Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению подходов к теории управления с позиции классических школ. Развитие менеджмента это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели, конкретные задачи, стратегии, организации, методы, но принципы остаются прежними. Элементы этих школ находят широкое применение в любой современной организации.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 358.74 Кб (Скачать файл)
  1. Властные полномочия

Официальная власть должна быть подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью. Для наиболее эффективной работы организации полномочия руководителя должны соответствовать ответственности. Менеджеру работающему в определенной функциональной зоне должны быть предоставлены определенные права, и он должен четко понимать что, чтобы не натворили его подчиненные – всю ответственность несет только он.

 

 

  1. Дисциплина

Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель. Для всех работающих на предприятии действует: технологическая дисциплина (поддержание температуры, расхода, качества), трудовая (соблюдение техники безопасности, подчинение вышестоящим органам управления), производственная дисциплина (соблюдение правил внутреннего распорядка: режим труда и отдыха, перерывы, обеденный перерыв, время отпусков и т.д.)

  1. Единоначалие

Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Единоначалие, по мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства.

  1. Единство направления

Каждая группа, действующая в рамках одной цепи, должна иметь план одного руководителя. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

  1. Подчинение личных интересов общим

Служащий имеет право по касающимся его функциональным вопросам дискутировать, обсуждать проблемы, вносить свои предложения, но как только проблема обсуждена и служащим высшего звена принято окончательное решение, все служащие нижнего уровня обязаны его выполнять. Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан… Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частных.

  1. Вознаграждение (цена оказываемых услуг)

Вознаграждение должно быть справедливым и достаточным для мотивации к труду. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

  1. Централизация

На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Файоль считал, что для каждого типа решений должен существовать соответствующий уровень.

  1. Скалярная цепь (иерархия)

Весь персонал должен быть распределен в строгом соответствии с иерархической структурой. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Если работнику приказывают два руководителя разного уровня, то он должен выполнять указание своего непосредственного начальника.

  1. Порядок

Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место – для всего и все на своем месте».

  1. Беспристрастность

Менеджеры всех уровней управления должны справедливо относиться к своему персоналу, в их решениях должны сочетаться доброта и правосудие. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

  1. Стабильность персонала

Имеются в виду высокие расходы на подготовку знающих организацию и работающих в ней менеджеров. Файоль считал, что для организации лучше иметь посредственного, но желающего остаться в ней руководителя, чем выдающегося, но собирающегося покинуть ее менеджера.

  1. Инициатива

Раскрепощение инициативы рассматривается как средство мотивации персонала; менеджер должен поощрять этот процесс, даже если он будет уязвлять его самолюбие.

  1. Корпоративный дух

Сила предприятия в «единении» всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и влавствуй». Он считал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

 

    1. Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть сформулирована раз и навсегда. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Следование принципам должно быть гибким, а их правильное применение к многообразным обстоятельствам и представляет собой искусство администрирования. 
      В чем суть бюрократической вертикально–интегрированной системы управления

и кто был ее ярким представителем (идеальная бюрократия)?

Основные требования «рациональной бюрократии»

 

Бюрократия (фр. bureau — бюро, канцелярия, греч. kratos — власть, господство) – господство канцелярии. Понятие бюрократии имеет различные значения. В одних случаях оно характеризует эффективную организационную форму с оптимальными, четко формализованными процедурами. В других — используется скорее как метафора, акцентирующая негативные последствия чрезмерной формализованной деятельности больших организаций (канцелярщина, волокита, отсутствие гибкости и т. д.).

Немецкий социолог и экономист Макс Вебер (1864–1920гг.) изучал проблемы лидерства и структуры власти в организации. Он одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, Вебер выделил три основных типа организации:

  • Харизматический тип организации появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами (основанный на влиянии, свойствах личности руководителя, его способности привлекать сторонников);
  • Традиционный тип организации возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему;
  • Идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера.

Особое внимание Вебер уделил бюрократическому типу организации. Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебером, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяет контролировать процессы управления. Он считал, что по своей стабильности, дисциплине и надежности бюрократическая структура является лучшей, чем любая другая организационная форма. Идеальная бюрократия согласно Веберу, должна обладать следующими характеристиками:

  1. Четкое разделение труда и специализация. Все задания, необходимые для достижения стоящих перед организацией целей, разделяются на узкоспециализированные виды работ. Разделение труда и специализации создают условия, при которых во всех звеньях работают высококвалифицированные специалистов, несущие полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.
  2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. Каждый руководитель в иерархии власти отвечает перед вышестоящим руководством не только за свои решения и действия, но и за деятельность всех подчиненных ему лиц. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях, делегированных с верхних уровней иерархии. Это обеспечивает его властью и правом отдавать подчиненным приказания, которыми они обязаны следовать. Таким образом, создается цепь команд. Однако власть руководителя ограничивается исключительно областью формальной деятельности организации.
  3. Высокая формализация. Деятельность организации регулируется «последовательной системой абстрактных правил» и состоит «в применении этих правил к частным случаям». Четкие правила и инструкции должны определять ответственность каждого члена организации и формы участия в выполнении общей цели. Это обеспечивает единообразие и координацию поведения членов организации независимо от их индивидуальных особенностей и характера деятельности.
  4. Формальная обезличенность роли официального лица, позволяющая снизить эффект субъективных ошибок. Каждое официальное лицо в организации выполняет свою работу беспристрастно и формально, постоянно сохраняя дистанцию с другими членами организации и ее клиентами. Функционирование идеальной бюрократической организации в соответствии с этим принципом исключает интерференцию личных интересов, симпатий и эмоций.
  5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с технической квалификацией будущего работника, его опыте и деловых качествах.
  6. Планирование карьеры. Наём в организацию – это начало карьеры на всю жизнь. В организации должна существовать система продвижения по службе в соответствии со старшинством и достижениями. Члены организации должны быть ограждены от произвольного увольнения. Такая кадровая политика призвана развивать корпоративный дух и воспитывать у работников лояльность к своей организации.
  7. Четкое разделение организационной и личной жизни членов организации. Для того чтобы личные дела, потребности и интересы не вступали в противоречие с рациональным, безличным поведением сотрудником в организации, эти две сферы должны быть полностью отделены друг от друга.
  8. Дисциплина. Дисциплина, по Веберу, означает некоторое ограничение «степеней свободы» организационного поведения с помощью системы правил и инструкций и иерархией контроля.

 

В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или схему, организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. 

2. Практическая часть

2.1. Общая характеристика Объединенной компании «FABERLIC»

 

В 1997 году была создана  косметическая компания прямых продаж «Русская линия» под началом Алексея Нечаева. В короткие сроки компания стала уникальным многоуровневым предприятием, которое включает в себя крупный научный центр, большое самостоятельное производство, мощные сервисные и учебные центры. Оснащённые по последнему слову науки лаборатории и мобильная маркетинговая служба направляют свою деятельность, знания и усилия на совершенствование качества продукции, освоение новых рынков сбыта.

В 2011 году компания объединилась с компаниями Edelstar и Infinum, став объединенной компанией «FABERLIC».

Основные направления деятельности:

1. Научно-техническая база;

2.  Производство;

3. Продажа товаров для красоты и здоровья, в основу которых заложены открытия современных российских учёных и использование новейших технологий производства.

«FABERLIC» – первая отечественная косметическая линия, в состав которой введены препараты молекулярной и клеточной косметологии.

Производство ведётся в следующих направлениях:

Кислородная косметика  на основе Acvaftem-O2 по уходу за кожей лица, тела, волос;

Космецевтика Infinum;

Пептидная косметика Sengara;

Средства по уходу за полостью рта;

Средства по уходу за домом;

Парфюмерия класса «Люкс»;

Биологические активные добавки к пище;

Витаминно-минеральные комплексы;

Декоративная косметика;

Аксессуары;

Одежда (детская, нижнее белье, колготки).

Составляющие, которые выводят на высочайший уровень научно-техническую базу корпорации:

1. Сырьё

Корпорация делает ставку на российское сырьё – уникальную эмульсию АКВАФТЭМ и эксклюзивные активные добавки.

Кроме того, в состав косметической продукции входит более 160 наименований ингредиентов, которые закупаются у ведущих производителей с мировым именем: в частности, у английской фирмы «CRODA», немецких компаний «BASF», «HENKEL» и других (всего 21 страна и 156 производителей).

Безусловно, важно и то, что корпорация заключает долгосрочные контракты на поставку сырья, а также осуществляет строгий контроль качества входящего сырья.

2. Оборудование

Весь процесс изготовления продукции переведён на высокотехнологичные установки (вакуумные гомогенизаторы).

Информация о работе Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ