Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа
Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Цель работы и задачи исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».
В качестве объекта исследования принята организация ООО «Лекрус Урал», функционирующая в современных условиях.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Введение…………………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………7-8
1.2. Различные модели жизненного цикла…………………………..9-15
1.3. Этапы жизненного цикла организации…………………………16
1.4. Теория жизненного цикла организации и графическая модель жизненного цикла организации Адизеса ………………………17-28
1.5. Действия руководителя на различных стадиях развития организации………………………………………………………29-32
1.6. Перспективные модели теории эволюции организации………33-45
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Современные модели ЖЦ организаций в РФ …………….46-47
2.2 Анализ жизненных циклов, пройденных компанией ООО «Лекрус Урал» ……………………………………………………………………48-52
2.3 Определение стратегических действий ООО «Лекрус Урал». на действующей стадии развития…………………………………………53-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57-58
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
ТЕМА «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ. КОНЦЕПЦИЯ ДВУХ S-ОБРАЗНЫХ КРИВЫХ».
Проверил:
АННОТАЦИЯ
Структура и объем работы. Курсовая работа, объемом 58 печатных страниц, состоит из введения, двух глав, заключения.
Список использованных источников литературы содержит 18 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………7-8
1.2. Различные модели жизненного цикла…………………………..9-15
1.3. Этапы жизненного цикла организации…………………………16
1.4. Теория жизненного цикла организации и графическая модель жизненного цикла организации Адизеса ………………………17-28
1.5. Действия руководителя на различных стадиях развития организации…………………………………………………
1.6. Перспективные модели теории эволюции организации………33-45
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Современные модели ЖЦ организаций в РФ …………….46-47
2.2 Анализ жизненных циклов, пройденных компанией ООО «Лекрус Урал» ……………………………………………………………………48-
2.3 Определение стратегических действий ООО «Лекрус Урал». на действующей стадии развития…………………………………………53-54
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57-58
ВВЕДЕНИЕ
Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Исследователями было замечено, что развитие организаций обусловлено определенным алгоритмом, общим практически для всех типов организаций. Выявление такого алгоритма позволяет с определенной долей вероятности осуществлять прогнозирование наступления кризисных ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие наиболее эффективно нейтрализовать их негативные последствия. Это становится более актуальным в условиях рыночной экономики, когда происходит активное формирование рыночных механизмов, разрушение старых экономических связей и выстраивание новых отношений с контрагентами. Рассматривая организацию как экономическую систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации в целях оптимизации управленческого воздействия. Тем не менее, малоизученными остаются вопросы проявления стадий жизненного цикла в условиях развития рыночной экономики, кроме того, существуют некоторые разночтения в определении направлений совершенствования управления организациями по стадиям их жизненного цикла. Главной проблемой является в данном случае сложность совмещения выработанных мировой экономической мыслью подходов с традициями отечественной научной школы и сложностями развития современной экономической действительности.
Цель работы и задачи исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».
В качестве объекта исследования принята организация ООО «Лекрус Урал», функционирующая в современных условиях.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Для достижения поставленной цели рассмотрены проблемы и решены задачи, основные из которых:
Теоретической основой работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории систем, корпоративного управления, теорий жизненных циклов организаций и антикризисного управления (И. Адизеса, Л. Грейнера, Б.З. Мильнера,В., Е.В. Глуховой, В. А. Федорова).
Информационную основу курсовой составили материалы экономической и статистической литературы, материалы, опубликованные в глобальной сети Internet.
Актуальность данной работы обусловлена также необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие жизненного цикла организации
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства [4].
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности [12]. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается.
На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие [2,42].
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости. Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [4].
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия.
1.2. Различные модели жизненного цикла
На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились в США за период с 1967 по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения.
А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967). Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
1. «борьба за автономию» возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
2. «стремительного роста» включает быстрое расширение, где подчеркиваются инновации и креативность;
3. «замедления» характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
Ученые Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967) разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они предложили три стадии развития корпораций:
1) рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
2) юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
3) зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
Таблица1- Жизненный цикл организации в модели Липпита-Шмидта
Стадии | Проблема | Главный вопрос | Последствия,если проблемная ситуация сохраняется |
Рождение | Создать новую организацию Выжить | Чем рисковать? | Фрустрация и бездеятельность. |
Юность | Достичь стабильности Создать репутацию | Чем пожертвовать? Как пересматривать и оценивать деятельность? | Реактивная организация с доминированием кризисного состояния. Скорее оппортунистические, чем личностно направленные установки и политика. Трудности с привлечением хорошего персонала и клиентов. Построение неуместного и большей частью агрессивного имиджа организации
|
Зрелость | Достичь уникальности и адаптивности Внести вклад в развитие общества | Изменяться ли и каким образом? Делиться ли деньгами и каким образом? | Излишне «защитные» и «состоятельные» установки, распыление энергии и усилий. Потеря творческого персонала. Возможно отсутствие уважение общественности и потеря признания. Банкротство или потеря прибыли. |
Информация о работе Жизненный цикл организации. Кгнцепция дувух S-образных кривых