Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоритической основы и сущности денежно-кредитной политики, определение проблем развития и выбора целей денежно-кредитного регулирования.
В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи:
 рассмотреть экономическую сущность и значение денежно-кредитной политики, ее виды и инструменты;
 охарактеризовать основные цели денежно-кредитной политики и особенности их выбора;
 выявить проблемы связанные с денежно-кредитным регулированием и рассмотреть возможные пути их решения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Понятие и виды денежно-кредитной политики…………………………….....5
2 Система целей денежно-кредитной политики, проблема их выбора…………………………………………………………………………..…..9
3 Инструменты денежного регулирования, их развитие
на современном этапе…………….………………………………………..……...13
Заключение………………………..……………………………………………….22
Список использованных источников….…………………………………………23

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)

Следующим фактором, препятствующему  переходу к инфляционному таргетированию, является низкая степень прозрачности трансмиссионного механизма.Применение режима таргетирования инфляции предполагает наличие достаточно точной и устойчивой макроэкономической модели, которую  в условиях переходной экономики  построить сложно. Это может быть вызвано недостаточно высокоэффективной  информационной политикой денежных властей. [7]

В последние годы начала дискутироваться  возможность использования в  качестве промежуточной цели таргетирования уровня цен, точнее траектории уровня цен. Различие между таргетированием инфляции и уровня цен следующее: при инфляционномтаргетировании центральный банк стремится плавно вернуть темпы инфляции к цели без учета исторических значений отклонений инфляции. В результате траектория инфляции, возможно, никогда не пересечет целевой показатель, а может постепенно к нему приближаться сверху или с низу. Хотя уровень инфляции будет стационарным, уровень цен будет колебаться. В отличие от этого инфляция при таргетированииуровня цен зависит не только от  уровня инфляции в настоящее время, но также и от темпов инфляции в прошлом. Если уровень инфляции и уровень цен первоначально соответствуют целям, а затем шок толкает инфляцию вверх, то денежно-кредитная политика должна снизить уровень инфляции ниже ее долгосрочного периода таким образом, чтобы уровень цен приближался к цели и его колебания были ограничены. [6]

Промежуточные цели непосредственно  относятся к деятельности национального банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, национальный банк устанавливает набор тактических (операционных)  целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.  
Тактическая цель обычно определяется в соответствиис промежуточной. Например, если в качестве последней выбрана денежная масса. Центральный банк может избирать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.

Требования к тактическим целям:

  1. Максимальное воздействие на них центрального банка.
  2. Способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка.
  3. Стабильное влияние на промежуточную цель.

В Республике Беларусь первичной целью  денежно-кредитной политики является снижение инфляции.

ФРС США выделяет первичную цель денежно-кредитной политики как  минимальный устойчивый экономический  рост и стабильность цен. Банк России – защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Европейский центральный банк, Банк Англии – ценовая стабильность.[3, с.6]

Проблемой выбора целей, на наш взгляд, заключается в том, что одновременно достичь всех целей не возможно, так как если одни из них согласуются  между собой, то другие находятся  в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы.

Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: предложение  денег или процентную ставку. Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании  следующий: центральный банк может  таргетировать (устанавливать в  качестве контрольного) только один показатель: либо агрегат денежной массы, либо обменный курс – в качестве промежуточных  целей.

Кроме этого, в условиях контролирования  двух целей одновременно населению  труднее формировать свои инфляционные ожидания, поскольку не ясно, какой  из двух целей будет отдано предпочтение в случае возникновения конфликта  между ними. В целом выбор реальных (эффективных) целевых показателей  представляет собой достаточно сложную  методологическую и прогнозную проблему.

При выборе целей центральный банк сталкивается еще с рядом проблем, таких как наличие целевых  параметров для достижения цели, необходимость  формирования позитивных долгосрочных инфляционных и девальвационных  ожиданий у населения и субъектов  хозяйствования, необходимость выбора целей соответствующих стратегии  направленной на экономический рос, анализ депозитного рынка для  планирования процентной политики  и состояния ликвидности в  банковском секторе для планирования политики резервных требований, долговые проблемы страны.[8]

Таким образом, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой  комплекс целей, который включает конечные, промежуточные и тактические. В  свою очередь  к конечным целям  относят устойчивый темп экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен и равновесие платежного баланса. К промежуточным  – таргетирование инфляции, обменного  курса, денежных агрегатов. Однако существует основная проблема выбора целей – несогласованность целей между собой. Решение которой заключается в расставлении приоритетов  контроля центральным банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инструменты денежного регулирования, их развитие на современном этапе

Методы денежно-кредитной  политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов  денежно-кредитной политики на объекты  монетарной политики для достижения поставленных целей. В основе системы методов денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации.

Методы денежно-кредитной  политики подразделяют:

- по объему воздействия на  рынок:

    -общие (воздействуют на систему в целом);

    -селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок);

- по характеру воздействия:

-инструменты прямого (административного)  регулирования и контроля;

-косвенные (рыночные) инструменты.[4, с.95]

Прямые  методы носят характер  административных мер, к ним относят использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Косвенные (экономические, рыночные) инструменты предполагают воздействие на поведение коммерческих банков через использование экономических  интересов, т.е. изменяя объёмы резервных  денег или их цену, центральный  банк изменяет спрос на кредит и  изменяет эффект мультипликации в экономике. Однако важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает:

- достижение относительно стабильного  экономического развития;

- формирование развитых рыночных  отношений во всех секторах  экономики;

- создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового  рынка.[4, с.96]

В современной  экономике все методы и инструменты  классифицируются по нескольким признакам.

В зависимости  от сущности операций инструменты денежно-кредитной  политики подразделяются на несколько  групп.

  1. Инструменты эмиссионной политики (инструменты денежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного характера)  напрямую определяют объем денежного предложения со стороны центрального банка.

Основные  эмиссионные инструменты:

- нецелевое рефинансирование банков в рамках механизмов регулирования текущей ликвидности банковской системы. Для него характерны чрезвычайно короткий срок и ограниченный объем ликвидности;

- покупка национальным банком иностранной валюты;

- долгосрочное финансирование:

      - взносы национального банка в уставные фонды банков;

      - чрезвычайные кредиты.

Инструменты антиэмиссионого характера используются как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе.

На долгосрочной основе:

- привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР).

- продажа  национальным банком иностранной валюты.

- депозитная  политика национального банка (возврат депозитов органов государственного управления в национальный банк).

На короткий срок:

- привлечение  средств в депозиты национального банка.

- эмиссия краткосрочных ценных бумаг национального банка.

2. Инструменты процентной политики за счет представляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д. центральные банки могут использовать следующие инструменты процентной политики:

-  установление ставки рефинансирования – рост ставки означает кредитную рестрикцию, снижение – кредитную экспансию;

- определение  учетной ставки;

-установка  и корректировка ставок по  основным операциям центрального  банка;

- определение   ставок по нестандартным операциям  центрального банка. 

3. Политика минимальных резервных требований используется в целях долгосрочного воздействия на банковский мультипликатор, уровень ликвидности и т.д. под ней понимают обязательные отчисления банков от объема привлеченных ресурсов, формируемые ими в соответствии с требованиями центрального банка. Функции политики минимальных резервов:

-регулирование  спроса банков на заемные ресурсы  центрального банка;

-регулирование  кредитной экспансии банков;

-выполнение  роли пруденцианального норматива,  направленного на страхование  возврата депозитов клиентам  банка.

В зависимости  от роли центрального банка при использовании  тех или иных инструментов выделяют следующую классификацию инструментов.

  1. Операции на открытом рынке заключаются в том, что центральный банк  продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Различают следующие виды операций на открытом рынке:

-регулярные плановые операции, при которых центральный банк  заранее объявляет об их проведении;

-нерегулярные операции, осуществляемые  банком по мере необходимости.

По цели операции на открытом рынке  подразделяются следующим образом:

- корректирующие операции, компенсирующие  краткосрочные нежелательные изменения  в структуре банковских резервов;

- структурные операции, воздействующие  долговременно и качественно  на денежно-кредитную сферу.

  1. Постоянно доступные инструменты - инструменты, которые могут быть использованы банками без получения согласия национального банка.

Все постоянно действующие механизмы  делятся на постоянные механизмы  рефинансирования, использующиеся для  повышения ликвидности в банковской системе, и постоянный депозитный механизм, дающий возможность банкам в любое  время депонировать в центральном  банке любой объем избыточной ликвидности, что служит гарантированным  каналом ее оттока из системы.

Проводя денежно-кредитную  политику, центральный банк использует определенные рычаги воздействия. Процентная политика является одним из таких рычагов. Путем изменения стоимости предоставляемых банкам кредитов она дает возможность центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д. кроме того процентная политика направлена на снижение уровня инфляции и обеспечение устойчивости денежной единицы. Учитывая, что первичной целью для Республики Беларусь является снижение уровня инфляции, то данный инструмент будет являться основным. Процентные ставки по операциям предоставления и привлечения ресурсов национального банка определяются исходя из уровня базовой ставки рефинансирования, а также кратко- и среднесрочных задач проведения денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты