Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению подходов к теории управления с позиции классических школ. Развитие менеджмента это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели, конкретные задачи, стратегии, организации, методы, но принципы остаются прежними. Элементы этих школ находят широкое применение в любой современной организации.
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
УГС (код, наименование) 030000Гуманитарные науки
Направление подготовки (код, наименование) 031600.62 Реклама и связи с общественностью
Профиль (наименование) Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Управления персоналом и рекламы
Учебная дисциплина
Курс Группа
Курсовая работа (курсовой проект)
Тема Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления
Студент
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Руководитель,
___ _________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
(должность)
Оценка за курсовую работу
(курсовой проект)
(подпись руководителя)
Санкт-Петербург
2015
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра управления персоналом и рекламой
______________________________
Учебная дисциплина
______________________________
Курс__
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Тема Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления
с позиции классических школ
Исходные данные к работе (источники)
1. Айвазян З.С. Менеджмент: не наука и не искусство. Сб. Управление в России: зачем мы нужны миру? – СПб.: ИКФ «АЛЬТ», 2002.
2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Фундамент российского менеджмента. ЭКО, №1, 2000.
3. Алексашенко С., Гавриленков Е.,
Дворкович А., Ясин Е. Реализация
либеральной стратегии при
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.
5. Быков К.В. Отзывы читателей // Эксперт. – 2000. - №14.
6. Видяпина В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия – Т.2. – http://www.lib.vvsu.ru/books
7. Голубев В.В. Эволюционная теория менеджмента // Консультант директора. – 1997. - № 12.
8. Голубев В.В. Трансформация менеджмента. Управление персоналом. - №8, 1997.
9. Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.
Перечень вопросов, подлежащих разработке
1. Вклад школы научного управления в теорию менеджмента.
2. Основные принципы организации производства и принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором.
3. Значение и роль НОТ.
4. В чём суть административного управления по А. Файолю. Какие предложения по созданию системы администрирования были им предложены?
5. Основные принципы управления, сформулированные А. Файолем.
6. В чем суть бюрократической вертикально -интегрированной системы управления и кто был ее ярким представителем (идеальная бюрократия)?
Основные требования «рациональной бюрократии»
Дата выдачи задания
Срок представления к защите
Руководитель
Студент
СОДЕРЖАНИЕ
Появление науки «Менеджмент» связано с развитием промышленного производства. В результате возникают объединения людей, связанных между собой общей целью. Это объединение нуждалось в управлении: организации, распределении обязанностей, контроле. Возникла потребность организовывать их труд эффективно, добиваясь максимального результата при минимальных затратах. В связи с усложнением экономических процессов и вовлечением в них значительной массы людей возникла потребность организовывать их труд эффективно. В этих условиях понадобилось выделять специальных людей (руководителей, управляющих, менеджеров), создавать органы управления.
Данная курсовая работа посвящена изучению подходов к теории управления с позиции классических школ. Развитие менеджмента это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели, конкретные задачи, стратегии, организации, методы, но принципы остаются прежними. Элементы этих школ находят широкое применение в любой современной организации.
Школа научного управления (1885-1920гг.) Появление школы научного управления связано с теоретической и практической системой управления Фредерика Уинслоу Тейлора, который и является её основателем. Система, научной организации труда и управления предприятиями, Тейлора дала начало всему последующему менеджменту.
Фредерик Уинслоу Тейлор – американский инженер и менеджер. Изучал управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. На базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Тейлор разработал и внедрил сложную систему организованных мер по рационализации организации труда:
Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом его подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Предложив рационализацию производства Тейлор рассуждал: если добиться увеличения объёма производства, то рабочие смогут получать больше при меньших затратах труда и будут трудиться в достойных условиях, а предприниматели, увеличив свою прибыть, начнут вкладывать деньги в повышение технического уровня производства.
Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт и другие. Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:
Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформулированных на основе анализов работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приёмам работы.
Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, они изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуманных движений, стремились повысить эффективность работы. Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф.Гилбертом, обеспечивали трехкратное увеличение производительности труда. Л.Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.
Генри Гантт занимался разработками в области методики премиальной оплаты (система заработной платы с элементами повременной и сдельной формы оплаты труда), составил карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внес вклад в разработку теории лидерства. Работы Ганта характеризует осознание ведущей роли человеческого фактора в промышленности и убеждение в том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Именно ему принадлежит фраза: «Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора».
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышение эффективности на уровне ниже управленческого, так называемого «внеменеджерском» уровне.
Важным вкладом было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Научное управление также выступило в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это отдельная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах. И если вначале всё внимание было заострено на проблемах производства и бизнеса, то в последствие стали формироваться концепции научных принципов организации и управления, применимых ко всем сферам человеческой деятельности.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856-1915гг.) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в его монографиях:
В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приёмов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое – обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.
Тейлор утверждал, что менеджмент – это истинная наука, базирующаяся на определённых законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда минимизировав затраты труда на производство единицы продукции, следующими мерами: