Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:21, курсовая работа
Управление – это прежде всего процесс принятия определённых решений. Но в основе принятия почти всякого решения лежит обозначенный самим человеком круг альтернатив. В свою очередь, формирование и выбор конкретной альтернативы производится на основе имеющейся информации. Следовательно, информация – основа управленческой деятельности, незыблемый фундамент, без которого практически всякая осмысленная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится неэффективной и хаотической. Именно в связи с исключительной важностью информации, в данной курсовой работе значительное внимание будет уделено структуре информации, её классификации и другим не менее важным вопросам.
Информационные единицы способны объединяться в потоки. Потоки информации, циркулирующие в системах управления, непрерывно возрастают.
Введение.
Управление – это прежде всего процесс принятия определённых решений. Но в основе принятия почти всякого решения лежит обозначенный самим человеком круг альтернатив. В свою очередь, формирование и выбор конкретной альтернативы производится на основе имеющейся информации. Следовательно, информация – основа управленческой деятельности, незыблемый фундамент, без которого практически всякая осмысленная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится неэффективной и хаотической. Именно в связи с исключительной важностью информации, в данной курсовой работе значительное внимание будет уделено структуре информации, её классификации и другим не менее важным вопросам.
Информационные единицы
Именно в связи с огромными потоками информации в системах управления и необходимостью её своевременной переработки возникла задача автоматизации этих систем.
Внедрение современной вычислительной
техники в системах управления на
различных уровнях и в
"Новая информационная революция уже идёт. Началась она в бизнесе, и началась с информации, необходимой бизнесу. Но она, несомненно, затронет все общественные институты. Она радикально изменит смысл, который вкладывают в понятие "информация" – пишет Питер Ф. Друкер.
1.1 Структура экономической информации.
Становление рыночных отношений определяется повышением уровня управления экономикой. Управление можно рассматривать как информационный процесс, происходящий между органами управления, управляемым объектом и внешней средой.
Под информацией понимается совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде [8].
Процесс управления включает сбор, обработку
и передачу информации для выработки
управляющих решений. Информация является
предметом труда и одновременно
средством и продуктом труда
в управленческой деятельности. При
рассмотрении структуры информации
выделяются отдельные ее элементы,
которые могут быть и простыми
и сложными. Простые элементы не
поддаются дальнейшему
Показатель - логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображаемого явления. Приведем пример построения показателя выпуска чугуна с номенклатурным номером 824 в мае в количестве 200 тонн. Структура показателя может быть представлена так, как показано на рис. 1.1. [8]
Рисунок 1.1.- Структура показателя
Показатель является минимальной
по составу информационной совокупностью
для образования
При обработке информации реквизиты-признаки
и реквизиты-основания часто
Таким образом, каждому показателю
соответствует множество
1.2. Классификация управленческой информации.
Менеджмент обеспечивается огромным объемом информации, размер которой постоянно увеличивается. Например, в сфере управления крупного предприятия обращается несколько десятков тысяч показателей, несколько миллионов материальных и трудовых нормативов, а в ходе производства создаются тысячи документов, над которыми выполняются различные операции, преобразования. Для упрощения работы с информацией важна ее классификация.
Управленческую информацию различные специалисты классифицируют по различным признакам. Согласно Г. А. Титоренко она различается :
1. По источникам возникновения: первичная и производная (промежуточная, командная, отчетная);
2. По способу фиксации: устная и документированная;
3. По способу выражения: цифровая и алфавитная;
4. По характеру фиксации данных: фиксируемая и не фиксируемая;
5. По направлению движения: входящая и исходящая;
6. По стабильности: переменная и условно-постоянная (прейскуранты цен, нормативы);
7. По функциям управления;
8. По принадлежности к сферам деятельности и функциям управления:
конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная.
Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, например,
А. Кузьмин и О. Мельник,
всё-таки не противореча
Кроме того, классифицируя информацию, необходимо рассмотреть следующие понятия.
Релевантная информация, согласно М. Х. Мескону, – данные, отбираемые под конкретную задачу, лицо, цель и период времени. Иными словами – это информация, необходимая для решения конкретной задачи. Релевантная информация имеет исключительно важное значение в процессе управления. Именно поэтому значительная часть управленческой деятельности направлена именно на выделение релевантной информации из общего потока данных.
Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения [16].
Шум – фактор или совокупность факторов, искажающих информацию [1].
Подводя небольшой итог, необходимо подчеркнуть то, что важно различать информацию и данные.
Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и использовать.
1.3. Источник информации. Информационные потоки.
Пытаясь определить понятие "информационный поток", сперва необходимо дать определение понятию "источник информации".
Источник информации – это элемент информационной системы, способный распознавать состояние управляемого объекта и в меньшей среде и вырабатывать сообщения, однозначно описывающие эти состояния [10].
Источником информации может быть
человек или технические
Основной характеристикой
1.4. Особенности характеристик информационных потоков на разных уровнях управления.
Такие особенности вытекают из наличия иерархий аппарата управления по уровням обработки информации.
На первом уровне осуществляется сбор первичных данных, выявление и регистрация сведений, характеризующих объект или процесс.
На втором уровне производится группировка
и обобщение первичных данных
с целью получения укрупненных
показателей. Результаты обработки
предоставляются в виде сводок, отчетов,
документов, в которых содержится
информация, необходимая для выполнения
функций контроля, анализа, планирования
и управления. Третий уровень обеспечивает
выделение информации, необходимой
для решения стратегических и
сложных тактических задач
Особенность системы управления в том, что высший ее уровень решает стратегические задачи, связанные с перераспределением ресурсов в крупных масштабах. Решение тактических задач этот уровень может только контролировать. На низшем уровне решаются задачи тактического характера при наличии детальной информации о состоянии объекта. Имеющиеся у него кадровые и информационные ресурсы не позволяют решать долгосрочные задачи.
Эта особенность системы управления
не всегда отражается в информационной
системе. Часто потоки информации, идущие
от низших уровней к высшим, представляют
одни и те же сведения, которые лишь
суммируются и обобщаются по мере
продвижения к верхним уровням,
Поэтому увеличивается
При движении информации "вниз" элементы системы управления генерируют дополнительную информацию, причем иногда в значительно больших объемах.
Степень интеграции и наоборот степень генерации (размножения) характеризуется коэффициентом k, который равен [10]: