Страны ЦВЕ,
отказавшиеся от национальной денежно-кредитной
политики и применяющие режимы валютного
управления или односторонней евроизации,
в перспективе могут вновь столкнуться
со значительными колебаниями потоков
капитала и воздействием внешних шоков
на национальные экономики. Частично увеличить
доверие инвесторов способно вхождение
в зону евро. Однако, препятствием для
этого могут стать уже упомянутые проблемы
в бюджетно-налоговой сфере и ускорение
инфляции после кризиса, для борьбы с которой
эти страны практически не могут использовать
инструменты денежно-кредитной политики.
Одним из способов
ответа на имеющиеся вызовы в части
развития национальных финансовых рынков
является внешняя экспансия, попытка
формирования собственных региональных
финансовых центров. Возможности для
создания подобного центра в странах ЦВЕ,
если и существовали, то в настоящее время
упущены. Лишь Польша проводит активную
экспансию в этом направлении, во многом
ориентируясь на западные страны СНГ (прежде
всего, Украину). Процессы финансовой интеграции
развиваются в Европейском союзе в целом,
но страны ЦВЕ оказываются на их периферии.
Что касается перспектив
денежно-кредитной политики в России,
то она, на наш взгляд, еще не готова
к введению режима инфляционного
таргетирования в полном виде. Для
повышения эффективности денежно-кредитной политики
в стране на данном этапе необходимо решение
ряда предварительных задач:
1. Содействие
развитию национальной банковской
системы и фондового рынка,
не зависящих критически от
иностранного капитала, что позволит
им более гибко реагировать на сигналы со стороны
центрального банка и сформировать действенные
трансмиссионные механизмы денежно-кредитной
политики.
2. Продолжение
развития инструментария денежно-кредитной
политики, начавшегося в период
кризиса, в части совершенствования операций на открытом рынке
и допуска более широкого круга контрагентов
к операциям центрального банка.
3. Сохранение
регулирования валютного курса
с целью содействия диверсификации
экономики и предотвращения значительных
колебаний потоков капитала. В
то же время для достижения этих
целей не обязательно жесткое регулирование
валютного курса, также сопряженное с
издержками.
На настоящем
этапе Центральный банк имеет
возможность более свободно проводить
денежно-кредитную политику, не сдерживая
себя установлением жесткой цели по инфляции.
Для этого необходимо введение отдельных
валютных ограничений, позволяющих одновременно
снизить риски дестабилизации экономической
системы под воздействием внешних факторов
в будущем. Между тем, представляется важным,
чтобы денежно-кредитная политика ориентировалась
на отслеживание ряда макроэкономических
индикаторов, включая, наряду с темпами
инфляции, динамику валютного курса, трансграничные
потоки капитала, темпы экономического
роста, не позволяя им значительно отклоняться
от критических значений. Подобный режим
можно условно охарактеризовать как ограниченно
дискреционную денежно-кредитную политику.
Кроме того, в
более отдаленной перспективе способствовать
повышению эффективности участия
России в процессах финансовой глобализации могут проекты, связанные
с расширением ее роли в международных
валютных и финансовых отношениях. Речь
идет в первую очередь о проектах международного
финансового центра и придания рублю статуса
региональной валюты. Они рассматриваются
в работе как достаточно далекоидущие,
и в кратко- и среднесрочной перспективе
представляется целесообразным конкретизировать
их в форме содействия развитию процессам
валютно-финансовой интеграции на постсоветском
пространстве и расширению использования
рубля во внешнеэкономических сделках,
в том числе в финансовых операциях.
Несмотря на
значительное отставание интеграционных
процессов в регионе СНГ от
интеграции в рамках ЕС, в нем
также существуют перспективы для
развития валютно-финансовой интеграции,
хотя и на ином, менее глубоком уровне. Для
этого необходимо отказаться от заведомо
недостижимых целей вроде создания единой
валюты или единого рынка финансовых услуг
по образцу зоны евро и ЕС. Валютно-финансовое
взаимодействие может быть направлено
на решение конкретных проблем: согласование
режимов денежно-кредитной политики; содействие
регулированию динамики валютных курсов,
включая операции валютного свопа; формирование
отдельных сегментов регионального финансового
рынка (например, рынка государственных
или корпоративных облигаций) путем снятия
препятствующих этому ограничений и гармонизации
норм регулирования.
В заключение сформулируем
основные выводы работы:
1. Финансовая
глобализация привела к возникновению
новых вызовов для национальной
денежно-кредитной политики, связанных с усилением воздействия
внешних факторов на национальную денежно-кредитную
сферу (инфляцию, показатели функционирования
банковской системы и т.д.) и зависимости
от нестабильных трансграничных потоков
капитала.
2. Наиболее серьезным
вызовом для денежно-кредитной политики
стал мировой экономический и финансовый
кризис 2008-2009 гг., ставший первым глобальным
кризисом, связанным с нарушением функций
финансовых рынков в масштабе национальных
экономик и мировой экономики в целом.
Однако, этот вызов пока в большей степени
затрагивает денежно-кредитную политику
развитых, а не развивающихся стран. Весьма
вероятно, что реакция на него со стороны
развитых стран через некоторое время
распространится и в практике развивающихся
стран.
3. В докризисный
период сформировались основные направления
ответов на вызовы финансовой глобализации
со стороны развитых и развивающихся стран.
Развитые страны и наиболее развитые среди
стран с формирующимися рынками ввели
у себя режим инфляционного таргетирования,
тогда как большинство развивающихся
стран используют таргетирование валютного
курса, в основном в неявной форме. Современный
мировой экономический и финансовый кризис
поставил под вопрос эффективность таргетирования
инфляции в любой экономической ситуации
и подчеркнул необходимость учета центральными
банками также цели поддержания финансовой
стабильности.
4. Страны ЦВЕ
и Россия в 2000-е гг. активно
участвовали в трансграничном
движении капитала, и к 2007 г.
достигли максимального уровня
степени открытости своих финансовых систем. Однако, кризис 2008-2009
гг. привел к резкому сокращению притока
в них иностранного капитала и значительному
увеличению оттока капитала из России.
В 2000-е гг. также существенно усилилось
присутствие иностранного капитала в
банковских системах и на фондовых рынках
этих стран, активно развивались процессы
долларизации пассивов нефинансовых экономических
агентов.
5. В процессе
поиска ответов на вызовы глобализации
страны ЦВЕ отказались от использования
режима таргетирования денежной
массы в денежно-кредитной политике, среди
режимов валютного курса предпочтение
было отдано крайним формам – свободному
или регулируемому плаванию, с одной стороны,
и валютному управлению и жесткой фиксации
валютных курсов, с другой. Расширилось
число стран, применяющих режим инфляционного
таргетирования. Между тем, большинству
стран региона не удалось найти адекватный
ответ на вызовы современного мирового
экономического и финансового кризиса,
используя меры денежно-кредитной политики.
В наибольшей мере пострадали от него
страны с режимом валютного управления
и жесткой фиксацией валютного курса.
6. В перспективе
страны ЦВЕ должны ввести у
себя во внутреннем обращении
единую европейскую валюту, однако
эффективность перехода на евро
зависит от достигнутой степени
сближения реальных и номинальных макроэкономических
показателей со странами-действующими
членами ЭВС. Большинство стран ЦВЕ в настоящее
время находятся еще достаточно далеко
от подобного сближения. Использование
независимой денежно-кредитной политики
позволит более гибко осуществить процесс
конвергенции, о чем, в частности, свидетельствует
опыт уже вошедших в зону евро Словении
и Словакии. По всей видимости, оптимальным
режимом денежно-кредитной политики в
этом случае является инфляционное таргетирование
при двух оговорках: необходимости со
временем обращения более пристального
внимания на финансовую стабильность
и сохранении возможности регулирования
валютного курса, когда его динамика создает
значительные риски для экономики в целом.
Для стран, выбравших режим валютного
управления и жесткой фиксации валютного
курса и, как показал современный экономический
и финансовый кризис, не стремящихся отказаться
от этих режимов, оптимальным является
скорейшее вступление в зону евро, хотя
оно в среднесрочной перспективе будет
затруднено в силу сложностей с выполнением
Маастрихтских критериев.
7. Россия, с одной
стороны, формально обладает более
широким пространством выбора
при проведении денежно-кредитной
политики, чем страны ЦВЕ, с
другой стороны, это пространство
сужено внешними (зависимостью от сырьевой
модели экспортной специализации и трансграничных
потоков капитала) и внутренними (низкий
уровень развития финансовой системы)
факторами. В связи с этим необходим комплекс
мер, направленных как на диверсификацию
структуры экономики (с применением инструментов
экономической политики, главным образом
не связанных с денежно-кредитной политикой),
так и на развитие финансового сектора,
включая активизацию процессов финансового
взаимодействия на постсоветском пространстве.
Подобные меры позволят повысить эффективность
трансмиссионного механизма, обеспечив
более тесную связь денежно-кредитной
политики с функционированием экономики
в целом. В области проведения собственно
денежно-кредитной политики, на наш взгляд,
важную роль играет совершенствование
ее инструментария, сохранение регулирования
валютного курса и отслеживание показателей
финансовой стабильности. Для снижения
рисков дальнейшего распространения внешних
шоков целесообразно введение отдельных
валютных ограничений на трансграничное
движение капитала.
Публикации
Статьи
в ведущих рецензируемых научных
журналах и изданиях, в которых
должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата
наук:
- Взаимодействие денежно-кредитной и валютной политики в условиях перехода к рыночной экономике // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика». М.: Финансы и статистика, 2003. 0,5 п.л.
- О создании кредитных бюро в России // Финансы. 2003. №3. 0,5 п.л.
- Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. 2004. №3. 0,9 п.л.
- Роль денежно-кредитной политики в процессе валютной интеграции стран СНГ // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный, банковский аспекты». М.: Финансы и статистика, 2006. 0,5 п.л.
- Российский валютный рынок: достижения на пути либерализации // Проблемы прогнозирования. 2006. №4. (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,8 п.л. (авторский вклад – 0,4 п.л.).
- Участие банков стран СНГ на финансовом рынке // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт». М.: Финансы и статистика, 2007. 0,5 п.л.
- Многостороннее финансовое взаимодействие на постсоветском пространстве: новая повестка дня интеграции // Проблемы теории и практики управления. 2007. №4. 0,7 п.л.
- Финансовая глобализация и ограничения национальной денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2007. №7. 0,8 п.л.
- Денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточной Европы в условиях финансовой глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2008. №1. 0,6 п.л.
- Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики. 2009. №4. 1,3 п.л.
- Новые вызовы для денежно-кредитной политики в условиях глобализации: финансовые кризисы // Международная экономика. 2009. №6. 0,8 п.л.
- Денежно-кредитная и валютная политика в условиях интеграции России в мировую экономику // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Финансово-налоговые, банковские и валютные аспекты интеграции России в мировую экономику». М.: Финансы и статистика, 2009. 0,6 п.л.
- Денежно-кредитная политика после кризиса // Банковское дело. 2009. №12. 0,2 п.л.
- Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. 2010. №1. (в соавторстве с А.Д. Некипеловым). 1,2 п.л. (авторский вклад – 0,6 п.л.).
- Влияние мирового экономического кризиса на развитие взаимодействия фондовых рынков России и Украины // Проблемы теории и практики управления. 2010. №8. 0,7 п.л.
Монографии и главы в монографиях
по теме диссертационного исследования:
- Развитие денежно-кредитной сферы в трансформационный период: Россия и страны Центральной и Восточной Европы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 14 п.л.
- Взаимодействие финансовых систем стран СНГ. Под ред. М.Ю. Головнина. С-Пб: Алетейя, 2010. 14 п.л. (авторский вклад – 4,4 п.л.).
- Экономическая трансформация в России 1985-2008 годов / Россия-2010. Российские трансформации в контексте мирового развития. М.: Логос, 2010. (в соавторстве с А.Д. Некипеловым). 1,8 п.л. (авторский вклад – 0,9 п.л.).
Статьи
в научных журналах, сборниках
научных трудов и препринты по
теме диссертационного исследования:
- Союз России и Белоруссии: кто выиграет от единой валюты // Банковское обозрение. 2003. №10 (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
- Перспективы евро на российском финансовом рынке // Рынок ценных бумаг. 2003. №23 (в соавторстве с О.Е. Кузнецовым и В.Ю. Мишиной). 0,5 п.л. (авторский вклад – 0,15 п.л.).
- Европейская финансовая интеграция: опыт для России и стран СНГ // Рынок ценных бумаг. 2004. №10. (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,5 п.л. (авторский вклад – 0,25 п.л.).
- Тенденции валютных рынков // Валютный спекулянт. 2004. №9. (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
- Угрозы неустойчивой дедолларизации российской экономики / Валютные проблемы современного мира // Доклады Института Европы РАН, №139. М.: «Огни», 2004. 0,1 п.л.
- Денежно-кредитная и валютная сферы в странах ЦВЕ и европейских странах СНГ / В сб. «Макроэкономические показатели стран с переходной экономикой в 2003 г.: сравнительная характеристика». М.: ИМЭПИ РАН, 2005. 2,1 п.л.
- Согласование денежно-кредитной и валютной политики в рамках интеграционных процессов в ЕС и СНГ / В сб. «Противоречия процессов валютно-финансовой интеграции в регионе СНГ». М.: ИМЭПИ РАН, 2005. 0,5 п.л.
- Модели и перспективы валютной интеграции на постсоветском пространстве // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. №1. 0,6 п.л.
- Финансовая интеграция в Европе и Азии // Информационно-аналитический бюллетень Центра проблем интеграции ИМЭПИ РАН. 2005. №2 (в соавторстве с А.А. Абалкиной). 0,9 п.л. (авторский вклад – 0,45 п.л.).
- Тенденции и перспективы валютного рынка // Золотодобывающая промышленность. 2006. №1 (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
- Доллар-евро: тенденции и ожидания // Валютный спекулянт. 2006. №6 (в соавторстве с В.Ю. Мишиной). 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2 п.л.).
- Финансовая интеграция – перспективное направление реформирования в СНГ / 15 лет СНГ: К каким альянсам ведет «цивилизованный развод». Материалы «круглого стола». Отв. ред. Б.А. Хейфец. М.: Институт экономики РАН, 2007. 0,7 п.л.
- Модели финансового взаимодействия России и Украины // Вiсник Iнституту економiки та прогнозування (Украина). 2008. 0,4 п.л.
- Глобальная и региональная финансовая интеграция России / Российская политика соседства Сборник докладов международной конференции (Москва, 12-13 октября, 2007). Под ред. С.П. Глинкиной. М.: Институт экономики РАН, 2008. 0,6 п.л.
- Финансовые кризисы последнего десятилетия // Мир перемен. 2008. №3. 0,8 п.л.
- Теоретические основы денежно-кредитной политики в условиях глобализации. М.: Институт экономики РАН, 2008. Серия «Теоретическая экономика». 2 п.л.
- Влияние финансовой глобализации на денежно-кредитную политику: теоретические аспекты и реакция на финансовые кризисы // Экономика Украины. 2009. №2. 0,8 п.л.
- Financial Crisis Impact on
Russian Economy and its Challenges for Monetary Policy // Salzburg Journal / Salzburg Global Seminar Session
No. 462 “The Search for Stability: Financial Crisis, Major
Currencies and a New Monetary Order”. 2009. June. 0,2 п.л.
- Воздействие финансовой глобализации на национальную денежно-кредитную политику // Экономика XXI века. 2009. №2. 1,1 п.л.
- Outlook for the Joint Development
of Stock Market Infrastructure in EurAsEC Countries / Eurasian Integration
Yearbook 2009. Almaty: Eurasian Development Bank, 2009. 0,6 п.л.
- Новые вызовы денежно-кредитной политики России в условиях финансовой глобализации // Россия в мировой экономике и международных отношениях (Мировое развитие. Выпуск 5). М.: ИМЭМО <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Ch