Денежная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и охарактеризовать денежную систему Республики Казахстан. Раскрыть понятие денежной системы, ее состав и функции, то, какое значение она имеет для государства.
Без понимания сущности денег и денежной системы в целом, характера денежных отношений, наличия представления о строении денежной системы государства это невозможно, поэтому первая глава работы посвящена теоретическим основам денежной системы.
При написании работы были использованы учебники и учебные пособия освещающие понятие денежной системы российских и казахстанских авторов, а также статьи периодических изданий, в которых освещался вопрос о состоянии денежной системы Республики Казахстан в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ....................5
Деньги, как экономическая категория……………………………………5
Понятие денежной системы………………………………………………7
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН........15
2.1. Стартовые условия формирования денежной системы РК……………..15
2.2. Эволюция процесса реформ в Казахстане……………………………….16
2.3. Сложившаяся модель денежной системы РК……………………………19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………..........................23
3.1. Проблемы функционирования денежной системы
Республики Казахстан………………………………………………………….23
3.2. Пути совершенствования денежной системы Республики Казахстан…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....

Файлы: 1 файл

денежная система РК.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Данные мероприятия  являются начальным этапом на пути интеграции финансовых систем стран ЕврАзЭС. На данном этапе должны быть созданы предпосылки для введения единой валюты. В последующем будут созданы надгосударственный орган по проведению единой политики стран ЕврАзЭС, а также введена в безналичный (предположительно с 2010 года) и наличный оборот единая валюта (предположительно с 2011года).

Достаточно высокий  уровень развития имеют платежные  системы.

 Основой платежных  систем является Межбанковская система переводов денег и автоматизированная система розничных платежей. Данные системы обеспечивают бесперебойное проведение межбанковских расчетов в электроном формате, осуществляется ведение корреспондирующих счетов банков второго уровня и всех финансовых организаций. Международные финансовые организации высоко оценивают платежные системы Казахстана, которые отвечают практически всем принципам, разработанных Банком международных расчетов для системно значимых платежных систем.

 Большой прогресс  наблюдается в развитии платежных  систем, обслуживающих пластиковые карточки. Число карточек, выпученных казахстанскими банками достигло 1,8 млн. штук, т.е. почти четверть экономически активного населения имеют платежные карточки.

Основным направлением развития казахстанской денежной системы на среднесрочный период является дальнейшее приближение ее уровня к международным стандартам. Концепцией развития денежного сектора предусмотрено полное приближение к 2007 году механизма регулирования и надзора за участниками денежных систем к стандартам Евросоюза.

Максимальное приближение  к стандартам Европейского союза  обеспечит переход к инфляционному  таргетированию, главной особенностью которого является ее «направленность  в будущее», а также дальнейшая либеризация валютного режима.

К 2007 году предполагается достичь полной конвертируемости тенге, т.е. добиться конвертируемость национальной валюты не только по текущим операциям, связанным с движением капитала.

Современное состояние  финансового рынка республики отмечено положительным данными, дальнейшее развитие которых поможет улучшить общую экономическую ситуацию в стране.

 

 

 
 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Характеризуя денежную систему Республики Казахстан в целом, можно выделить ее следующие квалифицирующие признаки.

  1. Денежная система республики не основана на деньгах, являющихся денежным товаром. То есть относится к разряду бумажных денег. Такое положение характерно для большинства современных денежных систем. Эту ситуацию не меняет выпуск памятных монет, изготовленных из серебряных, золотых и платиновых сплавов, которые носят сувенирный или коллекционный характер. Их номинал ли продажная цена не соответствует стоимости содержащегося в них благородного металла.
  2. Единственным эмитентом денег является государство в лице Национального банка, который, следовательно, выступает в качестве эмиссионного органа государства. Другого довольно традиционного эмиссионного центра в виде государственного казначейства денежная система республики не предусматривает.
  3. Поскольку эмиссионным органом выступает банк, то структура бумажных денег состоит ишь из одного вида денежных знаков – банкнот (т.е. банковских билетов). Соответственно этому такой вид денежных знаков, как государственные казначейские билеты отсутствует.
  4. Бумажные деньги (билеты Национального банка) являются неразменными, т.е. не обеспечены возможностью обмена на драгоценные металлы и другие активы эмитента. Таким образом, национальная валюта относится к разряду так называемых «обычных бумажных денег», чья платежная способность обеспечена установленной государством обязательностью приема в качестве средства платежа. Такое положение типично для большинства современных денежных систем.
  5. Денежная единица – казахстанский тенге – не содержит масштаба цен.
  6. Казахстанский тенге является единственным законным платежным средством платежа на территории республики. Использование иностранной валюты в качестве средства платежа запрещается, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законодательством (они касаются, как правило, нерезидентов, а также денежных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью).
  7. По своему режиму национальная валюта относится к разряду частично конвертируемой – возможность на территории республики обмена тенге на иностранную валюту и наоборот, ввоза в республику иностранной валюты и ее вывоза за рубеж существует, хотя и с некоторыми ограничениями. Полной конвертации национальной валюты препятствует низкий спрос на нее на зарубежных (особенно на западных) валютных рыках и невозможность в связи с этим использования в качестве средства расчетов по внешнеэкономическим сделкам.
  8. На территории республики существуют определенные ограничения по сделкам на внутреннем и внешнем рынках с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
  9. Официальный валютный курс не устанавливается. Применяется курс Национального Банка, который используется при производстве некоторых видов таможенных платежей и внешнеэкономических операций, а также выступает в качестве ориентира при производстве валютных торгов и осуществления купли-продажи иностранной валюты.

10.    Порядок денежного обращения довольно жестко регулируется государством, особенно в части налично-денежного оборота. Такое положение объясняется, во-первых, фискальными соображениями (недопустимость уклонения от налогообложения путем ухода в «теневую экономику»)во-вторых, трудностями экономического развития, отрицательно сказывающихся на состоянии денежной системы, что требует применения государственных мер, направленных на обеспечение стабильности национальной валюты.

В свете инфляционных процессов можно предположить следующие  измнения структуры номиналов национальной валюты:

а)         выпуск в обращение банкнот все больших номиналов;

б)        выпадение из обращения за ненадобностью разменной единицы – тиына;

в)        выпуск в обращение металлических монет тенгового номинала все возрастающего достоинства.

На Национальный Банк возложено проведение денежно-кредитной политики государства. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О Национальном Банке РК» целью данной политики государства является обеспечение устойчивости национальной валюты: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам (статья 29).

Основными инструментами  денежно-кредитной политики являются: 

- уровни ставок вознаграждения (интереса) по кредитам, предоставляемым Нацбанком коммерческим банкам;

-  норматив минимальных  обязательных резервов, депонируемых  в Национальном Банке Казахстана;

-    операции на  открытом рынке по покупке  и продаже государственных ценных  бумаг;

-    интервенции  на валютном рынке;

- введение в исключительных  случаях прямых количественных  ограничений на уровень и объемы  кредитных операций отдельных  видов;

-   официальная учетная  (дисконтная) ставка.

Следует отметить, что  перечисленные инструменты денежно-кредитной  политики государства реализуются Нацбанком либо путем выступления в качестве участника гражданско-правовых отношений, либо путем установления административных предписаний, направленных на регулирование денежных отношений, являющихся по своей отраслевой принадлежности гражданско-правовыми. И то, и другое не относится к разряду финансовой деятельности государства. Впрочем и само регулирование денежного обращения в своей части не относится к сфере финансовой деятельности государства. К данной сфере относятся, как уже отмечалось, организация самой денежной системы и организация финансово-правовыми средствами денежного обращения как момент обеспечения надлежащего функционирования денежной системы, а не вообще регулирование денежных отношений, что относится к более широкой сфере государственной деятельности, в которой государство использует не только финансово-правовые, но и гражданско-правовые и административно-правовые инструментарии.    

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция РК 1995г., с изменениями и дополнениями
  2. Указ Президента Республики Казахстан «О Национальном банке РК» от 30 марта 1995 года
  3. Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. – Алматы, 2001г.
  4. Баймуратов У. Деньги и финансы: нелинейная система: научно-популярное издание. Том 1 – Алматы: Экономика, 2005г.
  5. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник – Алматы, 2001г.
  6. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
  7. Финансы, деньги, кредит: Учебник /Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2001г.
  8. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учебное пособие для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999г.
  9. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Жукова – 2-е изд., перер. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000г.
  10. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки – Алматы, 1999г.
  11. Современное состояние финансового рынка Казахстана / С. Гайсин // Саясат. – 2004 - №2 – с. 63.
  12. История введения Национальной валюты в Казахстане / А.А. Адамбеков // Деньги и кредит – 2005г. - №4 – с.61.
  13. Акша, таньга, тенге / Д. Ельдесов // Зеркало – 2005 - №1 – с.36
  14. Н. Рамазанов. Тенге сдает позиции // Деловая неделя – 2006 – 11 августа – с.4
  15. А. Бахтигареев. Бьет копытом козлик зеленый // Экспресс К – 2005 – 25 июня – с.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. – Алматы, 2001г.


Информация о работе Денежная система Республики Казахстан