Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:26, лекция

Описание работы

1. Система местных представительных и исполнительных органов власти в РК.
2. Функции и полномочия представительных органов.
3. Функции и полномочия глав местных администраций разных уровней.
4. Взаимоотношения местных представительных и испол¬ни¬тель¬ных органов власти с предприятиями, учреждениями, организациями, населением на территории области, района, города.

Файлы: 1 файл

Tema_5_mm.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

12) участвует в подписании  контрактов, а также в контроле  за их исполнением наравне с уполномоченным государственным органом Республики Казахстан по вопросам приватизации, аренды, продажи предприятий, месторождений и других объектов государственной собственности.

2. Аким области (города  республиканского значения, столицы)  осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Аким области (города  республиканского значения, столицы)  вправе делегировать осуществление  отдельных своих полномочий нижестоящим акимам.

4. Аким области (города  республиканского значения, столицы) по вопросам своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции областного (города республиканского значения, столицы) акимата, несет ответственность перед Президентом и Правительством Республики Казахстан.

 

Согласно статьи 33 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан»:

Компетенция акима  района (города областного значения)

1. Аким района (города  областного значения) в соответствии  с законодательством: 

1) представляет интересы  соответствующей административно-территориальной  единицы во взаимоотношениях  с государственными органами, организациями и гражданами;

2) вправе вносить акиму  области представление о деятельности  территориального подразделения  центрального исполнительного органа и территориального подразделения исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, в части исполнения ими Конституции, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;

3) вносит представление  акиму области о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам;

3-1) вносит в районный  маслихат представление на присвоение  звания "Почетный гражданин района";

4) назначает на должность  и освобождает от должности следующих должностных лиц:

заместителей акима  района (города областного значения) по согласованию с уполномоченными  вышестоящими государственными органами, предельное число которых определяется Правительством Республики Казахстан;

руководителя аппарата акима и руководителей его структурных подразделений;

5) принимает меры по  защите прав и свобод граждан; 

6) взаимодействует с  органами местного самоуправления;

7) Исключен в соответствии  с Законом РК от 11.05.04 г. № 552-II

8) поддерживает и оказывает  содействие в материально-техническом  обеспечении учреждений дошкольного, среднего, начального профессионального образования, учреждений социально-культурной сферы;

9) Исключен в соответствии с Законом РК от 11.05.04 г. № 552-II

10) содействует сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет;

11) вносит на утверждение  соответствующих маслихатов схемы  управления административно-территориальной  единицей, сформированные на основе типовых структур местного государственного управления, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;

12) представляет персональные  составы консультативно-совещательных  органов по вопросам межведомственного  характера на утверждение в маслихат;

13) в пределах своей  компетенции организует и обеспечивает  исполнение законодательства по вопросам о всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации.

2. К ведению акима  района (города областного значения) законодательством Республики Казахстан  может быть отнесено решение иных вопросов.

3. Аким района (города областного значения) вправе делегировать осуществление отдельных своих полномочий нижестоящим акимам.

4. Аким района (города  областного значения) по вопросам  своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции районного (города областного значения) акимата, несет ответственность перед Президентом, Правительством Республики Казахстан и акимом области.

Согласно статьи 35 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан»:

Компетенция акима района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа

1. Аким района в  городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского)  округа в соответствии с законодательством:

1) является должностным лицом соответствующего районного (городского) акимата на территории соответствующей административно-территориальной единицы и без доверенности выступает от его имени во взаимоотношениях с государственными органами, организациями и гражданами;

2) рассматривает обращения, заявления, жалобы граждан, принимает меры по защите прав и свобод граждан;

3) содействует сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) разрабатывает и  вносит в вышестоящий акимат  для утверждения соответствующим  маслихатом бюджетные программы, администратором которых выступает аппарат акима;

5) содействует исполнению  гражданами и юридическими лицами норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;

6) в пределах своей  компетенции осуществляет регулирование земельных отношений;

7) обеспечивает сохранение  государственного жилищного фонда  города районного значения, поселка,  аула (села), аульного (сельского) округа, а также строительство, реконструкцию,  ремонт и содержание автомобильных  дорог в городах районного значения, поселках аулах (селах), аульных (сельских) округах;

8) содействует организации  крестьянских (фермерских) хозяйств, развитию  предпринимательской деятельности;

9) в пределах своей  компетенции организует и обеспечивает  исполнение законодательства по вопросам о всеобщей воинской обязанности и военной службы, гражданской обороны, а также мобилизационной подготовки и мобилизации;

10) в местностях, где  нет органов юстиции, организует  совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; См. Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния в РК, утвержденные постановлением Правительства РК от 22.05.99 г. № 620

11) организует работу  по сохранению исторического  и культурного наследия;

12) выявляет малообеспеченных  лиц, вносит в вышестоящие органы предложения по обеспечению занятости, оказанию адресной социальной помощи, организует обслуживание одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан на дому;

13) содействует развитию  местной социальной инфраструктуры;

14) организует движение общественного транспорта;

14-1) в случае необходимости  оказания неотложной медицинской  помощи организует доставку больных  до ближайшей организации здравоохранения,  оказывающей врачебную помощь;

15) взаимодействует с  органами местного самоуправления;

16) осуществляет статистический нехозяйственный учет;

17) принимает участие  в работе сессий маслихата  города, района (города областного  значения) при утверждении (уточнении) местного бюджета;

18) поддерживает и оказывает  содействие в материально-техническом обеспечении дошкольных организаций, учреждений культуры;

19) организует в пределах  своей компетенции водоснабжение  населенных пунктов и регулирует  вопросы водопользования;

20) организует работы  по благоустройству, освещению,  озеленению и санитарной очистке населенных пунктов;

21) организует погребение  безродных и общественные работы  по содержанию в надлежащем  состоянии кладбищ и иных мест  захоронения. 

1-1. К компетенции акима  поселка, аула (села), аульного (сельского)  округа также относятся внесение в районный исполнительный орган предложений по организации транспортного сообщения с районным центром, а также организация бесплатного подвоза учащихся до школы и обратно в аульной (сельской) местности.

1-2. В случае отсутствия  районов в городе областного значения функции, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляет акимат города областного значения.

2. К ведению акима  района в городе, города районного  значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа законодательством Республики Казахстан может быть отнесено решение иных вопросов.

3. Аким района в  городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского)  округа несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед вышестоящим акимом, районным (города областного значения), города республиканского значения, столицы маслихатом по вопросам, отнесенным к его компетенции.

 

4. Функции органов местного самоуправления:

Регулирующая - обеспечение сбалансированного комплексного социально-экономического развития территории с учетом имеющихся ресурсов и использованием имеющихся ресурсов и рычагов.

Стимулирующая - налоговые и др. льготы.

Стабилизирующая - социальная и экологическая защита населения обеспечение безопасности и предотвращение криминальных угроз.

Привлечение хозяйствующих субъектов к решению местных проблем.

Реализация населением права на местное самоуправление возможна либо непосредственно, либо через  создаваемые местным сообществом  органы местного самоуправления и должностных  лиц. Оставляя за непосредственными  формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т.п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения, необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возложенных на них функций. Таким образом, текущее, оперативное управление должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Они создаются для решения как минимум двух задач: политического и хозяйственного управления, причем не всегда можно четко их разделить. Под структурой органов местного самоуправления следует понимать перечень действующих в каждом отдельно взятом муниципальном образовании органов местного самоуправления (как коллегиальных, так и единоличных) с установленной компетенцией каждого из этих органов по осуществлению полномочий местного самоуправления, а также по взаимоотношениям между указанными органами местного самоуправления.

В практической деятельности очень важно построение структуры  органов местного самоуправления в  муниципальном образовании. Эта  сложная задача разрешима. Алгоритм ее решения следующий. Устанавливаются характеристики объекта управления; по отношению к объекту в целом и к его составляющим устанавливается перечень функций управления; определяется, каким образом каждая функция наиболее эффективно исполняется и какими характеристиками должны обладать исполняющие эту функцию органы, образующие структуру; устанавливаются отношения и взаимосвязи этих органов; окончательно формируется система органов местного самоуправления.

В основных чертах муниципальные  органы различных стран обладают общим типом структуры, который  построен по следующей ступенчатой схеме: 1) муниципальный избирательный корпус как база, 2) вышедший из его лона распорядительный совет, 3) исполнительный орган и 4) наверху этой пирамиды - должностное лицо, облеченное ролью высшего представителя муниципальной коммуны. Есть страны, где ради экономии и простоты конструкции отказались от особого исполнительного органа, поручив исполнительные функции единолично высшему должностному лицу муниципального образования или же соединяя как распорядительную, так и исполнительную власть в едином представительном органе.

Возможные сочетания  трех традиционно устойчивых элементов  системы муниципального управления основываются на следующих основных вариантах распределения полномочий местного сообщества, когда все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются: 1)В различных пропорциях представительным органом и выборным должностным лицом; 2)Представительным органом;

3)Выборным высшим должностным  лицом (при этом контрольные  полномочия население оставляет  за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).

Применение того или  иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения  муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности  решаемых вопросов, социально-политической ситуации и множества других факторов.

При изучении органов  местного самоуправления используют классификации  по следующим основаниям: способу  образования; назначению; предметам ведения; способу принятия решений; типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. Следует отметить обязательность выборного органа в муниципальном образовании как одного из основных принципов самоуправления. Другие органы создаются по мере необходимости и могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.

Точно такая же классификация  может быть результатом применения другого основания - способа делегирования  полномочий. Общепризнанным в демократических  государствах считается, что источником и носителем власти является народ. Поэтому органы местного самоуправления получают свои полномочия от народа, т.е. выборы являются способом не только образования органов, но и наделения этих органов полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия опосредованно либо от выборных органов, либо в соответствии с правовым актом, принимаемым выборным органом или населением непосредственно. Большое значение имеет какие органы должны образовываться в результате избрания, а какие другими способами, а также вопрос о выборе той или иной избирательной процедуры.

Информация о работе Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов власти