Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению подходов к теории управления с позиции классических школ. Развитие менеджмента это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели, конкретные задачи, стратегии, организации, методы, но принципы остаются прежними. Элементы этих школ находят широкое применение в любой современной организации.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 358.74 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение разделения труда и распределение конкретных задач между исполнителями (специализация рабочих мест);
  • измерение затрат живого труда на каждую операцию и установление норм этих затрат;
  • полное, доскональное описание каждого задания;
  • мотивирование и стимулирование труда (каждый труд имеет цену и эту цену нужно определить, обосновать и гарантировать работнику, если работник не справляется с нормами, он должен быть уволен, если же перевыполняет – получать премию);
  • координировать деятельность работников должен специалист – управленец.

В теории научного управления ведущая роль принадлежит научной организации труда. Администрация вырабатывает научный фундамент для каждого действия в различных видах труда, применяемого на предприятии. Далее, по научно обоснованным признакам, администрация производит отбор и обучение работников. Взаимоотношения с работниками администрация строит на принципах сотрудничества, а разделение труда и ответственности значительно уравниваются. То есть принципы рационализации организации труда акцентируют внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем. Все это способствовало повышению эффективности организации труда по сравнению со старыми системами управления. Фактически это представляло собой простое перенесение инженерных наук на управление в низовом производственном звене.

Внедрение этой системы значительно усложнило работу мастеров и бригадиров, наделив их многими функциями, ранее не входившими в сферу их компетенции. Это побудило Тейлора отказаться от существующей линейной системы организации, при которой каждый рабочий подчинялся только одному непосредственному начальнику, и поставить вопрос о специализации руководителей низового уровня.

Вместо непосредственного управления армейского типа Тейлор предложил функциональное управление, при котором каждый рабочий подчинялся не одному, а восьми узкоспециализированным непосредственным руководителям, ежедневно получая от них указания, инструкции и необходимую помощь (Рис. 1).

Рис.1 Функциональное руководство по Ф. Тейлору

 

Из восьми «функциональных мастеров» непосредственно в цехе должны были находиться четверо: бригадир, инспектор, оценивающий результат труда рабочего, мастер по ремонту и мастер, устанавливающий темп работы. Четверо других должны были находиться в специально устроенной «плановой комнате», занимаясь соответственно маршрутизацией, подготовкой карточек, инструкций, отчетами о затрачиваемом на производство продукции времени, вопросами себестоимости, производственной дисциплины.

    1. Таким образом, Тейлор стал пионером в области разделения труда в сфере управления и планирования на различных уровнях организационной деятельности. Особое значение он предавал отделению функции планирования от исполнительской деятельности и убеждал в необходимости заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. Он полагал, что в идеале организацией должен управлять именно плановый отдел. Тейлор определил 9 признаков, определяющих хорошего руководителя низшего звена - мастера: ум, образование, специальные или технические знания, ловкость руководителя или сила, такт, энергичность, выдержка, честность, собственное мнение и здравый смысл, хорошее здоровье. 
      Значение и роль НОТ

 

Научная организация труда базируется на достижениях науки и техники, передовом опыте, обеспечивает повышение производительности труда, эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, сохранение здоровья работников. Она направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:

  • экономических (создание условий целесообразного использования техники, материалов, сырья для обеспечения экономии живого труда и прошлого труда на производство единицы продукции);
  • психофизических (создание наиболее благоприятных условий труда для обеспечения сохранности физического здоровья работников и их безопасности, поддержание высокого уровня их работоспособности);
  • социальных (повышение степени удовлетворенности работников трудом)
    1. Концепция научной организации труда явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации, а работники стали заинтересованы в качественном и быстром выполнении заданий. 
      В чем суть административного управления по А.Файолю.

Какие предложения по созданию системы администрирования были им предложены?

 

 

Анри Файоль (1841—1925 гг.), считается «отцом научного менеджмента». Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности. Он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма:

  • материальный (сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности);
  • социальный (отношения людей в процессе труда).

Отношения людей в процессе труда и стали предметом его исследований. Он старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием. А.Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

 Для  обоснования классического (административного) направления у Анри Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близкой к финансовому краху, а покинул процветающей, занимающей ведущие позиции в мире.

Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) а, выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.

Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности:

  • технической (осуществление производственного процесса);
  • коммерческой (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции);
  • финансовой (привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств);
  • защитная (защита собственности и личности);
  • бухгалтерской (проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.);
  • административной (предвидение (планирование), организация, распорядительство, координация и контроль);

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Основное внимание он уделял административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций и сформулировал правила и технику их осуществления:

  1. Предвидение (планирование)

Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу и на текущий период. Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально. 

  1. Организация

Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса.

  1. Руководство (распорядительство)

Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчинённых руководителю работников в интересах предприятия в целом. Руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

    • знать в совершенстве подчиненных ему работников;
    • увольнять не способных работников;
    • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
    • подавать положительный пример;
    • производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
    • проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
    • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
    • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.
  1. Координирование

Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер:

    • по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными;
    • по иерархическому признаку – между различными ступенями управляемого объекта.

Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потреблением – с другой.

Управление предприятием через функцию координирования призвано, рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

  1. Контроль

Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. Основными моментами осуществления контроля являются следующие:

    • выбор способа контроля;
    • выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательства руководителя в процесс изготовления продукта;
    1. выбор метода положительного или отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм. 
      Основные принципы управления, сформулированные А.Файолем

 

 

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом он отмечал, что эти принципы гибки и подвижны и их применение зависит от имеющихся обстоятельств.

14 принципов  управления:

  1. Разделение труда

 Файоль  верил в эффективность разделения  труда, но лишь в определенных границах, за пределами которых, по его мнению, оно может привести к снижению эффективности производства. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией управленческого труда, то есть за каждым менеджером должен быть закреплен определенный круг обязанностей (он должен работать в определенной функциональной зоне).

Информация о работе Зарождение теории менеджмента. Подход к теории управления с позиции классических школ