6
Денежная реформа
С. Ю. Витте (1895—1897)
Денежная реформа С. Ю. Витте
была основательно подготовлена и осуществлялась
постепенно, несколькими этапами в течение
трех лет. В 1897 году начался свободный
обмен бумажных денег на золото. Осуществленное
преобразование денежного обращения упрочило
кредит России и поставило ее в финансовом
отношении в один ряд с другими развитыми
европейскими державами.
Государственный банк ко времени
проведения денежной реформы
за счет внутренних источников
и зарубежных покупок создал
золотой фонд в размере 1095,5
млн. рублей.
Именной Высочайший указ от 29
августа 1897 г. обязывал Государственный
банк выпускать кредитные билеты
в размере, строго ограниченном
потребностями денежного обращения.
Этим же Указом устанавливались
правила и ограничения эмиссии
банкнот, например, вся совокупность
кредитных билетов превышающих
сумму в 300 млн. рублей должна была
иметь полное золотое обеспечение.
Российский эмиссионный закон
был значительно более строгим,
чем законодательства других
стран. Так, в Германии допускалось
покрытие банковских билетов
лишь на одну треть и не
только золотом и серебром, но
и обязательствами имперского
казначейства.
К 1897 г., когда в России началась
денежная реформа, рубль официально
приравнивался к четырем французским
франкам, но, как свидетельствовал
тогдашний министр финансов С.
Ю. Витте, стоил в действительности
около двух с половиной франков.
Это фактически сложившееся соотношение
и решено было закрепить. Новый
рубль был девальвирован и
приравнен к двум целым и
двум третям франка (2,666). Этот
паритет соответствовал золотому
содержанию и покупательной стоимости
двух валют. Установленный курс
рубля, в общем, удалось выдержать.
В 1913 г. он колебался в пределах
от 2,57 до 2,69 франка.
На рубеже 1905—1906 гг. курс рубля
был поддержан увеличением учетно-ссудной
ставки. Это сделало его более
дорогим, однако в дальнейшем российский
рубль не нуждался в таком способе поддержки.
С 8% на начало 1906 г. учетная ставка на конец
этого же года снизилась до 4,5% — самого
низкого уровня в дореволюционной России.
Действенным средством ограничения
массы наличных денег явилось
внедрение безналичных расчетов.
С этой целью уже 17 ноября 1898
г. при Петербургской конторе
Государственного банка была
открыта расчетная палата. К 1912
г. в разных городах России
действовало 40 ее отделов.
В работе палаты участвовали
все частные банки России, крупные
банкирские конторы и дома, общества
взаимного кредита, большие торгово-промышленные
фирмы и местные управления
железных дорог.
Огромные военные расходы Первой
мировой войны, неудачи на фронтах пошатнули
русскую валюту. За последние пять месяцев
1914 г. она подешевела на 16,8%. По некоторым
подсчетам к июлю 1917 г. по отношению к стабильному
франку нейтральной Швейцарии рубль обесценился
на 62,9%.
Еще больший удар по рублю
нанес октябрьский переворот
1917 г.
7
Денежные реформы
1922-1924 годов
Одним из важнейших этапов
развития денежной системы России
были 20-е годы ХХ столетия. В
этот период денежное обращение
в нашей стране, так же как
и в других странах — участницах
первой мировой войны (кроме
США), было дезорганизовано. В
целях его нормализации правительства
этих стран провели денежные
реформы. Формы и методы проведения
денежных реформ в нашей стране
определялись предшествовавшими
им изменениями в экономическом
и политическом положении страны.
Одним из основных изменений
было прекращение в годы первой
мировой войны во всех воюющих
странах (кроме США, где золотые
монеты находились в обращении
на протяжении почти 15 лет после
подписания в 1919 г. Версальского
мирного договора) размена банкнот
на золото и вывоз его за
границу. Но это еще не было
окончанием эпохи золотого стандарта.
После завершения войны золото
было только вытеснено из обращения
в крупный оптовый и международный
оборот. В результате послевоенных
денежных реформ в двух европейских
странах — Великобритании и
Франции — был установлен золотослитковый
стандарт: банкноты обменивались
на золотые слитки весом до
12,5 килограмма. В остальных странах
прямой размен на золото не
был восстановлен. Около трех
десятков стран, в том числе
16 западноевропейских, перешли к
золотодевизному стандарту. Эта
форма организации денежно-валютных
отношений предусматривала обмен
кредитных денег на девизы
в валютах стран золотослиткового
стандарта, а затем на золото.
Наиболее радикальными послевоенные
реформы были в Германии и
СССР. Причины радикализма были
разными. Если в Германии дезорганизация
кредитно-финансовой системы была
следствием поражения, которое
она потерпела в войне, то
в СССР развал экономической
и финансовой систем стал результатом
не только мировой войны, но
и революции, смены социально-экономического
строя и гражданской войны.
Нормализация денежного обращения
в СССР была достигнута благодаря
осуществлению трех денежных
реформ, две из которых были
проведены в форме деноминации.
В результате реформ 1922—1924 гг. изменились
не только параметры денежного
обращения, но и тип денежной
системы. По сути, в СССР была
введена золотодевизная форма
золотого стандарта.
Проведение реформ 1922—1924 гг. во многом
определили условия, которые сложились
к началу преобразования денежной
системы. Военные расходы России
с начала первой мировой войны
до Февральской революции составили
28 035 млн. рублей. Денежная масса
в обращении к 1 марта 1917 г.
увеличилась в 4 с лишним раза
по сравнению с довоенным уровнем.
Интенсивная работа печатного
станка и одновременное сокращение
производства и переориентация
его на выполнение военных
расходов вызвали быстрый рост
цен. В 1915 г. он составил всего
30%, в 1916 г. достиг 100%. В результате
к февралю 1917 г. рубль на
внутреннем рынке обесценился
почти в 4 раза. Таким образом,
накануне Февральской революции
денежное обращение было в
достаточной степени дезорганизовано.
Придя к власти, бывшие лидеры
IV Государственной думы, казалось
бы, имели возможность осуществить
то эффективное управление страной,
к которому они в течение
двух лет призывали царский
Совет министров. Однако, столкнувшись
с теми же экономическими трудностями,
что и бывший высший исполнительный
орган, Временное правительство
оказалось так же не в состоянии
с ними справиться.
Продолжавшаяся война поглощала
все больше средств. В 1917 г.
дефицит госбюджета достиг 22 568 млн.
рублей. Способы его покрытия
были традиционными: увеличение
налогов, внутренние и внешние
займы, эмиссия бумажных денег.
За период с марта по ноябрь
1917 г. Временному правительству
за счет налогов удалось получить
1158,3 млн. рублей. Выпущенный им “Займ
свободы” дал 3700 млн. рублей. Этих средств
хватило только на покрытие обычных расходных
статей госбюджета. Военные же расходы,
составившие за 1917 г. 2256 млн. руб., были
покрыты за счет эмиссии бумажных денег.
За восемь месяцев Временное
правительство выпустило в обращение
примерно такое же количество
денежных знаков, какое было эмитировано
за два с половиной года
войны. Эмиссия кредитных билетов
за этот период составила 6412,4
млн. руб., разменных марок —
95,8 млн. руб. и разменных казначейских
знаков — 38,9 млн. рублей. Такие
значительные объемы эмиссии
привели к ускорению обесценения
денег, что вынудило правительство
прибегнуть к выпуску кредитных
билетов крупного достоинства
— 250 и 1000 рублей (так называемые
“думские деньги”). С августа
началась эмиссия казначейских
знаков достоинством в 20 и 40
рублей, прозванных “керенками”.
Из-за спешки, в которой правительство
их выпускало, “керенки” поступали
в обращение неразрезанными напечатанными
листами, каждый из которых
содержал до 40 денежных знаков.
Несмотря на значительную эмиссию,
наводнившую страну огромной
массой кредитных билетов и
“керенками”, денег в обращении
все время не хватало. Рост
цен и, следовательно, увеличение
денежного выражения товарной
массы, тезаврация крупных купюр
состоятельными слоями города
и особенно деревни, вызывали
недостаток денег в обращении
и диспропорции в покупюрном составе
денежной массы.
В связи с сезонным расширением
товарооборота в августе и
сентябре “денежный голод” приобрел
характер кризиса. С целью его
преодоления Временное правительство
допустило в обращение в качестве
законного платежного средства
некоторые виды ценных бумаг
и начало выпуск денежных знаков
упрощенного типа — марок-денег.
Недостаток в обращении денежных
знаков, особенно мелких и средних
купюр, привел к тому, что кроме
общегосударственных денежных знаков
в некоторых городах и губерниях
появились свои средства обращения.
Это свидетельствовало о том, что при Временном
правительстве начался распад единой
денежной системы страны, усиливавший
общую дезорганизацию денежного обращения
и способствовавший дальнейшему усилению
инфляции.
Общая сумма бумажных денег,
находившихся в обращении на 1
ноября 1917 г., составила 19 575,7 млн.
рублей. Особенно большая эмиссия
была осуществлена Временным
правительством в марте 1917 г.,
сразу же после прихода к
власти. Она составила 1116,3 млн.
руб. (для сравнения: в апреле
— всего 476,2 млн. руб.). Большая
часть этого выпуска пошла
на увеличение заработной платы
рабочих и служащих предприятий,
работавших на оборону. В среднем
она выросла (при сокращении рабочего
дня и массовых невыходах на работу в дни
революции) за один месяц на 27%, а к маю
этот прирост составил 92%. Причем более
значительно заработная плата выросла
у неквалифицированных рабочих (на 59% —
у квалифицированных и на 125% — у неквалифицированных).
Таким образом, в формировании заработной
платы впервые проявились уравнительные
тенденции, достигшие своего максимума
к осени 1918 года.
Рост
денежной массы в обращении сопровождался
быстрым увеличением товарных цен:
при Временном правительстве
они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917
г. покупательная способность довоенного
рубля равнялась 6—7 коп. В то же время
средняя заработная плата рабочих
за 1917 г. по сравнению с 1916 г. выросла в
Москве в 2,47 раза.
К осени 1917 г. значительно усилилось
влияние факторов, разрушающе действовавших
на денежную систему. В результате
советское правительство столкнулось
с теми же проблемами, с которыми
не могло справиться ни царское,
ни Временное правительства. Пытаясь
их решить, новое правительство
— Совет Народных Комиссаров
(СНК) — осуществляло меры, которые
стали составными частями сложившейся
в 1918—1920 гг. специфической системы
производства, обмена и безденежного
распределения (так называемой
системы “военного коммунизма”),
предполагавшей постепенное отмирание
денег. Однако, поскольку хозяйственный
оборот в тот период реально не мог обойтись
без денег, большевикам приходилось мириться
с их наличием, а Совету Народных Комиссаров
— бороться с “денежным голодом” и решать
проблему доставки денег в разные концы
Советской республики.
Сражаясь со свойственным периоду инфляции
“безденежьем”, СНК выпускал в обращение
не только все новые и новые денежные знаки,
постоянно повышая их номинал, но и различные
ценные бумаги. Собственные совзнаки выпускали
наряду с РСФСР Туркестан, Бухара, Хорезм.
Продолжали обращаться царские деньги,
“думские деньги”, “керенки” и др. Всего
на территории бывшей Российской империи
обращалось более 2 тыс. денежных знаков.
Смена одних денежных знаков другими в
период гражданской войны происходила
с уходом и приходом противоборствовавших
сил. Деньги прежних властей аннулировались.
В результате доверие к деньгам утрачивалось,
и оборот, стремился совсем освободиться
от них. На окраинах страны существовала
реальная угроза замещения совзнака долларами,
фунтами, японскими иенами, царскими червонцами.
Как во время гражданской войны,
так и в первые годы после ее окончания
в условиях обращения огромного количества
разных видов денежных знаков значительно
усилилась денежная спекуляция. Купля-продажа
денег была широко распространена как
в центральных районах, так и на окраинах.
Опытные дельцы извлекали из этого процесса
крупные доходы, новички же зачастую лишались
последнего.
Всего в ноябре 1917 г. — первой
половине 1921 г. Советским правительством
было выпущено в обращение
2328,3 млрд. руб. (в результате денежная
масса возросла в 119 раз). Почти
весь этот огромный выпуск
пошел на покрытие бюджетного
дефицита, который возрастал из
года в год из-за того, что
все больше промышленных предприятий
(составлявших основную доходную
статью бюджета) становились убыточными.
Так, в 1921 г. он достиг 21 936 916 млрд. рублей.