Значение лидерства в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 03:45, дипломная работа

Описание работы

Цель рассмотреть и проанализировать значения лидерства в современной организации на примере клубного поместья «Семь островов».
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аппарат значения лидерства в организации, его сущность и специфику;
- обосновать теории лидерства в организации;
- аргументировать особенности успешных презентаций и выступлений лидера;
- выявит стиль лидерства и его значение в организации на примере клубного поместья «Семь островов»;
- проанализировать проблемы лидерства и управления персоналом в организации
- разработать рекомендации, с учетом экономического эффекта по значению лидерства в организации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
И КАЧЕСТВА ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Сущность и основные теории лидерства
1.2. Особенности стилей лидерства в современной организации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ КЛУБНОГО ПОМЕСТЬЯ «СЕМЬ ОСТРОВОВ»
2.1. Характеристика и оценка деятельности клубного поместья
«Семь островов»
2.2. Анализ трудового потенциала коллектива и значения
лидерства
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ЛИДЕРСТВА В КЛУБНОМ ПОМЕСТЬЕМ
«СЕМЬ ОСТРОВОВ»
3.1.. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом и значения лидерства
3.2. Потенциальная выгода от предложенных рекомендаций в клубном поместье «Семь островов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

diplom_kalikina.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

    Существует множество  теорий лидерства:

  1. Более распространена теория ситуационного лидерства, согласно которой есть несколько типов лидерства:

- директивное;

- авторитарное;

- консультативное;

- делегирующее.

В зависимости от того, какой тип персонала необходим для определенной организации, определенного персонала и определенной ситуации, у людей развиваются и необходимые навыки. Тренинги, построенные на основе этого подхода, направлены на решение возникающих конкретных проблем, развитие лидерства, необходимого в определенной деловой ситуации. Среди упражнений преобладают бизнес-кейсы.

  1. Не менее широко известна теория американского ученого Р. Бланшара. Его идея заключается в том, что лидерские способности человека зависят от ситуации. В зависимости от разных условий он может быть или лидером, или ведомым. Тренинги, основанные на подходе Бланшара, ориентированы больше на развитие личностных, психологических качеств человека. А практические занятия направлены на решение психологических проблем.
  2. Также существует теория британского исследователя М. Бельбина, который выделяет восемь типов поведения в группе. Три из них он выделяет как лидерские. Этот подход более эффективен для тренингов по созданию команды.

В настоящее время получили признание три подхода в теориях лидерства:

- личностный;

- поведенческий;

- ситуационный.

Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из менеджеров обладают определенным набором личных качеств. Среди этих черт – уровень интеллекта и знания, хорошее образование, здравый смысл, внешность, инициативность, высокая степень уверенности в себе, честность.

Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются высоким интеллектом, надежностью, стремлением к знаниям, активностью, ответственностью, социальным участием с другой стороны, человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей управления. Эффективность здесь определяется не личными качествами лидера, а его манерой поведения с подчиненными. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что согласно ему существует какой-то один оптимальный стиль управления. Однако единственного наилучшего стиля не существует, эффективность того или иного стиля зависит от характера конкретной ситуации и личности подчиненного.

Ситуационный подход основан на предложении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества лидера должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты многих проведенных исследований показывают, что менеджер-лидер должен уметь вести себя, исходя из ситуации

Одним из главных составляющих лидерства является авторитет. Роль лидера основывается на определенной форме авторитета, который может иметь различное происхождение.

Различают следующие виды авторитета:

  1. Харизматический авторитет основан на сильных личностных качествах лидера; о таком человеке обычно говорят как о «врожденном лидере» (встречаются, однако, и случаи «ложной» харизмы).
  2. Традиционный авторитет основывается на почитании обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет мешает прогрессу и нововведениям.
  3. Авторитет роли может определяться положением лица или ролью, которую он играет, иногда вразрез с личными качествами обладателя. Это тип власти, которым люди наделены благодаря своему титлу или положению.
  4. Юридический (правовой) авторитет. Наиболее формальным является правовой авторитет, основанный на существующих правилах.
  5. Авторитет классификации строится на особом умении, опыте или знаниях обладателя.

Лидер, как отмечалось ранее, должен быт авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные качества, умения общаться. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызвать их доверие. Поэтому в подготовке лидера большое значение имеет технология общения, основанная на соблюдении ряда специфических правил и требований управленческого этикета. Лидер должен четко знать эти правила и следовать им в своей повседневной деятельности.

Работа лидера должна идти по трем направлениям:

  1. потребности задачи – обеспечение выполнения основной цели;
  2. потребности группы – создание, сохранение и мотивация группы на эффективное выполнение задач; поощрение групповой работы;
  3. индивидуальные потребности – осознание индивидуальных потребностей каждого и поддержание гармонии в достижении общих целей.

Если свести работу лидера к этим трем основным элементам, то его основная задача заключается в достижении наилучшего баланса между людьми и целью, с тем чтобы успешно выполнить поставленную задачу в конкретной ситуации. Кроме того, лидер никогда не должен игнорировать ситуацию, поскольку внешние перемены могут изменить характер задачи, вызвать осложнения или выдвинуть совершенно иные приоритеты.

Черты, важные для эффективной деятельности лидера:

- интеллект;

- личностные качества;

- способности;

- адекватная оценка людей и ситуаций;

- знания, эрудиция;

- убедительность, адаптивность;

- честность;

- решимость;

- личностная целостность;

- уверенность в себе;

- эмоциональная сдержанность  и уверенность в себе;

- независимость;

- способность к творчеству;

- способность расположить  к себе;

- легкая обучаемость;

- способность к совместной  деятельности;

- такт;

- дипломатичность.

Но основе всех этих черт можно кратко сформулировать: «Точка зрения, согласно которой лидерство имеет исключительно ситуационное происхождение и на основе личностных черт предсказать лидерство невозможно, приводит к переоценке ситуационного и недооценке личностного характера лидерства».

Суть лидерства заключается в способности создать видение, вдохновить определенную группу людей на действия и зарядить их энергией. Людей веду за собой не планы, а анализы, а именно эти три составляющие. Эффективный лидер практически все свои усилия сосредотачивает на этих аспектах, используя для каждого элемента разные навыки.

  1. Видение представляет собой четкий образ того, чем может стать организация, а также пути, ведущие в этом направлении.
  2. Вдохновение каждого человека, входящего в состав организации, - то, что побуждает людей к действию.
  3. Энергия при выполнении организационных проектов и реализации инициатив – то, что ведет команду в выбранном направлении.

Если  человек способен создать четкое видение, но не способен вдохновить людей на его достижение – он не лидер. И чрезвычайно энергичный человек, не знающий, как разработать видение, которое приняли бы его сотрудники, - также еще не лидер.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы или организации. Лидер отличаются от других людей рядом качеств, характерных непосредственно лидеру.

 

    1. Особенности стилей лидерства в современной организации

 

Никогда не бывает двух похожих стилей лидерства. Как у всякой снежинки свой уникальный узор, так и у каждого лидера свой собственный стиль. Мы рассмотрели несколько наиболее распространенных стилей лидерства. Ориентируясь на возглавляемую им группу, успешный лидер может твердо держаться одного вида лидерства или комбинировать аспекты разных стилей. Когда лидер узнает о различных аспектах стилей лидерства, то он должен отметить для себя, что ему больше нравится и может пригодиться в той или иной ситуации. Лидеру не стоит думать, что он обязан придерживаться правил и рамок только одного стиля, нужно быть пластичнее.

Самый первый стиль, который мы рассмотрели – это диктатура. Возможно, когда-нибудь в своей жизни мы сталкивались с диктатурой. Этот термин заимствован из политического лексикона. Диктатура предлагает наличие лидера, который оставляет за собой право единолично принимать решения и удерживать при себе самую важную информацию.

Характерные особенности диктатуры заключаются в следующем:

- Никаких вопросов. В своей  группе диктатор устанавливает  свои законы и ждет от других  беспрекословного их выполнения.

- Знание – сила. Диктатор  полагает, что знание является  главной составляющей власти. Поэтому  он всегда будет удерживать информацию при себе, по мере необходимости выдавая остальным лишь небольшие порции сведений.

- Никаких ошибок. Диктатор  всегда требует от других только  качественного выполнения заданий. Ошибок быть не должно. Любая  ошибка грозит тому, кто ее совершил, увольнением или другой формой наказания.

Диктаторский стиль может быть особенно эффективным, когда группа вышла из-под контроля и не принимает практически никаких усилий, чтобы выполнять работу. В таких случаях диктатор может пробудить у своего сотрудника чувство личной ответственности за вклад в общее дело.

Кроме положительных качеств у диктаторства так же присутствует и оборотная сторона. Данный стиль лидерства может быть трудно переносимым как для самого лидера, так и для членов его команды. Диктатору редко удается создать творческую и доверительную атмосферу работы, поэтому он сильно рискует вызвать у своих подчиненных неприязнь. Кроме того, диктатор не ориентируется на творческие способности команды. Если руководитель не имеет понятия о знаниях и стремлениях команды, то у ее членов нет возможности наилучшим образом применить свои способности.

Таким образом, если лидер практикует диктаторский стиль руководства, то ему нужно быть предельно осторожным, так как эта форма лидерства требует суровости. Поэтому такого лидера, как правило, воспринимают как жестокого и несправедливого.

Следующий стиль, который мы рассмотрели – это «частичная» демократия, которая чуть мягче чем диктатура. Лидер, использующий этот стиль, стремиться к тому, чтобы группа была хорошо информирована и объединена общими целями. Некоторые организовывают ежедневные утренние собрания коллектива, на которых намечают график текущей работы на день, затем дают слово остальным членам команды, которые могут высказать свою точку зрения по поводу установленного графика или любой другой проблемы. При этом лидер вправе согласиться с предложениями или наложить на них свое вето.

Характерными особенностями  «частичной» демократии являются:

- Соучастие. Лидер приобщает  команду почти ко всем аспектам бизнеса и старается убедиться в том, что все члены команды в равной мере осведомлены о делах подразделения.

- Обмен мнениями. Лидер  признает важность обсуждения  и соперничества, поэтому поощряет  участие членов группы в выборе  новых направлений работы.

- Право вето. Лидер обладает  абсолютной властью, чем и объясняется  давление к слову «демократия»  прилагательного «частичная». Несмотря  на то что лидер поощряет  соучастие, за ним или за ней  остается право принятия окончательного  решения по всем важным вопросам.

Стиль «частичная» демократия более всего уместен, когда лидер руководит высококвалифицированным и инициативным коллективом,  которому тем не меняя нужно задавать направление. У членов такой команды имеется масса идей и предложений, однако количество не всегда равнозначны качеству. Поэтому лидер несет ответственность за выбор правильного направления.

Третий, также значительно важный стиль, который мы рассмотрели- это партнерство, которое коренным образом отличается от вышеописанных стилей лидерства. Как диктатура, так и «частичная» демократия сохраняют четкие границы между лидером и членами группы. Партнерство, напротив, размывает эти границы и побуждает лидера стать одним из членов группы.

Характерные особенности партнерства заключаются в следующем:

- Равенство. Лидер становится  простым членом коллектива; он, возможно, более опытен, но веса в группе  у него не больше, чем у других.

- Коллективное принятие  решений. Все члены группы принимают  участие в решениях и определении  направления работы подразделения.

Информация о работе Значение лидерства в современной организации