Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоритической основы и сущности денежно-кредитной политики, определение проблем развития и выбора целей денежно-кредитного регулирования.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
 рассмотреть экономическую сущность и значение денежно-кредитной политики, ее виды и инструменты;
 охарактеризовать основные цели денежно-кредитной политики и особенности их выбора;
 выявить проблемы связанные с денежно-кредитным регулированием и рассмотреть возможные пути их решения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Понятие и виды денежно-кредитной политики…………………………….....5
2 Система целей денежно-кредитной политики, проблема их выбора…………………………………………………………………………..…..9
3 Инструменты денежного регулирования, их развитие
на современном этапе…………….………………………………………..……...13
Заключение………………………..……………………………………………….22
Список использованных источников….…………………………………………23

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)

Процентная  политика предполагает установление следующих  целевых ориентиров:

  -    поддержание положительного уровня  реальных процентных ставок (с  превышением уровня текущей инфляции) для целей стимулирования накоплений  и инвестиций;

    • обеспечение преимущественной доходности рублевых инструментов денежного рынка по сравнению с валютными инструментами (депозитами в иностранной валюте и пр.);
    • расширение доступности кредитов для реального сектора экономики;
    • использование ставки рефинансирования как ориентира минимально приемлемой «цены» заемных денег с учетом инфляции (минимальная при предоставлении, максимальная при изъятии ликвидности  ставка по стандартным операциям национального банка с другими банками).

Учитывая  специфику страны и особенности  этапов ее развития, процентная политика имеет разную структуру. Основными  инструментами процентной политики центрального банка являются ставка рефинансирования и ставки по операциям  банка на финансовом рынке.

Ставка рефинансирования во многих странах сегодня является индикативным показателем, дающим субъектам  экономики ориентир в отношении  текущей инфляции и стоимости  национальной валюты в среднесрочной  перспективе, и имеет значительное влияние на формирование уровня процентных ставок финансового рынка.

Ставки по операциям центрального банка на финансовом рынке по сравнению со ставкой рефинансирования является более оперативным инструментом процентной политики. Он используется для проведения сделок на финансовом рынке, осуществления рефинансирования и изъятия ликвидности у банков.

Регулируя процентные ставки по своим операциям, центральный  банк придерживается определенных принципов:

- формирование  коридора колебаний процентных  ставок на рынке. Цель –  обеспечения привлекательности  национальной валюты по сравнению  с иностранной;

-поддержания  положительного уровня реальных  процентных ставок для стимулирования  накоплений и инвестиций. [4, с.103]

Следование принципам обеспечит  регулирование инфляционных ожиданий.

Перспективы использования процентной политики как одного из основных инструментов монетарного регулирования национального  банка Республики Беларусь:

-плавное  снижение ставки рефинансирования  и ставок по операциям национального  банка по мере устойчивого  снижения инфляции и девальвации  белорусского рубля;

-повышение  рыночной направленности, то есть  роли аукционных ставок в проведении  процентной политики национального  банка.

Еще одним  не менее важным инструментом денежно-кредитного регулирования, напрямую воздействующего  на операции коммерческого банка, является фонд обязательных резервов.

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.  
Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Минимальные обязательные резервы коммерческих банков, как постоянно используемый инструмент регулирования денежного  предложения, относят к мерам  долгосрочного воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они  как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем  выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Кредитные  институты могут расширять ссудные  операции, если их обязательные резервы  в центральном банке превышают  установленный норматив. Когда масса  денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном  банке. Тем самым он вынуждает  банки сократить объем активных операций.

Использование обязательного резервирования преследует двоякую цель:

-оно является связующим звеном между совокупными банковскими резервами и более широкими денежными агрегатами, благодаря чему оказывает непосредственное воздействие на наращивание или сокращение кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банковской системы.

-оно служит для регулирования общей ликвидности банковской системы. [3, с.105]

 Изменение норм обязательных  резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно, во-первых, ведет к изменению величины денежной базы, а во-вторых, оказывает влияние на денежный мультипликатор, а значит — и на способность коммерческих банков создавать новые деньги.

В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки или оставляют сумму обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшают выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы, или увеличивают ее согласно требованиям центрального банка. Для этого им необходимы свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги либо потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в других банках и потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков создавать деньги. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

Понижение резервной нормы центральным  банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и увеличивает тем самым возможности создания новых денег коммерческими банками, а значит, и предложение денег в стране.

При использовании  данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают серьезные сдвиги в объеме денежной массы, масштабе и структуре кредитных операций, а частые и значительные изменения могут даже привести к нарушению денежного обращения. Поэтому они осуществляются в период инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. Кроме того, повышение нормы резервирования может сопровождаться возникновением проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов. В связи с этим в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже. [3, с.89]

Операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком на денежном рынке по собственной инициативе, являются основными как с точки зрения  оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. Их основной отличительной чертой является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции).

Операции на открытом рынке  могут проводиться различными методами:

  1. операции с ценными бумагами;
  2. рефинансирование центральным банком коммерческих банков;
  3. операции с иностранной валютой.[9, с. 63]

Рассмотрим эти варианты более подробно.

1. Операции центрального банка  с ценными бумагами  представляют собой операции по покупке или продаже центральным банком ценных бумаг по собственной инициативе и за свой счёт на открытом рынке.

Для оживления экономики  увеличивает спрос на ценные бумаги (деньги поступают в экономику). Если целью центрального банка является уменьшение резервов банков, то он выступает  на рынке на стороне предложения  ценных бумаг (связывание избыточной ликвидности).

Операции с ценными бумагами различаются в зависимости от:

-условий сделки: купля-продажа  «до погашения» или операции  на срок с обязательной обратной  операцией (покупка-продажа ценных  бумаг – «прямые» сделки, продажа-покупка  ценных бумаг – «обратные»  сделки);

-объектов сделки: операции  с государственными или коммерческими  облигациями; рыночные  или нерыночные  ценные бумаги (последние не могут  свободно обращаться на вторичном  рынке);

-срочности  сделки: краткосрочные  (до 3 мес.), среднесрочные и долгосрочные (свыше 1 года);

-сферы проведения операций: банковский или открытый рынок,  первичный или вторичный рынок;

-способа установления  процентных ставок: они определяются  ЦБ  или рынком.

2. Рефинансирование коммерческих  банков, то есть предоставление центральным банком заимствований (кредитов) банкам в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности - важное направление деятельности  центрального банка на открытом рынке. В этом случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, иначе «банк» банков.

Кредиты центрального банка предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются  в зависимости от:

-формы обеспечения (учётные  и ломбардные);

-методов предоставления (двусторонние сделки и кредиты,  предоставляемые на основе проведения  аукционов);

-сроков предоставления (краткосрочные,  среднесрочные,  долгосрочные);

-цели предоставления  кредита (кредиты для завершения  расчётов текущего дня, сезонные  кредиты и др.)

Учётные (или дисконтные) кредиты предоставляются центральным  банком кредитно-банковским институтам под учёт векселей,  т.е. посредством  покупки у банков векселей до истечения  срока их погашения.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами:

-требованиями к качеству  принимаемых к переучёту векселей;

-лимитом переучёта, т.е.  максимально возможным объёмом  переучёта векселей для одного  кредитного института;

-учётной ставкой центрального  банка.

Помимо этого, политика рефинансирования может использоваться для того, чтобы  путём изменения  условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на финансовом рынке (структурное воздействие  на рынок). Это оправдано, прежде всего,  в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг.

3. Операции  с иностранной валютой - проводятся как с целью стерилизации избыточной денежной массы, так и с целью увеличения предложения ликвидности. Различают следующие их виды:

-покупка-продажа валюты  без обязательной обратной операции;

-операции по купле-продаже   центральным банком иностранной  валюты с условием  обязательной  обратной операции.

Операции с иностранной  валютой, так же как и операции с ценными бумагами, могут быть прямыми – покупка-продажа, так  и обратными – продажа-покупка.

Постоянные механизмы  регулирования ликвидности банковской системы – автоматический доступ коммерческих банков к системе регулирования ликвидности центрального банка в случае возникающей необходимости. Согласие центрального банка или его инициатива (в отличие от операций на открытом рынке)  не требуется. Таким образом, данный метод денежно-кредитного регулирования предполагает исключительно инициативу коммерческих банков на проведение той или иной операции и, тем самым, страхует банковскую систему от возникновения кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком ликвидности.

В условиях недостаточно развитой рыночной экономики этот метод является более значимым по сравнению с  операциями на открытых рынках: эффективные  постоянные механизмы позволяют  снизить необходимость вмешательства  центрального банка в систему. Таким  образом, значение данного метода денежно-кредитного регулирования заключается в  выполнении им роли своеобразного канала притока или оттока ликвидности, обеспечивающего безопасность (стабильность) денежно-кредитной системы  в  случае каких-либо  непредвиденных ситуаций или несоответствующих  ситуации  регулирующих действий центрального банка.

Помимо этого, постоянные механизмы  выполняют следующие функции:

  1. Обеспечение постоянного регулирования ликвидности банков с целью ограничения амплитуды колебаний процентных ставок.
  2. Передача сигналов денежно-кредитной политики субъектам рынка.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты