Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению подходов к теории управления с позиции классических школ. Развитие менеджмента это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели, конкретные задачи, стратегии, организации, методы, но принципы остаются прежними. Элементы этих школ находят широкое применение в любой современной организации.
В теории научного управления ведущая роль принадлежит научной организации труда. Администрация вырабатывает научный фундамент для каждого действия в различных видах труда, применяемого на предприятии. Далее, по научно обоснованным признакам, администрация производит отбор и обучение работников. Взаимоотношения с работниками администрация строит на принципах сотрудничества, а разделение труда и ответственности значительно уравниваются. То есть принципы рационализации организации труда акцентируют внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем. Все это способствовало повышению эффективности организации труда по сравнению со старыми системами управления. Фактически это представляло собой простое перенесение инженерных наук на управление в низовом производственном звене.
Внедрение этой системы значительно усложнило работу мастеров и бригадиров, наделив их многими функциями, ранее не входившими в сферу их компетенции. Это побудило Тейлора отказаться от существующей линейной системы организации, при которой каждый рабочий подчинялся только одному непосредственному начальнику, и поставить вопрос о специализации руководителей низового уровня.
Вместо непосредственного управления армейского типа Тейлор предложил функциональное управление, при котором каждый рабочий подчинялся не одному, а восьми узкоспециализированным непосредственным руководителям, ежедневно получая от них указания, инструкции и необходимую помощь (Рис. 1).
Рис.1 Функциональное руководство по Ф. Тейлору
Из восьми «функциональных мастеров» непосредственно в цехе должны были находиться четверо: бригадир, инспектор, оценивающий результат труда рабочего, мастер по ремонту и мастер, устанавливающий темп работы. Четверо других должны были находиться в специально устроенной «плановой комнате», занимаясь соответственно маршрутизацией, подготовкой карточек, инструкций, отчетами о затрачиваемом на производство продукции времени, вопросами себестоимости, производственной дисциплины.
Научная организация труда базируется на достижениях науки и техники, передовом опыте, обеспечивает повышение производительности труда, эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, сохранение здоровья работников. Она направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:
Анри Файоль (1841—1925 гг.), считается «отцом научного менеджмента». Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности. Он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма:
Отношения людей в процессе труда и стали предметом его исследований. Он старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием. А.Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.
Для обоснования классического (административного) направления у Анри Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близкой к финансовому краху, а покинул процветающей, занимающей ведущие позиции в мире.
Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) а, выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.
Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности:
Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Основное внимание он уделял административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».
Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций и сформулировал правила и технику их осуществления:
Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу и на текущий период. Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.
Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса.
Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчинённых руководителю работников в интересах предприятия в целом. Руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:
Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер:
Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потреблением – с другой.
Управление предприятием через функцию координирования призвано, рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. Основными моментами осуществления контроля являются следующие:
Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом он отмечал, что эти принципы гибки и подвижны и их применение зависит от имеющихся обстоятельств.
14 принципов управления:
Файоль
верил в эффективность