Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:09, курсовая работа
Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Цель работы и задачи исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».
В качестве объекта исследования принята организация ООО «Лекрус Урал», функционирующая в современных условиях.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Введение…………………………………………………………………………...4-6
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………7-8
1.2. Различные модели жизненного цикла…………………………..9-15
1.3. Этапы жизненного цикла организации…………………………16
1.4. Теория жизненного цикла организации и графическая модель жизненного цикла организации Адизеса ………………………17-28
1.5. Действия руководителя на различных стадиях развития организации………………………………………………………29-32
1.6. Перспективные модели теории эволюции организации………33-45
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Современные модели ЖЦ организаций в РФ …………….46-47
2.2 Анализ жизненных циклов, пройденных компанией ООО «Лекрус Урал» ……………………………………………………………………48-52
2.3 Определение стратегических действий ООО «Лекрус Урал». на действующей стадии развития…………………………………………53-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57-58
Предельное состояние при развитии организации с такими скоростями будет достигнуто за время, рассчитанное по формулам:
(2)
Рис. 6. Смена кривых жизненного цикла
В действительности из-за того, что скорость развития организации не может в течение рассматриваемого периода быть постоянной, фактическая динамика развития отличается от запланированной. Скорость развития системы зависит от ресурсов R, затрачиваемых ею. Для того чтобы найти связь между скоростью V и ресурсами R, введем понятие комплексного ресурса r. Под единицей комплексного ресурса r будем понимать совокупность минимальных количеств отдельных видов ресурсов, использование которых позволяет достичь предельного уровня развития.
Скорость развития системы, обладающей единицей комплексного ресурса, обозначим через ∆V(∆Vmin≤ ∆V≤∆Vmax)
Общие ресурсы организации могут быть представлены следующим образом:
R = Nr +∆ R,
Где N – количество единиц (мощность) комплексного ресурса r,
R – неиспользуемая часть ресурсов.
Тогда
V=∆V ∙N,
Из двух вышеприведенных выражений следует, что
N = (R -∆ R) r и N = V/ ∆V. ,
Отсюда .
Vr=∆V( R-∆R) ,
Таким образом, изменение ресурсов организации на единицу комплексного ресурса r вызывает изменение скорости развития на величину ∆V,т.е. управляющее воздействие заключается в перераспределении ресурсов
предприятия с целью исключения технологического разрыва.
Если система исчерпывает ресурсы своего развития, то необходимо объединить ее с другой системой, имеющей ту же главную функцию, причем желательно, чтобы вторая система была на первом или втором этапе своего развития. Такое объединение рождает новую систему, ресурсы развития которой гораздо выше каждой из исходных( рис. 7). Если кардинальным образом сократить неиспользованные ресурсы ( R→0), то характер системного развития будет стремиться к своему практически идеальному варианту (рис. 7).
а) известный (обычный) вариант б) предлагаемый вариант
Рис. 7. Уточнение концепции развития системы управления
Исходя из этого, можно заключить следующее:
1) очевидно, что в начале освоения S-образной кривой (точнее, на первой половине жизненного цикла) нет практического смысла в подготовке или разработке новой кривой, так как к этому времени ещё не успевают созревать необходимые для этого предпосылки. Какие-либо серьёзные результаты получить при этом весьма проблематично, а соответствующие
затраты средств по большей части будут неоправданными;
2) начало освоения новой S-образной кривой следует осуществлять не
после наметившегося спада (за точкой β), а несколько ранее (до достиже-
ния β), с тем, чтобы как можно ближе к данной точке начинался не первый
(рождение), а второй (рост) этап жизненного цикла новой системы;
3) распределение времени, средств и интеллектуальных ресурсов не
должно быть одинаковым по отношению к существующей и новой системам, а наоборот, носить четкий ситуационный характер и зависеть не только от конкретного этапа цикла, но и периода его начала, середины или окончания;
4) интегрируя усилия на «движении» по обеим кривым (согласно рекомендациям К. Бланчарда и Т. Вэгхорна), следует, тем не менее, до достижения точки β (β1) концентрировать приоритетное внимание на развитии существующей S-образной кривой, а после прохождения этой точки – уже на новой системе.
5) с целью продления периода жизненного цикла новой S-образной кривой необходимо с момента разработки и до окончания этапа зрелости постоянно стремиться к активному развитию ресурсного обеспечения данной системы.
Рассмотренные положения позволяют более обоснованно и целенаправленно использовать теоретические разработки в практике управленческой деятельности. Вместе с тем, они ставят сложную, но более конкретизированную задачу практической реализации нового обоснованного варианта развития системы, что требует значительного увеличения интеллектуальных усилий, активизации инновационной политики, развитого и гибкого ресурсного обеспечения, а также поиска и разработки необходимых методик и новых инструментальных средств решения проблем развития. Данные концептуальные дополнения формируют фундаментальные основы для работ в области активного и направленного развития систем, позволяют найти гармоничное решение противоречия, согласно которому характер развития должен быть по своей природе циклическим и неравномерным, но в то же время предпочтительным является стабильное развитие по возрастающей прямой без каких-либо остановок, спадов, рывков и колебаний.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Современные модели жизненного цикла организаций в РФ
В российских организациях развитие организации происходит в исключительно сложный период становления рыночной экономики, когда существуют старые и новые экономические отношения, когда проявляется противоречие между издержками консервативной рационально-бюрократической системы управления кадрами, и реальными потребностями предприятий, функционирующих в современных условиях рынка[9, С.119]. Актуальной является разработка научной концепции развития организации на различных этапах ЖЦ организации, которая бы аккумулировала все лучшее из мировой и отечественной теории и практики, отражала бы национальную специфику, своеобразие исторического опыта, особенности переходного периода. Данная концепция может найти свое воплощение в разработке стратегии организации на различных этапах ее ЖЦ. Организация существенно меняется от момента своего возникновения до прекращения своего существования. При этом должны меняться и методы управления персоналом. Проблемы, актуальные на одних стадиях ЖЦ организации, теряют свою актуальность на других стадиях ЖЦ, их место занимают другие[9, С.120]. Изучение опубликованных научных трудов по проблеме показывает, что в мировой литературе наиболее глубоко исследованы проблемы развития стабильной организации. Это связано с тем, что сама концепция ЖЦ появилась в менеджменте относительно недавно. Сегодня необходима разработка специального теоретического подхода к организациям РФ на различных этапах их ЖЦ и в условиях современных российских реалий.
Российская предпринимательская модель корпоративного управления характерна для стран с переходной экономикой. В рамках этой модели формально присутствуют все необходимые элементы, но в реальной деятельности принцип разделения прав собственности и контроля не признается.
Таблица 6-.Сравнительные характеристики моделей управления
Характеристика модели | Англо-американская | Немецкая | Японская | Российская |
Система ценностей | Индивидуальная свобода выбора | Взаимодействие, согласие | взаимодействие и доверие | неопределенная |
Роль трудового коллектива | пассивная | активная | Активная сопричастность | Экстремальное реагирование |
Основной способ финансирования | Фондовый рынок | банки | банки | За счёт близости к власти |
Временной горизонт инвестирования | краткосрочный | долгосрочный | долгосрочный | сиюминутный |
Стоимость капитала | высокая | средняя | низкая | неопределённая |
Рынок капитала | высоколиквидный | ликвидный | Относительно ликвидный | неликвидный |
Оплата менеджмента | высокая | средняя | низкая | С высокой диспесией |
*Источником информации для заполнения таблицы 6 является [13]
До сих пор не предложено единой модели ЖЦ организации. Разные модели обладают разной степенью адекватности по отношению к проблемам управления, поэтому, при построении систем управления на различных этапах ЖЦ организации следует использовать несколько моделей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.
В работе были рассмотрены созданные в течение десятилетия разными авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.
На основе модели, предложенной И.Адизесом, были подробно рассмотрены такие стадии развития, как выхаживание, младенчество, стадия быстрого роста, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть. Была представлена графическая модель эволюции организации; даны описания проблем, характерных для определенных этапов развития, и рекомендации руководителю компании о принятии управленческих решений, способных предотвратить возможное старение организации.
В современных условиях исследуются новые аспекты теории жизненного цикла организации.
Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимова, Т.А. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова .– М : ЮНИТИ-ДАНА. – 2003 .– 367с .
2.Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2003.
3.Бабунашвили М.К. Контроль и управление в организационных системах/ М.К. Бабунашвили, М.А. Бермант, И.Б. Руссман // Трудность достижения цели: избранные труды. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. – 196 с.
4.Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие// www.distance.ru
5.Бланчард К. Миссия возможного, или как стать компанией мирового класса: пер. с англ. / К. Бланчард, Т. Вэгхорн. – Челябинск: «Урал LTD»,
1998. – 292 с.
6.Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т.1. – М.:Экономика, 1989.
7.Гапонов С. Трансдисциплинарный аспект стратегического планирования и управления бизнесом - метод коррекции бизнес-систем. (Тезисы к семинару «Брэндархитектура: создание и управление брэндом», Москва, октябрь 2004 года). – М., 2004.
8.Жизненные стадии и циклы организации// www.cpt21.ru
9.Кибанов А., Григор О., Мамед-заде Г.Выжить и достичь стабильности. Разные модели корпоративного управления/А. Кибанов, О. Григор,Г. Мамед-заде //Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007 – февр.(№ 2). 10.Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность// Социс. – 1996, № 10, с.63-71.
11. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система/ http://ecsocman.edu.ru
12.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/пер. с англ.. – М.: Дело. 1996.
13..Мильнер, Б. З. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Б. З. Мильнер .– изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2004 .– 647 с. 14.Пригожин А.И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003.
15.Рогожин, С.В. Теория организации : учеб. пособие для ВУЗов / С.В. Рогожин ; С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина .— изд. 2-е, стереотип. — М. : ЭКЗАМЕН, 2004 .— 319.
Информация о работе Жизненный цикл организации. Кгнцепция дувух S-образных кривых