Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель работы – изучить и охарактеризовать денежную систему Республики Казахстан. Раскрыть понятие денежной системы, ее состав и функции, то, какое значение она имеет для государства.
Без понимания сущности денег и денежной системы в целом, характера денежных отношений, наличия представления о строении денежной системы государства это невозможно, поэтому первая глава работы посвящена теоретическим основам денежной системы.
При написании работы были использованы учебники и учебные пособия освещающие понятие денежной системы российских и казахстанских авторов, а также статьи периодических изданий, в которых освещался вопрос о состоянии денежной системы Республики Казахстан в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ....................5
Деньги, как экономическая категория……………………………………5
Понятие денежной системы………………………………………………7
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН........15
2.1. Стартовые условия формирования денежной системы РК……………..15
2.2. Эволюция процесса реформ в Казахстане……………………………….16
2.3. Сложившаяся модель денежной системы РК……………………………19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………..........................23
3.1. Проблемы функционирования денежной системы
Республики Казахстан………………………………………………………….23
3.2. Пути совершенствования денежной системы Республики Казахстан…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....
Казахстанский тенге
является законным платежным средством
в Республике Казахстан, за исключением
случаев, предусмотренных
В подкрепление платежной силы тенге предусмотрено, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РК по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках РК.
Никто, кроме Национального банка Казахстана, не может объявить недействительными банкноты и монеты, выпущенные этим Банком.
Право на замену денежной единицы (скажем, переход тенге на некую другую денежную единицу) имеет Президент Республики Казахстан. Он же определяет порядок, сроки и условия функционирования денежной единицы Республики Казахстан.
Денежные знаки Республики Казахстан, находящиеся в обращении, состоят из банкнот и монет.
Выпуск наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения осуществляется исключительно Национальным Банком Казахстана в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.
Из этой нормы вытекает как минимум два важнейших положения. Во-первых, единственным эмитентом денег на территории Республики Казахстан признается Нацбанк, что исключает ситуацию, возможную в некоторых странах, где эмитентом может быть как центральный банк, так и казначейство. Во-вторых, выпуск в обращение наличных денежных знаков производится лишь одним способом – путем их обмена коммерческим банкам на безналичные деньги. Такой подход является в принципе правильным, поскольку предотвращает наращивание денежной массы в обращении, не обеспеченной товарной стоимостью, т.е. использование эмиссии в качестве доходного источника государства. Но дело в том, чтобы данная норма реально «работала» и исполнялась.
В развитие положения об эмиссионных правилах Нацбанка, установлено, что этот банк определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денег.
Масштаб цен (золотое
содержание) тенге не установлен, как
не предусмотрено и иного
Следует сказать, что поскольку национальная валюта Казахстана относится к числу неразмерных валют (т.е. эмитент не обменивает бумажных денежных знаков на золото и серебро), информация о размерах золотовалютных активов имеет лишь психологическое значение.
То же самое можно сказать и по поводу того, что эмитированные Нацбанком денежные знаки являются его «безусловными обязательствами». Выпуская в обращение денежные знаки, Нацбанк никаких обязательств перед держателями этих знаков не несет. В условиях, когда валюта не является разменной, денежные знаки не выступают в качестве денежной ценной бумаги на предъявителя, т.е. документа, по предъявлению которого Банк обязуется выдать держателю какое-то имущество (например, золото) из своих активов.
В юридическом смысле, государство вообще не является ответственным перед держателями денежных знаков ни за состояние функционирования денежной системы, ни за платежеспособность своих денег даже в том случае, когда их обесценение вызвано чрезмерной эмиссией, проводимой самим же государством.
Поэтому формула «банкноты и монеты Нацбанка являются его безусловными обязательствами» имеет конкретное юридическое значение лишь для тех случаев, когда он обязан принять эти денежные знаки от должника во исполнение какого-либо обязательства, в котором сам Нацбанк выступает кредитором.
В конечном же счете неразменная валюта приобретает функцию денег, в том числе становится мерой стоимости и средством платежа, не потому, что эта валюта обеспечивается какими-то ценностями эмитента (например, его золотовалютными активами), а потому, что сама эмиссия, во-первых, опирается на авторитет государства, во-вторых, общество вынуждено пользоваться только теми деньгами, которые выпустило государство. Других денежных знаков нет и быть не может. За этим государство бдит весьма внимательно.
В частности, установлено, что лица, виновные в противоправном изготовлении банкнот и монет, а также в осуществлении несанкционированной эмиссии наличных денег, несут уголовную и имущественную ответственность в соответствии с законодательными актами РК.
Нацбанк без ограничений обменивает ветхие, поврежденные банкноты, если сохранилось более половины их поверхности, и не обязан компенсировать утерянные или уничтоженные банкноты или монеты. Последнее еще раз свидетельствует о том, что денежные знаки не выступают в качестве предъявительской ценно бумаги.
Говоря о форме денежных знаков, закон предусматривает, что банкноты и монеты, выпущенные в Республике Казахстан, должны иметь номинальный состав, форму и орнаментальную графику. Указанные характеристики банкнот и монет публикуются в печати.
В момент ввода национальной валюты были установлены следующие номиналы банкнот: 1, 3, 5, 10, 20, 50 и 100 тенге. Позже, в силу наличия инфляционных явлений и обесценения валюты, в обращение были введены банкноты более высоких достоинств.
Разменной единицей выступает тиын, равный одной сотой тенге. Он выполнен в виде монеты Национального банка Республики Казахстан.
Первоначально монеты Нацбанка РК, были выполнены на бумаге с водяным знаком размером 64 на 100 мм. Затем стали выпускаться в виде металлических монет.
Номинал металлических монет первоначально составлял 2, 5, 20, 50 тиынов.
На их лицевой стороне (аверсе) в круге изображена орнаментальная восьмигранная розетка, обрамляющая номинал монеты, размещенный в центральной части. Под цифрой надпись «тиын». В нижней части розетки обозначен год чеканки. В шести гранях розетки находятся декоративные элементы из национального орнамента. Изображения надписи, розетки и орнаменты рельефные.
На оборотной стороне
(реверсе) в центральной части
изображен государственный
Боковая сторона (гурт) гладкая, без рифлений и надписей. Монеты изготовлены из латуни.
По мере инфляции нарастает выпуск металлических монет с более высоким номиналом в тенге.
Осуществляется также выпуск памятных монет, имеющих коллекционное (нумизматическое) значение.
Монета имеет массу драгоценного металла 24 г, проба сплава 925.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Проблемы функционирования денежной системы РК
Все права на управление денежной системой находятся у Национального банка Республики Казахстан.
Право на замену денежной единицы (скажем переход тенге на некую другую денежную единицу) имеет Президент Республики Казахстан. Он же определяет порядок, сроки и условия функционирования денежной единицы Республики Казахстан.
Это довольно серьезное полномочие. К сожалению оно не имеет никакого конституционного обеспечения. К слову сказать, денежная система не получила никакого упоминания в Конституции, что безусловно можно рассматривать в качестве ее упущения.
Попутно заметим, что вопрос о компетентности государственных органов в области организации денежной системы не получил своего четкого разрешения. Так, определение порядка, сроков и условий функционирования денежной системы закреплено за Президентом Республики Казахстан. В то же время существует ряд законов (т.е. актов Парламента), которые устанавливают и порядок, и условия функционирования этой системы. Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан» устанавливает, что этот Банк «является органом определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан» (статья 29). Мало того, что из данной правовой нормы не поймешь, о чьей «денежно-кредитной политике» идет речь: Республики Казахстан или самого Нацбанка, но еще и явно преувеличены роль этого органа в системе государственных органов: придание Нацбанку права определять политику государства в целом (хотя бы лишь в денежно-кредитной области) не соответствует ни правовому статусу, ни назначению данного органа. Это значит поставить его административное подчинение, такие, например, государственные структуры, как Президент, Парламент, Правительство.
Допущена ошибка и методологического порядка: политика формируется в недрах политических институтов общества и является выражением той идеологии, которая господствует в обществе и приводит к власти определенные политические силы (политические партии или персоналии в виде президента, депутатов и т.п.). политические установки воплощаются во всякого рода программах, заявлениях, предвыборных платформах и т.п. Государство (и тем более его отдельные органы) в принципе должно выступать лишь инструментом проведения определенной политики, а не инструментом институтом ее вырабатывающим. Так, советское государство было проводником политики коммунистической партии, которая руководствовалась марксистско-ленинской идеологией, философским воплощением которой был диалектический материализм. Аналогично обстоит дело и в буржуазном государстве, которое является проводником определенной политики, основанной на той или иной идеологии, характеризуемой в отличие от авторитарного социалистического общества, плюрализмом мнений и множеством самых различных научных доктрин.
Применительно к политическому и государственному устройству Казахстана политику государства, в том числе и сфере функционирования денежной системы и регулирования денежного обращения, формирует Президент Республики Казахстан, который оформляет ее, придавая характер государственно-властной установки, в виде ежегодного послания к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики (статья 44 Конституции).
Кроме того в соответствии
со статьей 66 Конституции разработка
основных направлений социально-
В результате становится неясным, кто же осуществляет регулирование денежной системы, а главное отвечает за ее состояние: Президент, Парламент, Нацбанк или Правительство?
3.2. Пути совершенствования денежной системы Республики Казахстан
Как показывает международный опыт, обеспечение полной конвертируемости национальной валюты возможно при полной отмене ограничений на проведение валютных операций. В соответствии с временными рамками действия законодательных норм ограничения на проведение валютных операций можно условно разделить на те, которые будут существовать либо будет предусмотрено право по их введению до 2007года, то есть до полной либерализации валютного режима по счету капитальных операций, и ограничения, право вводить которые сохраниться и после полной либерализации капитального счета.
В настоящее время осуществляется разработка законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.
В 2005г. Национальный Банк
РК ужесточил денежную политику в
стране покупая валюту и выпуская
ноты в том же объеме, что и
в предыдущем году, несмотря на связанные
с этим убытки. Курс тенге к доллару,
евро и российскому рублю значительн
2007 год является годом приведения денежной системы к стандартам Европейского союза.
В среднесрочном периоде ожидается сохранение факторов, негативно воздействующих на уровень инфляции: большой приток иностранной валюты на валютный рынок. Приток иностранной валюты в значительной мере будет складываться из экспортной валютной выручки, обусловленной высокими ценами на энергоресурсы на мировом рынке.
Переход на режим полной
конвертируемости в 2007 году требует
и соответствующей
В 2007 году после перехода на режим полной конвертируемости национальной валюты, Казахстан может заявить о себе как новый интеграционный центр, в том числе и валютный. Основными критериями, необходимыми для выполнения странами, которые в перспективе захотят вступить в единый валютный союз, должны быть:
Начиная с 2007 года, можно будет приступить к созданию валютного союза. Предпосылками для этого являются:
В рамках подготовки к решению долгосрочной задачи по созданию единого валютного института в среднесрочной перспективе будут усилены работы в направлении создания единой платежной системы.