Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоритической основы и сущности денежно-кредитной политики, определение проблем развития и выбора целей денежно-кредитного регулирования.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
 рассмотреть экономическую сущность и значение денежно-кредитной политики, ее виды и инструменты;
 охарактеризовать основные цели денежно-кредитной политики и особенности их выбора;
 выявить проблемы связанные с денежно-кредитным регулированием и рассмотреть возможные пути их решения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Понятие и виды денежно-кредитной политики…………………………….....5
2 Система целей денежно-кредитной политики, проблема их выбора…………………………………………………………………………..…..9
3 Инструменты денежного регулирования, их развитие
на современном этапе…………….………………………………………..……...13
Заключение………………………..……………………………………………….22
Список использованных источников….…………………………………………23

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)
  1. рост производства товаров и услуг (устойчивые темпы экономического роста;
  2. обеспечение занятости населения;
  3. обеспечение равновесия платёжного баланса страны;
  4. стабильность покупательной способности национальной денежной единицы: как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны).[4, с.33]

Существуют и другие варианты представления  конечных (общеэкономических) целей. Например, к четырём названным целям  иногда добавляют:

  1. справедливое распределение доходов;
  2. обеспечение экономической свободы;
  3. достижение эффективности производства;
  4. равновесие на финансовом рынке;
  5. стабильность ставки процента;
  6. обеспечение кредитно-финансового обслуживания ВВП и др.

Рассмотрим основные конечные цели денежно-кредитной политики государства. 
Устойчивые темпы экономического роста.

Стремление к постоянному экономическому росту взаимосвязана с задачей  поддержания высокого уровня занятости. Это объясняется тем, что, как  правило при низком уровне безработицы  фирмы будут проводить мероприятия  по модернизации оборудования, привлечения  инвестиций, для повышения производительности труда и обеспечения тем самым  экономического роста. Эта ситуация работает и в обратном направлении, при высоком уровне безработицы, производителям не выгодно инвестировать  в дополнительное оборудование. Однако государственная политика может  быть специально ориентирована на поддержание  экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм.[5, с.128]

Обеспечения занятости населения.

Высокий уровень занятости – это актуальная цель по двум основным причинам. Во-первых, высокий уровень безработицы  приводит к нищете. Во-вторых, при  высокой безработице в экономике  много незанятых рабочих, незадействованных  ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого  оборудования), а это, как известно, приводит к снижению ВВП. Очевидно, что государство в таком случае пытается достигнуть высокого уровня занятости. На первый взгляд, понятие  полная занятости тождественно понятию  «нулевой» безработицы, но в этом случае не берется во внимание тот  факт, что фрикционная безработица  выгодна экономике. Поэтому при  выборе целей, нужно учитывать все  факторы и параметры экономики.

Стабильность  покупательной способности национальной денежной единицы.

Стабильность  уровня цен стали выделять как  цель денежного регулирования по той причине, что повышение цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике, затрудняет планирование. Инфляция может привести к социальному  конфликту, а это, в свою очередь, к вынужденному повышению заработной платы, компенсирующее рост цен.

Для эквивалентного обмена валют необходим валютный курс, отражающий соотношение их реальной покупательной способности, выражающей средние национальные уровни цен  на товары, услуги и инвестиции. Такая  покупательная способность определяется количеством товаров, которые можно  приобрести за эту валюту.Покупательная  способность национальной денежной единицы количественно определяется и зависит от действующей системы  ценообразования, определяющей уровень  цен на товары и услуги. Кроме  того, на покупательную способность  валюты оказывает влияние насыщение  потребительского рынка товарами, социально-экономическая  политика государства.

Обеспечение равновесия платежного баланса станы.

Во избежание  избыточного спроса и предложения  иностранной валюты, что приводит к дефициту и профициту платежного баланса соответственно, необходимо стремится к равновесию платежного баланса страны.  

Однако центральный  банк априори не имеет возможности  контролировать все конечные целевые  показатели и управлять их поведением. Поэтому денежно-кредитная политика предполагаетопределение иерархии целей: выделение, помимо конечных, промежуточных  и операционныхцелевых ориентиров, влияющие на конечные цели и одновременно подконтрольных действиям органов  денежно-кредитного регулирования.

Промежуточные цели определяют значения тех или  иных экономических переменных, которые  необходимо достичь на длительных временных  интервалах. [4, с.34]

Выделяют критерии выбора промежуточной  цели. Это, во-первых, измеримость, т.е. должна существовать переменная, которую  можно быстрои точно рассчитать, чтобы дать возможность банку  оперативно получать информацию о ее состоянии. Во-вторых, управляемость: центральный  банк должен быть способен с помощью  своих инструментов измерять в нужном направлении величину этой переменной. В-третьих, предсказуемость воздействия  переменной на конечные цели.

Промежуточные цели определяются уровнем  развития экономики, характером трансмиссионного механизма. Поэтому они не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с переходной экономикой, так как их выбор обусловлен процессом  постоянного развития рыночных отношений.

Выбор промежуточных целей предполагает определение режима монетарной политики – системы обязательных принципов, норм в денежно-кредитной сфере, направленных на достижение количественных ориентиров целевой (таргетируемой) переменной, входящих в сферу ответственности органов денежно-кредитного регулирования.[1, с. 367]

Исходя из этого в современной  экономике определяются и используются следующие промежуточные цели.

Таргетирование обменного  курса(используется в 91 стране мира).

Этот режим предполагает 2 возможных  варианта:

  1. фиксирование обменного курса национальной валюты по отношению к валюте страны с низким уровнем инфляции либо к корзине валют;
  2. установление «горизонтального» коридора, в пределах которого обменный курс может двигаться свободно.

Валютный курс влияет на уровень  инфляции главным образом через  экспортные и импортные цены. Антиинфляционные возможности режима фиксированного курса ограничены вследствие изменчивости внешнеэкономической конъектуры, опасности спекулятивных атак на национальную валюту, а также в связи с расхождениями целей монетарной политики страны и стран-якорей. В условиях экономического роста и притока капитала фиксация валютного курса приведет к переоценке валюты и росту инфляции. При применении режима таргетирования обменного курса важна идентификация проблем экономики страны.[6]

Таргетирование обменного курса  чаще используется в странах, для  которых характерны относительно высокие  темпы инфляции. Использование этого  режима обусловлено  тем, что он позволяет  быстро снизить девальвационные  ожидания субъектов экономики и  темпы инфляции, так как показатель обменного курса национальной денежной единице к той или иной иностранной  валюте дает понятную информацию об ожидаемом темпе инфляции. [4, с.36]

В свою очередь, недостатки таргетирования обменного курса заключаются  в следующем:

- достижение целевого значения обменного курса в значительной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики;

- при фиксации номинального курса национальной валюты рост её реального курса приводит к ухудшению сальдо текущего счёта платёжного баланса;

- при определенных темпах инфляции количественная связь между девальвацией и инфляцией на краткосрочных временных интервалах ослабевает, что снижает эффективность денежно-кредитного регулирования;

- эффективность режима зависит от уровня золотовалютных резервов и может негативно влиять на этот уровень;

- использование данного режима может быть лишь временной мерой.

При достижении макроэкономической стабильности в дальнейшем, для экономики более  предпочтителен гибкий курс, так как  он служит сигналом для корректировки  денежной политики

Таргетирование денежных агрегатов (используют 18 стран мира). При проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики.

Положительным моментом таргетирования денежных агрегатов является возможность  достижения стабильных темпов прироста денежной массы, а также снижения темпов роста денежной массы с  целью борьбы с инфляций. Главным  преимуществом использования режима таргетирования денежных агрегатов  состоит в возможности проведением  банка независимой монетарной политики.

Основным недостатком данного  режима является невозможность достижения желаемых результатов в обеспечении  ценовой стабильности из-за непредсказуемости  изменения спроса на деньги в долгосрочной перспективе. Кроме того, исследования показали, что при сохраняющейся  умеренной инфляции денежное таргетирование приводит к высоким издержкам, связанными со снижением экономической активности и резким ростом процентных ставок.[4, с.38]  Помимо этого. Основная слабость данного режима состоит в неустойчивости соотношения показателей динамики денежных агрегатов и характеристик целевых переменных. Центральный банк имеет возможность в большей мере контролировать узкие агрегаты (М0, денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы зависит от деятельности многих экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неопределенный временной лаг. [6]

Поэтому в настоящие время ведущие  страны мира отказались от этого режима как в силу частого невыполнения намеченных ориентиров, так и по причине его неэффективности  с точки зрения экономических  интересов страны. По выражению М.Фридмена, «денежные ориентиры были, скорее, оконной шторой, скрывавшей происходящее в денежно-кредитной политике, нежели ее четкими принципами». В настоящее  время денежные агрегаты рассматриваются  лишь в качестве информационного  индикатора о развитии спроса на деньги в том или ином временном периоде.

Инфляционноетаргетирование (используют наиболее развитые страны мира),  предполагающее развитый финансовый рынок, преимущественно монетарную природу инфляции и независимость от исполнительной власти центрального банка. Имеет единственную цель – удержание в заданном диапазоне конкретного показателя инфляции, чаще всего индекса потребительских цен. Это достигается за счет периодических корректировок процентной ставки центрального банка, как правило межбанковской, которая периодически или по мере необходимости пересматривается исходя из прогноза тенденций экономического развития.[6]

Основными преимуществами инфляционного  таргетирования являются:

- гибкость денежно-кредитной политики;

- рост прозрачности денежно-кредитной политики;

- возможность сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Обязательные условия эффективной работы данного режима:

- обеспечение ценовой стабильности является главной целью денежно-кредитной политики;

- юридическая и фактическая независимость центрального банка;

- необходимость сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета;

- устойчивое функционирование финансовой системы.

 По мнению многих экономистов,  инфляционноетаргетирование является  разумным и естественным. Поскольку  мировой опыт свидетельствует  о том, что за счет мер  денежной политики нельзя в  долгосрочной перспективе ускорить  экономический рост и единственный  параметр, на который можно повлиять  при помощи денежно-кредитной  политики, это инфляция.

Несмотря на то, что есть хорошие  результаты в странах, использующих данный режим, в Республике Беларусь существуют препятствия перехода к  инфляционномутаргетированию. Главная  причина, по которой переход кполитики  таргетирования инфляции может оказаться  затруднительным, состоит в недостаточной  развитости финансовой системы. В Польше переходу к новой политики предшествовали крупные реформы в финансовом секторе и развитие финансовых рынков. Есть две основные причины, по которым  подобные меры существенно упростят проведение политики таргетирования инфляции. Во-первых, развитая финансовая система  будет абсорбировать внешние  шоки. Это приведет к тому, что  национальному банку не придется регулярно прибегать к инфляционным мерам по спасению банковской системы  в случае локальных кризисов. Во-вторых, хорошо развитый и ликвидный рынок  краткосрочного долга с низким риском предоставит национальному банку  хороший альтернативный инструмент монетарной политики. Зрелая банковская система способствует реализации политики таргетирования инфляции, так как  меры по поддержанию функционирования испытывающей целью поддержания  стабильности цен. Хрупкая и сегментирования  банковская система представляет собой  угрозу для таргетирования инфляции в силу необходимости частого  вмешательства национального банка  и Правительства для поддержания  стабильности. Более того, ликвидный  межбанковский рынок и в стабильное время упростит поведение денежно-кредитной  политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты