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.

5. Выборы депутатов  маслихатов регламентируются законодательством Республики Казахстан о выборах.

6. Полномочия маслихата  начинаются с момента открытия  первой сессии и заканчиваются  с началом работы первой сессии маслихата нового созыва.

7. В случае реорганизации  (присоединения, слияния, преобразования, выделения или разделения) административно-территориальной единицы депутаты маслихата сохраняют свои полномочия и являются депутатами реорганизованных маслихатов, в состав которых вошла большая часть его избирателей, до начала работы сессии вновь избранного маслихата.

В случае ликвидации административно-территориальной  единицы соответствующий маслихат ликвидируется.

8. Маслихат не обладает правами юридического лица.

 

Об утверждении  типовой структуры местного государственного управления Республики Казахстан

Постановление Правительства  Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022

В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года Правительство Республики Казахстан постановляет:

 1. Утвердить типовую структуру местного государственного управления Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

 2. Акимам областей, городов Алматы, Астаны:

1) привести структуры местного  государственного управления в  соответствие с настоящим постановлением;

2) упразднить отраслевые подразделения  в аппаратах акимов с передачей  их функций исполнительным органам,  финансируемым из местных бюджетов.

Информация о работе Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов власти