Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России.
Целью работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить местное самоуправление в Канаде и Германии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………….5
1.1. Понятие и основные модели местного самоуправления……………………..5
1.2. Порядок формирования органов местного самоуправления…………………9
1.3. Нормативные документы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления…………………………………………………………………….13
Глава 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАНАДЕ И ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….......17
2.1. Местное самоуправление в Канаде……………………………………...……17
2.2. Муниципальное управление в Германии…………………………………….24
2.3. Сравнительный анализ местного самоуправления в Канаде и Германии……………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….........35
Таким образом, обязательная в любой системе управления функция контроля выведена на отдельный (специализированный) уровень управления. Средний уровень установлен не во всех федеральных землях. В соответствии с законодательством ФРГ основное регулирование отношений в сфере местного самоуправления осуществляется на уровне федеральных земель, т.е. конституциями, законами и иными актами органов государственной власти федеральных земель.
Районы в Германии являются
публично-правовыми
Населением района избирается крейстаг - главный орган районного самоуправления. Деятельность по решению вопросов местного значения в городах и на территории сельских общин имеет приоритет по отношению к компетенции органов власти районов. Таким образом, в компетенцию районов входят задачи, решение которых необходимо в интересах жителей района, но выходит за пределы возможностей городов и сельских общин.
Таким образом, районы в Германии скорее являются над муниципальным уровнем, чем нижним “этажом” государственной власти. Основной задачей этого уровня управления является координация межмуниципального взаимодействия и решение совместными усилиями вопросов, выходящих за пределы возможностей отдельных общин.
Под немецким термином “город” в отношении местного самоуправления (в отличие от термина “город районного значения”) следует понимать относительно небольшой город в статусе базового (нижнего) уровня самоуправления.
Общины интегрированы
в государственное
Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – “законодательной” (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах (в положениях об общинах), организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.
Высшим органом власти
на местах являются городской совет
или совет общины. Это - муниципальное
собрание, представительный орган, напрямую
избираемый населением, так называемый
“коммунальный парламент”. В соответствии
с Основным законом ФРГ, советы избираются
жителями общины на пятилетний срок на
основе публичных, прямых, свободных, равных
и тайных выборов. Избирателями могут
быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое
гражданство и прожившие в
городе (общине) не менее трех месяцев.
Кандидаты на выборы в совет обычно
выдвигаются различными политическими
партиями. В соответствии с Законом
о выборах, кандидаты от политических
движений должны быть старше 18 лет, прожить
в общине не менее шести месяцев,
иметь немецкое гражданство не менее
года. Число членов совета зависит
от численности населения и
Будучи избранными, члены
совета обладают свободным мандатом,
т.е. исполняют свои обязанности
в рамках законов в соответствии
с их собственными убеждениями и
исключительно в целях
Как высший законодательный орган общины, совет принимает решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. В соответствии с правами, предоставленными общинам, совет осуществляет и свой собственный “бизнес” на основе местного (городского) законодательства. Он также распоряжается использованием средств, выделяемых на поддержание чистоты и порядка в городе, уборку улиц, переработку отходов, водопотребление и водоочистку. Он может принимать решения по руководству городской исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений совет может создавать специальные комиссии из членов совета и привлекаемых специалистов.
Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право оспаривать решения, противоречащие закону. В этом случае совет обязан пересмотреть свое решение. При повторном протесте исполнительной власти решение принимается вышестоящими органами управления на уровне земель.
Структура органов исполнительной
власти в Германии построена на единых
для всех земель принципах: вся городская
администрация разделена на департаменты,
имеющие унифицированную
Администрация имеет восемь основных департаментов:
2.3. Сравнительный анализ
местного самоуправления в
Мировая практика организации муниципальных учреждений показывает, что организация местного самоуправления и государственного управления в локальных образованиях ( «на местах» ), обеспечивается на основе учёта исторических, демографических, географических особенностей той или иной территории, формы правления и государственного устройства, политического режима, правовой системы страны и других факторов. Конкретный опыт построения местного самоуправления в каждой стране формирует самостоятельные модели. Из множества моделей организации местного самоуправления мы выделим для исследования варианты, возникшие в Германии, Канаде.[3.,с.9-14]
Таблица 2.1.
Сравнительная характеристика местного самоуправления в Германии и Канаде
Критерии сравнения |
Канада |
Германия |
Модель местного самоуправления |
Англосаксонская |
Смешанная |
Продолжение табл. 2.1
Особенности |
Несоответствие между размерами территории и численностью населения, неравномерность распределения населения по территории государства; реструктуризация муниципалитетов, в том числе за счет слияния, под эгидой снижения расходов и повышения эффективности наряду с возможностью координации экономического развития |
Проведение территориальной реформы укрупнение территорий коммун для усиления социально- экономического и управленческого потенциала, необходимого для решения объективно усложняющихся муниципальных задач. В этой сфере признан только институт собственности. Нет института муниципальной собственности, как, впрочем, и института частной и государственной собственности как особых институтов |
Принципы |
При формировании структуры органов местного самоуправления принцип разделения властей не применяется. В зависимости от численности населения и других факторов муниципалитеты имеют различные объемы предметов ведения, которые закреплены в муниципальном акте. Конституционные акты устанавливают, что деятельность органов местного самоуправления регулируется провинциальным правительства в форме субсидирования в деятельности органов двух других уровней дает ему право участвовать в |
Самоопределение граждан
в рамках административно- |
политическом регулировании проблем местного самоуправления. В итоге многие важные проблемы на практике решаются за столом переговоров на трехсторонней основе |
||
Административное деление |
Смесь одноуровневых и двухуровневых муниципалитетов, с преобладанием вторых | |
Полномочия |
Состав и полномочия представительных органов местного самоуправления варьирует в каждой провинции. Муниципальные органы осуществляют деятельность в тех сферах, которые могут быть с большой эффективностью выполнены под местным контролем. Они разрабатывают местную политику, заботятся о росте благосостояния и социального обслуживания населения своих территорий. Муниципальные советы во всех провинциях осуществляют полномочия, издавая постановления, утверждая расходы и устанавливая местные налоги |
Общины получают полную компетенцию в вопросах, касающихся совместного проживания и существования членов общины и имеющих для них значение именно как для членов данного коммунального образования. Задачи самоуправления общин могут носить: - добровольный характер
(когда общины могут заниматься этим вопросом и каким образом (например, строительство спортзалов, музеев и театров); - обязательный характер- административные возможности и местные преимущества общин. Пока поставленные задачи имеют государственное значение и не трансформируются в |
Продолжение табл. 2.1
коммунальные, государство сохраняет в той или иной степени право на указания, обязательные для исполнения. При постановке задач перед общинами государство несет обязанности по их финансированию. У районов нет конкретной сферы деятельности, гарантированной конституцией. Районы отвечают в рамках своей территории за вопросы, которые им определяет законодатель |
Таким образом, система местного
самоуправления Канады определяется административно-
территориальным делением каждой провинции.
Канадские провинции делятся на графства,
специальные округа в конкретных узких
направлениях, городские муниципалитеты.
Круг полномочий, форма местного самоуправления
и административно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный опыт организации
муниципальных учреждений свидетельствует
о том, что там сочетается местное
самоуправление и государственное
управление на местах, учитываются
исторические, демографические, географические
особенности той или иной страны,
формы правления
Местное самоуправление строится,
как правило, в соответствии с
административно –
Правовой основой организации самоуправления в зарубежных странах являются соответствующие положения конституций, национальных законов о местном управлении и самоуправлении, в федеративных государствах – также законы штатов, земель, других субъектов федерации.
Информация о работе Зарубежный опыт организации местного самоуправления