Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:26, лекция

Описание работы

1. Система местных представительных и исполнительных органов власти в РК.
2. Функции и полномочия представительных органов.
3. Функции и полномочия глав местных администраций разных уровней.
4. Взаимоотношения местных представительных и испол¬ни¬тель¬ных органов власти с предприятиями, учреждениями, организациями, населением на территории области, района, города.

Файлы: 1 файл

Tema_5_mm.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

 3. Центральным государственным органам в двухнедельный срок направить акимам областей, городов Алматы и Астаны рекомендуемую структуру департаментов (управлений, отделов), согласованную с Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

 4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 года, за исключением пункта 3, который вступает в силу со дня подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022

 

Типовая структура  местного государственного управления Республики Казахстан 

1. Областной акимат

1. Аппарат акима области

2. Департамент (Управление) архитектуры, градостроительства  и строительства

3. Департамент (Управление) внутренней политики

4. Департамент (Управление) государственного архитектурно-строительного  контроля

5. Департамент (Управление) государственного санитарно- эпидемиологического  надзора

6. Департамент (Управление) здравоохранения

7. Департамент (Управление) координации занятости и социальных программ

8. Департамент (Управление) культуры

9. Департамент (Управление) мобилизационной подготовки и  чрезвычайных ситуаций

10. Департамент (Управление) образования 

11. Департамент (Управление) пассажирского транспорта и автомобильных  дорог

12. Департамент (Управление) предпринимательства и промышленности

13. Департамент (Управление) природных ресурсов и регулирования  природопользования

14. Департамент (Управление) регулирования деятельности естественных  монополий и защиты конкуренции

15. Департамент (Управление) сельского хозяйства

16. Департамент (Управление) финансов

17. Департамент (Управление) экономики и бюджетного планирования

18. Управление (Отдел)  архивов и документации

19. Управление земельных  отношений

20. Управление по развитию языков

21. Управление (Отдел)  физической культуры и спорта

 

2. Акимат города республиканского  значения, столицы

 1. Аппарат акима города республиканского значения, столицы

1-1. Департамент (Управление) администрирования специальной  экономической зоны «Астана - новый город»

2. Департамент (Управление) архитектуры и градостроительства

3. Департамент (Управление) внутренней политики

4. Департамент (Управление) государственного архитектурно-строительного  контроля

5. Департамент (Управление) государственного санитарно-эпидемиологического надзора

6. Департамент (Управление) жилья

7. Департамент (Управление) занятости и социальных программ

8. Департамент (Управление) здравоохранения

9. Департамент (Управление) культуры

10. Департамент (Управление) мобилизационной подготовки и чрезвычайных ситуаций

11. Департамент (Управление) образования

12. Департамент (Управление) пассажирского транспорта и автомобильных  дорог

13. Департамент (Управление) предпринимательства и промышленности

14. Департамент (Управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды

15. Департамент (Управление) регулирования деятельности естественных  монополий и защиты конкуренции

15-1. Департамент (Управление) строительства

16. Департамент (Управление) финансов

17. Департамент (Управление) экономики и бюджетного планирования

17-1. Департамент (Управление) энергетики и коммунального хозяйства

18. Управление (Отдел)  архивов и документации

19. Управление земельных  отношений

20. Управление по развитию  языков

21. Управление (Отдел)  физической культуры и спорта

 

3. Акимат района и  города областного значения

(с численностью населения  свыше 50000 чел.)

1. Аппарат акима района, города областного значения

2. Отдел внутренней  политики

3. Отдел градостроительства  и строительства

4. Отдел жилищно-коммунального  хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог

5. Отдел занятости  и социальных программ

6. Отдел культуры и  развития языков

7. Отдел образования  и спорта

8. Отдел сельского  хозяйства и земельных отношений

(Отдел земельных отношений  в городе областного значения)

9. Отдел финансов

10. Отдел экономики  и бюджетного планирования

 

4. Акимат района

(с численностью населения  менее 50000 чел.)

1. Аппарат акима района

2. Отдел внутренней  политики, культуры и развития  языков

3. Отдел градостроительства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог

4. Отдел занятости  и социальных программ

5. Отдел образования  и спорта

6. Отдел сельского  хозяйства и земельных отношений

7. Отдел экономики  и финансов

 

Недавно президентом  подписан указ о выборности районных акимов маслихатами. Почему принята именно эта схема выборности акимов, а не прямые выборы?

Прежде всего, не стоит забывать, что Казахстан  – это не федерация, а унитарное государство. Введение системы выборов районных акимов районными маслихатами  – это уже достаточно серьезный и важный шаг. И, на мой взгляд, выбрана оптимальная модель выборов.

Избрание акимов прямым голосованием населения в наших условиях приведет к автономизации районных властей, тем самым мы можем подорвать единую вертикаль государственного управления. Кроме того, это еще вопрос, кто от прямых выборов больше выиграет  – население или главный местный чиновник. С учетом казахстанской специфики выборность акимов населением может также привести к различным коллизиям на местах.

Кстати, в мировой практике главы местной государственной власти могут либо назначаться, либо избираться. Здесь нет единой общепринятой модели.

Кроме того, нужно отличать местное государственное управление от местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны избираться. Это право населения. Аким же является главой местной исполнительной власти, которая входит в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан.

Поэтому избрание акимов маслихатами  – это уже большой прогресс. Тем самым мы одновременно укрепляем роль и маслихатов. Не стоит недооценивать местные представительные органы, которые сами избираются населением на основе прямого избирательного права. В настоящее время предпринимаются меры по укреплению маслихатов, наделению их дополнительными полномочиями. Эти вопросы рассматривает специальная группа государственной комиссии. Поэтому, наделяя маслихаты полномочиями избирать акимов, мы укрепляем местные представительные органы и одновременно усиливаем систему сдержек и противовесов на местах. А это, в свою очередь, является важным шагом с точки зрения углубления демократических основ жизни на региональном уровне.

 

2. Согласно статьи 86 Конституции РК:

4. К ведению маслихатов относится:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ  развития территории, местного бюджета  и отчетов об их исполнении;

2) решение отнесенных  к их ведению вопросов местного  административно-территориального  устройства;

3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных  комиссий и иных рабочих органов  маслихата, заслушивание отчетов  об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии  с законодательством Республики  иных полномочий по обеспечению  прав и законных интересов граждан.

5. Полномочия маслихата прекращаются  досрочно Сенатом по основаниям  и в порядке, становленным законом, а также в случае принятия решения о самороспуске.

6. Компетенция маслихатов, порядок  их организации и деятельности, правовое положение их депутатов  устанавливаются законом.

Согласно статьи 87 Конституции РК:

2. К ведению местных исполнительных органов относится:

1) разработка планов, экономических  и социальных программ развития  территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

2) управление коммунальной собственностью;

3) назначение на должность и  освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

4) осуществление в интересах  местного государственного управления  иных полномочий, возлагаемых на  местные исполнительные органы законодательством Республики.

6. Компетенция местных исполнительных  органов, организация и порядок  их деятельности устанавливаются  законом.

 

Согласно статьи 4 Закона основные требования и ограничения, устанавливаемые для маслихатов и акиматов

1. Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны:

1) не допускать принятия решений,  не соответствующих общегосударственной  внешней и внутренней, финансовой  и инвестиционной политике;

2) соблюдать интересы Республики  Казахстан в обеспечении национальной  безопасности;

3) придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности;

4) обеспечивать соблюдение прав  и законных интересов граждан. 

2. Маслихатам и акиматам запрещается  принимать решения, препятствующие  формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан.

3. Планы развития территорий, принимаемые  маслихатами и акиматами, должны  соответствовать стратегическим  планам развития Республики Казахстан.

См. также: Указ Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2005 года № 1546 «О проведении отчетных встреч руководителей местных исполнительных органов с населением».

 

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона к компетенции маслихатов относится:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ  развития соответствующей территории, местного бюджета и отчетов  об их исполнении, в том числе  утверждение бюджетных программ, реализуемых акимами района в  городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа (отдельно по каждому району в городе, городу районного значения, поселку, аулу (селу), аульному (сельскому) округу);

2) утверждение программ  по охране окружающей среды  и природопользованию на соответствующих  территориях и расходов по охране, оздоровлению окружающей среды, а также решение иных вопросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;

3) утверждение по представлению  акима схемы управления административно-территориальной  единицей, сформированной на основе типовых структур местного государственного управления, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;

4) решение отнесенных  к их ведению вопросов местного  административно-территориального  устройства и определение границ организации местного сообщества;

5) согласование решением  сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акима;

6) рассмотрение отчетов  руководителей исполнительных органов  и внесение в соответствующие  органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;

7) осуществление в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан полномочий по обеспечению  прав и законных интересов граждан;

7-1) избрание в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о выборах членов территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий путем проведения тайного или открытого голосования;

8) в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях утверждение правил, за нарушение которых установлена административная ответственность;

9) контроль за исполнением планов, экономических и социальных программ  развития соответствующей административно-территориальной единицы, местного бюджета;

10) образование постоянных комиссий  и иных органов маслихата, заслушивание  отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

11) утверждение программ содействия  занятости населения и снижения  бедности;

12) утверждение по представлению  акима персонального состава  консультативно-совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера;

12-1) присвоение по представлению  акима звания "Почетный гражданин  области (города, района)";

13) осуществление регулирования  земельных отношений в соответствии  с земельным законодательством Республики Казахстан;

14) содействие исполнению гражданами  и организациями норм Конституции  Республики Казахстан, законов,  актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;

15) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Законом  и иными законодательными актами  Республики Казахстан.

2. К компетенции областных, городов  республиканского значения и столицы маслихатов относится также внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки областного центра, города республиканского значения и столицы в Правительство Республики Казахстан, утверждение проектов районной планировки административных районов, генеральных планов застройки городов областного (кроме областных центров) и районного значения.

Информация о работе Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов власти