Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение российского менеджмента с зарубежным и выявление основных аспектов использования иностранного опыта в области менеджмента на российских предприятиях.
Задачи исследования: характеристика зарубежного менеджмента на примере западных и восточных стран; сравнение зарубежных моделей менеджмента с менеджментом в России; общая характеристика менеджмента на российских предприятиях; выявление тенденций использования зарубежного менеджмента на российских предприятиях.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Зарубежные модели управления…………………………………….5
1.1. Американская модель управления……………………………………..…5
1.2. Японская модель управления……………………………………………14
1.3. Европейская модель управления………………………………………...21
Глава 2. . Использование элементов зарубежного менеджмента в России………………………………………………………………………….26
2.1. Российская модель управления……………………………………...…..26
2.2. Проблема выбора модели управления………………………………..…31
2.3. Внедрение системы контроллинга на предприятии……………………33
2.4. Выбор организационной культуры………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………………….38
Приложения
Список литературы………………………………………………………...….42
Организационная структура предприятия
не является постоянной. Руководство
фирмы должно периодически проводить
анализ существующей структуры с
целью выявления
Вывод: рациональная организационная структура является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей и задач. Такая структура позволяет избежать завышения расходов на оплату труда, тем самым, помогая снизить себестоимость продукции и получить большую прибыль.Другим аспектом использования рациональной организационной структуры является материальное и моральное поощрение работников, осознание работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Заключение
Мы ставили следующие цели и задачи:
- сравнить российский менеджмент с зарубежным и выявить основные аспекты использования иностранного опыта в области менеджмента на российских предприятиях.
- характеристика зарубежного менеджмента на примере западных и восточных стран; сравнение зарубежных моделей менеджмента с менеджментом в России; общая характеристика менеджмента на российских предприятиях; выявление тенденций использования зарубежного менеджмента на российских предприятиях.
Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации общества, осуществляя творческое объединение зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности.
Как известно, экономические
законы, в отличие от законов природы,
опосредованы «живыми людьми», в
желаниях и выборах которых наличествуют
ожидания, нормы, установки, традиции,
моральные и нравственные ценности.
Наши неудачи в проведении экономических
реформ связаны с неопределенностью
стратегии кардинального
Проблема использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание собственной современной школы управления.
Транснациональные корпорации являются
«двигателями» мировой
Особенностью современного производства стал переход к информационным технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче отслеживать корпорации, объединяющей несколько стран.
Таким образом, цели и задачи, поставленные на написание курсовой работы, достигнуты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
История российского менеджмента
Этап |
Основные положения |
Ранний период, развития (с 1984 по 1992 г.) |
Появление менеджеров-антрепренеров. Хозяйствующие субъекты назывались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контактными аудиториями, включая органы государственной власти. |
Второй этап (примерно с 1992 по 1998 г.) |
Создание нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На втором этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа — хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал. |
Третий этап начался в 1998 г. |
Более быстрые темпы возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на таких рынках, как, например, фондовый, потребителей фармацевтической продукции,
бытовой электроники и |
Четвертый этап (будущий период) |
По прогнозам экспертов
будет характеризоваться доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Признаки русского стиля менеджмента
Признак |
Суть |
первый признак |
похож на американский, характеризующийся ориентацией на конечный результат, индивидуализмом в принятии решений, использованием разнообразных средств и методов достижения поставленных целей |
Второй признак |
заключается в демократизме общения с сотрудниками, умении использовать социально- |
третий признак |
присущий только российскому менеджменту и отличающий его от западного, состоит в осуществлении функций контроля и регулирования процессом (циклом) в целом — от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию производства продукции и услуг до сбыта и товаропродвижения |
четвертый признак |
заключается в горизонтальной интеграции на основе диверсифицированных стратегий проникновения на региональные рынки, участии в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов хозяйствующего субъекта на территориальном рынке |
пятый признак |
заключается в направлении в органы государственной законодательной ветви власти федерального и субъектного уровней менеджеров, представляющих интересы корпорации, для профессиональной деятельности по совершенствованию законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем |
шестой признак |
состоит в недоверии менеджеров
высшего звена своим |
Список литературы:
1. Артур А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - Киев.: Вильямс, 2003. - 928с.
2. Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2004. - 411 с.
3. Веснин В. Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, 2006. – 504 с.
4. Вейлл П. Искусство менеджмента. – М.: Сирин, 2004. – 204с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. -704c.
6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 267c.
7. Грейсон Д., О'Делл К.
Американский менеджмент на
8. Гусева Е.П. Менеджмент. – М.: Издательский центр ЕАОИ, 2008. – 416с.
9. Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007. – 192с.
10. Джоун М. Что такое менеджмент? - М.: Вильямс, 2005. – 500с.
11. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Вильямс, 2007. – 272с.
12. Ефимчик Е.Е. Теоретические основы менеджмента. – М.: Информ-пресс, 2005. – 176с.
13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: Новое знание, 2009. – 336с.
14. Ключко В.Н. Германская модель корпоративного управления: генезис, особенности и тенденции // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – №6. – С. 25-29.
15. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2005. – 432с.
16. Коно Т. Стратегия и структура Японских предприятий: пер. с англ. Спициной. М.: Прогресс, 2008. 250 с.
17. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект Трикста, 2005. – 560 с.
18. Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2009. – 192с.
19. Молодчик А.В., Молодчик М.А. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 296 с.
20. Основы менеджмента / Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.
21. Основы менеджмента / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2008. – 376с.
22. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – М.: Кнорус, 2008. – 240с.
23. Платов В.Я. Современные управленческие технологии. – М.: Дело, 2006. – 320с.
24. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 556с.
25. Хомяков П.М, Менеджмент: экспресс-курс лекций. – М.: Едиториал УРСС, 2006 – 152с.
26. Царский В. Менеджмент: просто о сложном. – М.: Альфа-пресс, 2005- 288с.
27. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2004. - 239 с