Денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточной Европы в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:47, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В мировой экономике в последние два десятилетия наблюдается активное распространение процессов глобализации, оказывающих прямое воздействие на отдельные экономики. Среди различных направлений экономической глобализации наиболее динамично развивается ее финансовая составляющая, получившая название финансовой глобализации.

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточно.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Страны ЦВЕ, отказавшиеся от национальной денежно-кредитной политики и применяющие режимы валютного управления или односторонней евроизации, в перспективе могут вновь столкнуться со значительными колебаниями потоков капитала и воздействием внешних шоков на национальные экономики. Частично увеличить доверие инвесторов способно вхождение в зону евро. Однако, препятствием для этого могут стать уже упомянутые проблемы в бюджетно-налоговой сфере и ускорение инфляции после кризиса, для борьбы с которой эти страны практически не могут использовать инструменты денежно-кредитной политики.

Одним из способов ответа на имеющиеся вызовы в части  развития национальных финансовых рынков является внешняя экспансия, попытка  формирования собственных региональных финансовых центров. Возможности для  создания подобного центра в странах ЦВЕ, если и существовали, то в настоящее время упущены. Лишь Польша проводит активную экспансию в этом направлении, во многом ориентируясь на западные страны СНГ (прежде всего, Украину). Процессы финансовой интеграции развиваются в Европейском союзе в целом, но страны ЦВЕ оказываются на их периферии.

Что касается перспектив денежно-кредитной политики в России, то она, на наш взгляд, еще не готова к введению режима инфляционного  таргетирования в полном виде. Для  повышения эффективности денежно-кредитной политики в стране на данном этапе необходимо решение ряда предварительных задач:

1. Содействие  развитию национальной банковской  системы и фондового рынка,  не зависящих критически от  иностранного капитала, что позволит  им более гибко реагировать на сигналы со стороны центрального банка и сформировать действенные трансмиссионные механизмы денежно-кредитной политики.

2. Продолжение  развития инструментария денежно-кредитной  политики, начавшегося в период  кризиса, в части совершенствования операций на открытом рынке и допуска более широкого круга контрагентов к операциям центрального банка.

3. Сохранение  регулирования валютного курса  с целью содействия диверсификации  экономики и предотвращения значительных  колебаний потоков капитала. В  то же время для достижения этих целей не обязательно жесткое регулирование валютного курса, также сопряженное с издержками.

На настоящем  этапе Центральный банк имеет  возможность более свободно проводить  денежно-кредитную политику, не сдерживая  себя установлением жесткой цели по инфляции. Для этого необходимо введение отдельных валютных ограничений, позволяющих одновременно снизить риски дестабилизации экономической системы под воздействием внешних факторов в будущем. Между тем, представляется важным, чтобы денежно-кредитная политика ориентировалась на отслеживание ряда макроэкономических индикаторов, включая, наряду с темпами инфляции, динамику валютного курса, трансграничные потоки капитала, темпы экономического роста, не позволяя им значительно отклоняться от критических значений. Подобный режим можно условно охарактеризовать как ограниченно дискреционную денежно-кредитную политику.

Кроме того, в  более отдаленной перспективе способствовать повышению эффективности участия  России в процессах финансовой глобализации могут проекты, связанные с расширением ее роли в международных валютных и финансовых отношениях. Речь идет в первую очередь о проектах международного финансового центра и придания рублю статуса региональной валюты. Они рассматриваются в работе как достаточно далекоидущие, и в кратко- и среднесрочной перспективе представляется целесообразным конкретизировать их в форме содействия развитию процессам валютно-финансовой интеграции на постсоветском пространстве и расширению использования рубля во внешнеэкономических сделках, в том числе в финансовых операциях.  

Несмотря на значительное отставание интеграционных процессов в регионе СНГ от интеграции в рамках ЕС, в нем  также существуют перспективы для  развития  валютно-финансовой интеграции, хотя и на ином, менее глубоком уровне. Для этого необходимо отказаться от заведомо недостижимых целей вроде создания единой валюты или единого рынка финансовых услуг по образцу зоны евро и ЕС. Валютно-финансовое взаимодействие может быть направлено на решение конкретных проблем: согласование режимов денежно-кредитной политики; содействие регулированию динамики  валютных курсов, включая операции валютного свопа; формирование отдельных сегментов регионального финансового рынка (например, рынка государственных или корпоративных облигаций) путем снятия препятствующих этому ограничений и гармонизации норм регулирования.

В заключение сформулируем основные выводы работы:

1. Финансовая  глобализация привела к возникновению  новых вызовов для национальной  денежно-кредитной политики, связанных с усилением воздействия внешних факторов на национальную денежно-кредитную сферу (инфляцию, показатели функционирования банковской системы и т.д.) и зависимости от нестабильных трансграничных потоков капитала.

2. Наиболее серьезным  вызовом для денежно-кредитной политики стал мировой экономический и финансовый кризис 2008-2009 гг., ставший первым глобальным кризисом, связанным с нарушением функций финансовых рынков в масштабе национальных экономик и мировой экономики в целом. Однако, этот вызов пока в большей степени затрагивает денежно-кредитную политику развитых, а не развивающихся стран. Весьма вероятно, что реакция на него со стороны развитых стран через некоторое время распространится и в практике развивающихся стран.

3. В докризисный  период сформировались основные направления ответов на вызовы финансовой глобализации со стороны развитых и развивающихся стран. Развитые страны и наиболее развитые среди стран с формирующимися рынками ввели у себя режим инфляционного таргетирования, тогда как большинство развивающихся стран используют таргетирование валютного курса, в основном в неявной форме. Современный мировой экономический и финансовый кризис поставил под вопрос эффективность таргетирования инфляции в любой экономической ситуации и подчеркнул необходимость учета центральными банками также цели поддержания финансовой стабильности.

4. Страны ЦВЕ  и Россия в 2000-е гг. активно  участвовали в трансграничном  движении капитала, и к 2007 г.  достигли максимального уровня  степени открытости своих финансовых систем. Однако, кризис 2008-2009 гг. привел к резкому сокращению притока в них иностранного капитала и значительному увеличению оттока капитала из России. В 2000-е гг. также существенно усилилось присутствие иностранного капитала в банковских системах и на фондовых рынках этих стран, активно развивались процессы долларизации пассивов нефинансовых экономических агентов.

5. В процессе  поиска ответов на вызовы глобализации  страны ЦВЕ отказались от использования  режима таргетирования денежной  массы в денежно-кредитной политике, среди режимов валютного курса предпочтение было отдано крайним формам – свободному или регулируемому плаванию, с одной стороны, и валютному управлению и жесткой фиксации валютных курсов, с другой. Расширилось число стран, применяющих режим инфляционного таргетирования. Между тем, большинству стран региона не удалось найти адекватный ответ на вызовы современного мирового экономического и финансового кризиса, используя меры денежно-кредитной политики. В наибольшей мере пострадали от него страны с режимом валютного управления и жесткой фиксацией валютного курса.

6. В перспективе  страны ЦВЕ должны ввести у  себя во внутреннем обращении  единую европейскую валюту, однако  эффективность перехода на евро  зависит от достигнутой степени  сближения реальных и номинальных макроэкономических показателей со странами-действующими членами ЭВС. Большинство стран ЦВЕ в настоящее время находятся еще достаточно далеко от подобного сближения. Использование независимой денежно-кредитной политики позволит более гибко осуществить процесс конвергенции, о чем, в частности, свидетельствует опыт уже вошедших в зону евро Словении и Словакии. По всей видимости, оптимальным режимом денежно-кредитной политики в этом случае является инфляционное таргетирование при двух оговорках: необходимости со временем обращения более пристального внимания на финансовую стабильность и сохранении возможности регулирования валютного курса, когда его динамика создает значительные риски для экономики в целом. Для стран, выбравших режим валютного управления и жесткой фиксации валютного курса и, как показал современный экономический и финансовый кризис, не стремящихся отказаться от этих режимов, оптимальным является скорейшее вступление в зону евро, хотя оно в среднесрочной перспективе будет затруднено в силу сложностей с выполнением Маастрихтских критериев.

7. Россия, с одной  стороны, формально обладает более  широким пространством выбора  при проведении денежно-кредитной  политики, чем страны ЦВЕ, с  другой стороны, это пространство  сужено внешними (зависимостью от сырьевой модели экспортной специализации и трансграничных потоков капитала) и внутренними (низкий уровень развития финансовой системы) факторами. В связи с этим необходим комплекс мер, направленных как на диверсификацию структуры экономики (с применением инструментов экономической политики, главным образом не связанных с денежно-кредитной политикой), так и на развитие финансового сектора, включая активизацию процессов финансового взаимодействия на постсоветском пространстве. Подобные меры позволят повысить эффективность трансмиссионного механизма, обеспечив более тесную связь денежно-кредитной политики с функционированием экономики в целом. В области проведения собственно денежно-кредитной политики, на наш взгляд, важную роль играет совершенствование ее инструментария, сохранение регулирования валютного курса и отслеживание показателей финансовой стабильности. Для снижения рисков дальнейшего распространения внешних шоков целесообразно введение отдельных валютных ограничений на трансграничное движение капитала. 

 

Публикации

 

Статьи  в ведущих рецензируемых научных  журналах и изданиях, в которых  должны быть опубликованы основные научные  результаты диссертаций на соискание  ученых степеней доктора и кандидата  наук:

    1. Взаимодействие денежно-кредитной и валютной политики в условиях перехода к рыночной экономике // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика». М.: Финансы и статистика, 2003. 0,5 п.л.
    2. О создании кредитных бюро в России // Финансы. 2003. №3. 0,5 п.л.
    3. Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. 2004. №3. 0,9 п.л.
    4. Роль денежно-кредитной политики в процессе валютной интеграции стран СНГ // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспекты». М.: Финансы и статистика, 2006. 0,5 п.л.
    5. Российский валютный рынок: достижения на пути либерализации // Проблемы прогнозирования. 2006. №4. (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,8 п.л. (авторский вклад – 0,4 п.л.).
    6. Участие банков стран СНГ на финансовом рынке // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт». М.: Финансы и статистика, 2007. 0,5 п.л.
    7. Многостороннее финансовое взаимодействие на постсоветском пространстве: новая повестка дня интеграции // Проблемы теории и практики управления. 2007. №4. 0,7 п.л.
    8. Финансовая глобализация и ограничения национальной денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2007. №7. 0,8 п.л.
    9. Денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточной Европы в условиях финансовой глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2008. №1. 0,6 п.л.
    10. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики. 2009. №4. 1,3 п.л.
    11. Новые вызовы для денежно-кредитной политики в условиях глобализации: финансовые кризисы // Международная экономика. 2009. №6. 0,8 п.л.
    12. Денежно-кредитная и валютная политика в условиях интеграции России в мировую экономику // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Финансово-налоговые, банковские и валютные аспекты интеграции России в мировую экономику». М.: Финансы и статистика, 2009. 0,6 п.л.
    13. Денежно-кредитная политика после кризиса // Банковское дело. 2009. №12. 0,2 п.л.
    14. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. 2010. №1. (в соавторстве с А.Д. Некипеловым). 1,2 п.л. (авторский вклад – 0,6 п.л.).
    15. Влияние мирового экономического кризиса на развитие взаимодействия фондовых рынков России и Украины // Проблемы теории и практики управления. 2010. №8. 0,7 п.л.

 

 

 

 

Монографии и главы в монографиях по теме диссертационного исследования:

    1. Развитие денежно-кредитной сферы в трансформационный период: Россия и страны Центральной и Восточной Европы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 14 п.л.
    2. Взаимодействие финансовых систем стран СНГ. Под ред. М.Ю. Головнина. С-Пб: Алетейя, 2010. 14 п.л. (авторский вклад – 4,4 п.л.).
    3. Экономическая трансформация в России 1985-2008 годов / Россия-2010. Российские трансформации в контексте мирового развития. М.: Логос, 2010. (в соавторстве с А.Д. Некипеловым). 1,8 п.л. (авторский вклад – 0,9 п.л.).

 

Статьи  в научных журналах, сборниках  научных трудов и препринты по теме диссертационного исследования:

    1. Союз России и Белоруссии: кто выиграет от единой валюты // Банковское обозрение. 2003. №10 (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
    2. Перспективы евро на российском финансовом рынке // Рынок ценных бумаг. 2003. №23 (в соавторстве с О.Е. Кузнецовым и В.Ю. Мишиной). 0,5 п.л. (авторский вклад – 0,15 п.л.).
    3. Европейская финансовая интеграция: опыт для России и стран СНГ // Рынок ценных бумаг. 2004. №10. (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,5 п.л. (авторский вклад – 0,25 п.л.).
    4. Тенденции валютных рынков // Валютный спекулянт. 2004. №9. (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
    5. Угрозы неустойчивой дедолларизации российской экономики / Валютные проблемы современного мира // Доклады Института Европы РАН, №139. М.: «Огни», 2004. 0,1 п.л.
    6. Денежно-кредитная и валютная сферы в странах ЦВЕ и европейских странах СНГ / В сб. «Макроэкономические показатели стран с переходной экономикой в 2003 г.: сравнительная характеристика». М.: ИМЭПИ РАН, 2005. 2,1 п.л.
    7. Согласование денежно-кредитной и валютной политики в рамках интеграционных процессов в ЕС и СНГ / В сб. «Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ». М.: ИМЭПИ РАН, 2005. 0,5 п.л.
    8. Модели и перспективы валютной интеграции на постсоветском пространстве // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. №1. 0,6 п.л.
    9. Финансовая интеграция в Европе и Азии // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. №2 (в соавторстве с А.А. Абалкиной). 0,9 п.л. (авторский вклад – 0,45 п.л.).
    10. Тенденции и перспективы валютного рынка // Золотодобывающая промышленность. 2006. №1 (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
    11. Доллар-евро: тенденции и ожидания // Валютный спекулянт. 2006. №6 (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
    12. Финансовая интеграция – перспективное направление реформирования в СНГ / 15 лет СНГ: К каким альянсам ведет «цивилизованный развод». Материалы «круглого стола». Отв. ред. Б.А. Хейфец. М.: Институт экономики РАН, 2007. 0,7 п.л.
    13. Модели финансового взаимодействия России и Украины // Вiсник Iнституту економiки та прогнозування (Украина). 2008. 0,4 п.л.
    14. Глобальная и региональная финансовая интеграция России / Российская политика соседства Сборник докладов международной конференции (Москва, 12-13 октября, 2007). Под ред. С.П. Глинкиной. М.: Институт экономики РАН, 2008. 0,6 п.л.
    15. Финансовые кризисы последнего десятилетия // Мир перемен. 2008. №3. 0,8 п.л.
    16. Теоретические основы денежно-кредитной политики в условиях глобализации. М.: Институт экономики РАН, 2008. Серия «Теоретическая экономика». 2 п.л.
    17. Влияние финансовой глобализации на денежно-кредитную политику: теоретические аспекты и реакция на финансовые кризисы // Экономика Украины. 2009. №2. 0,8 п.л.
    18. Financial Crisis Impact on Russian Economy and its Challenges for Monetary Policy // Salzburg Journal / Salzburg Global Seminar Session No. 462 “The Search for Stability: Financial Crisis, Major Currencies and a New Monetary Order”. 2009. June. 0,2 п.л.
    19. Воздействие финансовой глобализации на национальную денежно-кредитную политику // Экономика XXI века. 2009. №2. 1,1 п.л.
    20. Outlook for the Joint Development of Stock Market Infrastructure in EurAsEC Countries / Eurasian Integration Yearbook 2009. Almaty: Eurasian Development Bank, 2009. 0,6 п.л.
    21. Новые вызовы денежно-кредитной политики России в условиях финансовой глобализации // Россия в мировой экономике и международных отношениях (Мировое развитие. Выпуск 5). М.: ИМЭМО <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Ch

Информация о работе Денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточной Европы в условиях глобализации