Зарубежный опыт организации местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России.
Целью работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить местное самоуправление в Канаде и Германии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………….5
1.1. Понятие и основные модели местного самоуправления……………………..5
1.2. Порядок формирования органов местного самоуправления…………………9
1.3. Нормативные документы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления…………………………………………………………………….13
Глава 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАНАДЕ И ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….......17
2.1. Местное самоуправление в Канаде……………………………………...……17
2.2. Муниципальное управление в Германии…………………………………….24
2.3. Сравнительный анализ местного самоуправления в Канаде и Германии……………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….........35

Файлы: 1 файл

курсовая по гму.docx

— 83.56 Кб (Скачать файл)

 

 

                                        

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления

 

Тема: Зарубежный опыт организации местного самоуправления

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2 курса,

группы 1214б

Нефёдова Л.Е.

_____________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Голева О.Г.

«___» _________________ 2012 г.

Оценка ______________________

_____________________________

(подпись)

Рубцовск, 2012г 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………….5

1.1. Понятие и основные  модели местного самоуправления……………………..5

1.2. Порядок формирования  органов местного самоуправления…………………9

1.3. Нормативные документы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления…………………………………………………………………….13

Глава 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАНАДЕ И ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….......17

2.1. Местное самоуправление в Канаде……………………………………...……17

2.2. Муниципальное управление  в Германии…………………………………….24

2.3. Сравнительный анализ  местного самоуправления в Канаде  и Германии……………………………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….........35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

 

Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности».

Среди актуальных проблем  развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института  в сложившихся демократических  обществах. Россия не первое и не последнее  государство в мире, ведущее поиск  форм и методов разумного соединения интересов государства и его  территориальных сообществ.

За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в  России.

Целью работы является попытка  разобрать зарубежный опыт, рассмотреть  основные модели местного самоуправления, сравнить местное самоуправление в Канаде и Германии.

Задачи: дать общую характеристику местного самоуправления за рубежом, а также провести сравнительный анализ систем местного самоуправления в Германии и Канаде.

Объектом данной курсовой работы является организация местного самоуправления в Германии и Канаде, предметом – местное самоуправление за рубежом.

 В первой главе рассматриваются правовые основы организации местного самоуправления за рубежом, даётся понятие и основные модели местного самоуправления, в качестве основных моделей рассматриваются англосаксонская и континентальная, описывается порядок формирования, полномочия органов местного самоуправления, а так же даётся краткая характеристика основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, в качестве основных нормативных актов выступают Европейская хартия местного самоуправления, Конституции отдельно рассматриваемых стран и ФЗ в Российской Федерации.

Во второй главе данной курсовой работы даётся полная характеристика систем местного самоуправления в Канаде и Германии, а именно какие органы входят в состав каждой системы, полномочия этих органов  и так же проводится сравнительный анализ данных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ


 

 

1.1. Понятие и основные  модели местного самоуправления

 

 

Управление на местах осуществляется двумя видами органов: органами государственной  администрации и муниципальными органами, олицетворяющими муниципальное  управление. Органы государственной администрации (центральные, федеральные, субъектов федерации и др.) назначаются сверху и полностью подчинены центральному правительству. Они действуют в качестве агентов государственной администрации, представляют правительство, министерства, департаменты и т.п. Бюрократический централизм служит определяющей чертой их построения и деятельности. Будучи инструментом центральной власти, они играют важную роль в осуществлении на местах функций государства. 
          Управление государственными делами в административно-территориальных единицах, осуществляемое представителями центральной администрации, обычно именуется местным управлением. Во всех странах в административно-территориальных единицах действуют периферийные органы центральных министерств и ведомств — департаменты, отделы, управления. В странах континентальной правовой семьи, как правило, на места назначаются также представители правительства (префекты, супрефекты, бургомистры), призванные обеспечивать выполнение государственных функций и надзирать за законностью в деятельности органов местной власти.

Муниципальным управлением  именуется управление делами преимущественно  местного значения, осуществляемое выборными  органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной  единицы, и их административным аппаратом. Муниципальное управление — это относительно децентрализованная форма управления на местах. Главными признаками муниципальных органов являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать местные налоги, издавать нормативные акты).

В научной литературе и  законодательстве западных стран муниципальное  управление именуется также местным  самоуправлением, хотя следует признать, что слово «самоуправление» неточно передает действительную природу и положение муниципалитетов в современном государстве. До 80-х гг. XX в. понятие местного самоуправления было связано, прежде всего, с децентрализованным управлением на местах, сложившимся в странах англосаксонской правовой семьи и в первую очередь в Великобритании и США. Но в последние десятилетия XX в. во всех развитых западных странах выборные местные органы получили определенную самостоятельность при решении вопросов местного значения. В 1985 г. понятие местного самоуправления было определено в ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления как «право и способность местных властей в рамках закона регулировать и управлять значительной частью публичных дел, действуя под свою собственную ответственность и в интересах местного населения».[16.,с.2.] 
          Таким образом, в настоящее время понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление» используются как синонимы.

В зарубежных странах существует несколько типов организации  и функционирования муниципальных  учреждений. Среди них принято выделять: англосаксонскую муниципальную систему, континентальную, советскую и смешанную модель местного управления.[15.,c.61]         

Англосаксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, на местах нет уполномоченных центрального правительства. Наряду с представительными органами, которые непосредственно избирают населением административно-территориальных единиц, могут также избираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем - через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин «местное управление», а само местное управление является составной частью механизма государства.

Основные черты данной модели управления:

  • высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, контроль прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
  • отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип здесь «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий» (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра», в США – штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями.

Континентальная модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.

Во Франции традиционно  существует высокая степень централизации  местного управления и самоуправления, что проявляется в системе  административного контроля центральной  власти за местными органами. Проведенная  во Франции в начале 80-х годов  реформа насколько снизила такую  централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила  за центральной властью сильные  позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90 % из них имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр - одновременно и государственный служащий и глава местного самоуправления.

Данная модель местного самоуправления характеризуется также некоторой подчиненностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре.

Её основные черты:

  • сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
  • ограниченная автономия местного самоуправления; наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.


1.2. Порядок формирования  органов местного самоуправления


 

 

Общий порядок  формирования муниципальных советов  и исполнительных органов регулируется специальными избирательными законами и законами о муниципалитетах. В  большинстве демократических стран  выборы в органы местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Пассивное  избирательное право обычно устанавливается  рамках 18-25 лет. Одновременно устанавливается и целый ряд цензовых требований – ценз оседлости, несовместимость занятия других постов на государственной службе или в выборных органах, в суде и т.д.

В ряде стран  Латинской Америки, для того чтобы  быть избранным алькальдом (мэром) или  советником муниципалитета, по закону «О муниципалитетах» необходимо обладать избирательным правом, быть рожденным в соответствующем муниципалитете или проживать там не менее двух лет, предшествующим выборам; быть внесенным в избирательный регистр граждан или в избирательный регистр для иностранцев; не быть осужденным уголовным судом.

В выборах муниципалитетов  в Великобритании могут участвовать  все британские граждане (в том  числе пэры), живущие в стране и достигшие 18 лет. Кандидатом в депутаты может выдвигаться каждый гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории данного муниципалитета, работающий там или имеющий, либо арендующий там не менее года землю, предприятия, дом, квартиру. Не могут быть избраны пэры, священнослужители, кадровые военные, гражданские служащие. На муниципальных выборах могут применяться и некоторые требования морального характера. Еще одна особенность – ряд зарубежных стран предоставляет право участия в выборах органов местного самоуправления иностранцам, постоянно проживающим на территории данного муниципалитета.

Порядок выдвижения кандидатов в выборные органы местного самоуправления предусматривает различные  способы реализации этих субъективных прав избирателей – чаще всего  путем подачи петиции с подписями установленного законом числа жителей данного избирательного округа, обладающих полным объемом избирательных прав, в поддержку кандидата на должность члена муниципального совета. Кандидаты в муниципальные органы могут баллотироваться по партийным спискам, опираясь на поддержку определенной политической партии, или выступать как независимые кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным округам, так и по многомандатным округам. Для определения результатов голосования используются как пропорциональная, так и мажоритарная избирательные системы. Мажоритарная система может предполагать и проведение выборов в два тура. На выборах в муниципальные органы запрещено введение императивного мандата. Депутаты муниципальных органов не связаны никакими наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед избравшими их гражданами.

Информация о работе Зарубежный опыт организации местного самоуправления