Зарубежный опыт организации местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ.
За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России.
Целью работы является попытка разобрать зарубежный опыт, рассмотреть основные модели местного самоуправления, сравнить местное самоуправление в Канаде и Германии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………….5
1.1. Понятие и основные модели местного самоуправления……………………..5
1.2. Порядок формирования органов местного самоуправления…………………9
1.3. Нормативные документы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления…………………………………………………………………….13
Глава 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАНАДЕ И ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….......17
2.1. Местное самоуправление в Канаде……………………………………...……17
2.2. Муниципальное управление в Германии…………………………………….24
2.3. Сравнительный анализ местного самоуправления в Канаде и Германии……………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….........35

Файлы: 1 файл

курсовая по гму.docx

— 83.56 Кб (Скачать файл)

Таким образом, обязательная в любой системе управления функция  контроля выведена на отдельный (специализированный) уровень управления. Средний уровень установлен не во всех федеральных землях. В соответствии с законодательством ФРГ основное регулирование отношений в сфере местного самоуправления осуществляется на уровне федеральных земель, т.е. конституциями, законами и иными актами органов государственной власти федеральных земель.

Районы в Германии являются публично-правовыми корпорациями, объединением коммун (общин) и одновременно государственной  административной единицей нижнего уровня. Распределение компетенции (задач) между районами, городами и общинами осуществляется по принципу, согласно которому выходящие за местные рамки работы, которые не могут быть выполнены общинами, осуществляются главным образом районами, т.е. по принципу “снизу вверх”. Органы власти района формируются по тому же принципу, что и органы самоуправления в городах и сельских общинах.

Населением района избирается крейстаг - главный орган районного самоуправления. Деятельность по решению вопросов местного значения в городах и на территории сельских общин имеет приоритет по отношению к компетенции органов власти районов. Таким образом, в компетенцию районов входят задачи, решение которых необходимо в интересах жителей района, но выходит за пределы возможностей городов и сельских общин.

Таким образом, районы в Германии скорее являются над муниципальным  уровнем, чем нижним “этажом” государственной  власти. Основной задачей этого уровня управления является координация межмуниципального  взаимодействия и решение совместными  усилиями вопросов, выходящих за пределы  возможностей отдельных общин.

Под немецким термином “город” в отношении местного самоуправления (в отличие от термина “город районного значения”) следует понимать относительно небольшой город в статусе базового (нижнего) уровня самоуправления.

Общины интегрированы  в государственное административное устройство земель и являются его  частью. Территории общин представляют собой нижний уровень государственно-административного  устройства.

Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – “законодательной” (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах (в положениях об общинах), организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.

Высшим органом власти на местах являются городской совет  или совет общины. Это - муниципальное  собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, так называемый “коммунальный парламент”. В соответствии с Основным законом ФРГ, советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе публичных, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Избирателями могут  быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство и прожившие в  городе (общине) не менее трех месяцев. Кандидаты на выборы в совет обычно выдвигаются различными политическими  партиями. В соответствии с Законом  о выборах, кандидаты от политических движений должны быть старше 18 лет, прожить  в общине не менее шести месяцев, иметь немецкое гражданство не менее  года. Число членов совета зависит  от численности населения и колеблется в городах Германии от пяти до 93.

Будучи избранными, члены  совета обладают свободным мандатом, т.е. исполняют свои обязанности  в рамках законов в соответствии с их собственными убеждениями и  исключительно в целях общественного  процветания. Они не ограничены какой-либо ответственностью, которая уменьшила  бы их свободу в принятии решений  в качестве членов совета. На первом заседании из нескольких кандидатур избираются председатель совета и его  заместители (обербургомистр и бургомистры), которые занимают свои должности в течение срока полномочий совета. Члены совета выполняют свою работу на общественных началах, но имеют право получать компенсацию расходов в соответствии с их общественными обязанностями и потерей заработка. Заседания совета всегда открыты для публики. Время проведения, место и повестка дня публикуются в форме официального объявления в ежедневных газетах.

Как высший законодательный  орган общины, совет принимает  решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. В соответствии с правами, предоставленными общинам, совет осуществляет и свой собственный “бизнес” на основе местного (городского) законодательства. Он также распоряжается использованием средств, выделяемых на поддержание чистоты и порядка в городе, уборку улиц, переработку отходов, водопотребление и водоочистку. Он может принимать решения по руководству городской исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений совет может создавать специальные комиссии из членов совета и привлекаемых специалистов.

Вторым важным органом  управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская  администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости  от типа структуры управления, руководителей  департаментов. Исполнительная власть отвечает за ежедневное оперативное  управление городом и за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право  оспаривать решения, противоречащие закону. В этом случае совет обязан пересмотреть свое решение. При повторном протесте исполнительной власти решение принимается  вышестоящими органами управления на уровне земель.

Структура органов исполнительной власти в Германии построена на единых для всех земель принципах: вся городская  администрация разделена на департаменты, имеющие унифицированную нумерацию. Каждый департамент имеет вертикальную структуру.

Администрация имеет восемь основных департаментов:

    • общего управления; 
    • финансов;
    • безопасности и поддержания порядка;
    • культуры и образования;
    • по делам молодежи; строительства;
    • управления общественными службами; 
    • экономики и транспорта.

 

 

2.3. Сравнительный анализ  местного самоуправления в Канаде  и Германии

 

 

Мировая практика организации  муниципальных учреждений показывает, что организация местного самоуправления и государственного управления в локальных образованиях ( «на местах» ), обеспечивается на основе учёта исторических, демографических, географических особенностей той или иной территории, формы правления и государственного устройства, политического режима, правовой системы страны и других факторов. Конкретный опыт построения местного самоуправления в каждой стране формирует самостоятельные модели. Из множества моделей организации местного самоуправления мы выделим для исследования варианты, возникшие в Германии, Канаде.[3.,с.9-14]

 

Таблица 2.1.

Сравнительная характеристика местного самоуправления в Германии и Канаде

 

Критерии сравнения

Канада

Германия

Модель местного самоуправления

Англосаксонская

Смешанная


                                                                                       

Продолжение табл. 2.1

Особенности

Несоответствие между  размерами территории и численностью населения, неравномерность распределения  населения по территории государства; реструктуризация муниципалитетов, в том числе за счет слияния, под эгидой снижения расходов и повышения эффективности наряду с возможностью координации экономического развития

Проведение территориальной

реформы укрупнение территорий коммун для усиления социально-

экономического и

управленческого потенциала, необходимого для решения объективно усложняющихся

муниципальных задач.

В этой сфере признан только институт собственности. Нет института муниципальной

собственности, как, впрочем, и института частной и государственной собственности как особых институтов

Принципы

При формировании структуры  органов местного самоуправления принцип  разделения властей не применяется. В зависимости от численности  населения и других факторов муниципалитеты

имеют различные объемы предметов  ведения, которые закреплены в муниципальном  акте. Конституционные акты устанавливают, что деятельность органов местного

самоуправления регулируется

провинциальным законодательством, а деятельность органов управления двух территорий (Юкон и Северо-Западные территории) - федеральными законами. Подобный подход к законодательному регулированию  приводит к тому, что в каждой провинции создается свое обособленное законодательство и во многом уникальная система органов местного самоуправления. Считается, что значительное финансовое участие федерального

правительства в форме  субсидирования в деятельности органов  двух других уровней дает ему право  участвовать в

Самоопределение граждан  в рамках административно-территориальных  единиц, организованных по принципу децентрализации


                                                                                        Продолжение табл. 2.1

 

политическом регулировании проблем местного самоуправления. В итоге многие важные проблемы на практике решаются за столом переговоров на трехсторонней основе

 

Административное деление 

Смесь одноуровневых и  двухуровневых муниципалитетов, с  преобладанием вторых

Полномочия

Состав и полномочия представительных органов местного самоуправления варьирует в каждой провинции. Муниципальные органы осуществляют деятельность в тех сферах, которые могут быть с большой эффективностью выполнены под местным контролем. Они разрабатывают местную политику, заботятся о росте благосостояния и социального обслуживания населения своих территорий. Муниципальные советы во всех провинциях осуществляют полномочия, издавая постановления, утверждая расходы и устанавливая местные налоги

Общины получают полную компетенцию  в вопросах, касающихся совместного  проживания и существования членов общины и имеющих для них значение именно как для членов данного  коммунального

образования. Задачи самоуправления общин

могут носить:

- добровольный характер (когда общины могут самостоятельно  решать, будут ли они вообще

заниматься этим вопросом и каким образом (например, строительство спортзалов, музеев и театров);

- обязательный характер-необходимость  выполнения обязанностей определена в законном порядке, а общины вольны лишь в выборе способов их выполнения. Наряду с задачами самоуправления общины могут также решать вопросы государственного уровня. Государству иногда выгоднее вместо подключения своих инстанций использовать

административные возможности  и местные преимущества общин.

Пока поставленные задачи имеют государственное значение и не

трансформируются в


 

Продолжение табл. 2.1

   

коммунальные, государство сохраняет в той или иной

степени право на указания, обязательные для исполнения. При постановке задач перед общинами государство несет обязанности по их финансированию. У районов нет конкретной сферы

деятельности, гарантированной  конституцией. Районы отвечают в рамках своей территории за вопросы, которые им определяет законодатель


 

Таким образом, система местного самоуправления Канады определяется административно- территориальным делением каждой провинции. Канадские провинции делятся на графства, специальные округа в конкретных узких направлениях, городские муниципалитеты. Круг полномочий, форма местного самоуправления и административно-территориальное деление определяется законодательством провинций. Значительную часть бюджетов провинций Канады составляют федеральные субсидии, что позволяет федеральному правительству участвовать в решении многих проблем местного самоуправления. Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – представительной и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах  организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

 

Зарубежный опыт организации  муниципальных учреждений свидетельствует  о том, что там сочетается местное  самоуправление и государственное  управление на местах, учитываются  исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы.

Местное самоуправление строится, как правило, в соответствии с  административно – территориальным  делением страны. Первичной ячейкой  выступают городские и сельские единицы (коммуны, общины, приходы и  т.д.).

Правовой основой организации  самоуправления в зарубежных странах  являются соответствующие положения  конституций, национальных законов  о местном управлении и самоуправлении, в федеративных государствах – также  законы штатов, земель, других субъектов  федерации.

Информация о работе Зарубежный опыт организации местного самоуправления