Денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространённой является классификация денежного оборота в зависимости от форм используемых в нём денег. По этому признаку денежный оборот делится на безналичный и наличный. Наибольший удельный вес в структуре приходится на безналичный. Этот оборот является отражением экономических отношений между предприятиями, учреждениями, организациями, финансово-кредитной системой и населением (в части безналичных расчётов), т.е. обслуживает главным образом организованный рынок. Безналичные расчёты проявляются в виде записей бухгалтерских операций в банках. Одной из развивающихся форм приобщения населения к безналичным расчётам является открытие в банках индивидуальных текущих счетов, на которые предприятия и организации зачисляют средства на заработную плату и с которых можно их владельцам безналичным путём через чеки оплатить за приобретаемые товары и оказываемые услуги либо получить заработную плату наличными деньгами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Понятие денежного оборота. Особенности денежного оборота в современной экономике………………………………………………………………………….....5
2. Регулирование денежного оборота………………………………………………9
3. Методы и инструменты денежного регулирования…………………..……….14
4. Методы и инструменты денежного регулирования в Республике Беларусь...22
Заключение……………………………………………………………..………….26
Список использованной литературы……………….……………………………28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 104.39 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, нарушение меж- и внутриотраслевых, территориальных и стоимостных пропорций также является причиной дисбаланса денежного и товарного рынков, искажает пропорции распределения трудовых ресурсов и в конечном счёте негативно влияет на устойчивость денежного оборота. Результатом этого процесса будет стихийное восстановление частичного равновесия путём роста цен.

Денежный оборот обслуживает функционирование следующих основных рынков:

- товаров;

- капитала – труда, земли, реальных активов (реального капитала);

- финансовых активов.

Однако любая экономическая система подвержена воздействию различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения – это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического равновесия (на товарном, денежном и ресурсном рынках). [5, с.143]

Рефинансирование  в системе денежно-кредитного регулирования  рассматривается как политика, обладающая количественным и стоимостным эффектом, причем количественный эффект выражается в размерах рефинансирования и объемах изменения денежной массы, а стоимостный — во влиянии на величину рефинансирования и банковскую ликвидность, поскольку изменение стоимости рефинансирования влияет на уровень спроса на ресурсы

 

11

со стороны коммерческих банков. Конечная цель рефинансирования состоит в контроле над ликвидностью банков.

В самом общем виде рефинансирование представляет собой банковскую политику в области финансирования экономики. Более конкретно под рефинансированием понимается регулирование кредитной помощи, оказываемой центральным банком коммерческим банкам. Это связано с тем, что последние не способны самостоятельно полностью удовлетворить потребности экономики в кредитах. Рефинансирование может осуществляться различными методами в зависимости от конъюнктуры, намечаемой цели, функциональной структуры банков, степени зависимости коммерческих банков от центрального банка.

Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства существенно возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики. Так, в до- и низкоиндустриальной экономике относительная стабильность спроса, цен и производства требовали меньших регулирующих усилий со стороны органов монетарной власти. По мере роста уровня индустриализации хозяйства, повышения степени мобильности факторов производства, распределения и перераспределения доходов и совокупного спроса необходимость усиления регулирования государством денежной кредитной сферы (денежного оборота) существенно возрастает. В условиях переходной экономики значимость и роль государственного регулирования денежно-кредитной сферы ещё более возрастает, так как несовершенство информации, разнонаправленность намерений субъектов экономики, наличие дополнительных издержек и отсутствие гибкости цен – действие всех этих факторов усиливается. Действие этих факторов в условиях транзитивного хозяйства усиливается и может обусловливать не просто отклонение экономики от равновесного уровня, но и существенную деформацию ее структуры, которая может быть непреодолима для рыночных механизмов и стимулов. [5, с.145] 

С позиции оценки степени необходимости регулирования денежного оборота представляет интерес анализ сущностных причин инфляции, в том числе в условиях переходной экономики. Как известно, основные причины инфляции лежат как в денежной сфере, так и в сфере производства общественного продукта.

К факторам со стороны денежного обращения (монетарным) относят:

- эмиссию государством  денежной массы сверх потребностей  экономики в ней (например, эмиссионное  покрытие дефицита государственного  бюджета, чрезмерный рост кредитов  банков субъектам экономики, экономически  необоснованная кредитная активность  банковской системы);

- поддержание стабильности  обменного курса национальной  денежной единицы в условиях  устойчивого профицита платежного  баланса (постоянного превышения  поступления иностранной валюты  на внутренний рынок над ее оттоком);

 

 

12

- рост скорости денежного  обращения (чем выше скорость, тем  выше инфляция);

- дисбаланс денежного  рынка, вызванный не абсолютным, а относительным избытком денежной  массы – несоответствием структуры  спроса и предложения денег;

- недостаточный уровень  развитости рынка государственных  облигаций (чем больше возможности  «оттока» временно свободных  ресурсов на рынок государственных  ценных бумаг, тем ниже уровень  инфляции).  При «монетарной» инфляции  денежные факторы являются единственной  причиной роста цен, что делает  при прочих равных условиях  невозможным увеличение цен более  быстрыми темпами, чем темпы прироста  денег. В свою очередь «немонетарная»  инфляция может иметь место  при относительно неизменной  массе денег. В целом же инфляция приводит к деформации денежного оборота, оттоку ресурсов из сферы производства преимущественно в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается высокая прибыль. В свою очередь это ведет к дальнейшей демонетизации экономики, ухудшению условий производства и дальнейшему росту инфляции. Таким образом, инфляция самовоспроизводится во все больших размерах, усиливая деформацию денежного обращения. Все это делает чрезвычайно актуальным регулирование денежного оборота со стороны государства. [5, с.148]

Таким образом, от денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков. [10, с.271] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

3 Методы и инструменты регулирования денежного оборота

 

 

Выбор того или иного метода денежно-кредитного регулирования имеет большое значение, потому что применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие нуждаются в обязательном дополнении рядом инструментов. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования определяется в значительной мере составом и структурными характеристиками кредитной системы, которую они должны регулировать, поэтому методы денежно-кредитного регулирования различаются по отдельным странам. [12, с269]

В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота могут делиться на различные группы.

В зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.  К административным методам относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.  Косвенные (экономические) инструменты предполагают воздействие центрального банка на поведение банков через использование экономических интересов, т.е. изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает: достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка. [4, с.204] 

В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяются общие (воздействуют на систему в целом) и селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) методы (инструменты) регулирования денежного оборота.

Характер используемых методов также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.  Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их

 

14

сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования. В развитых странах основная ответственность за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы.

К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.  Однако в условиях переходной экономики это зачастую может решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.

Денежные реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.  Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиинфляционного регулирования.

Выделяют денежные реформы, в результате которых осуществляется:

  1. переход к иному виду денежного товара (медные, серебряные, бумажные, кредитные, золотые деньги), т.е. изменение типа денежной системы;
  2. замена неполноценных денег на полноценные, т.е. восстановление размена бумажных денег на золото;
  3. изменение каких-либо элементов денежной системы (вида обеспечения банкнот, механизма эмиссии, курсообразования  и т.д.);
  4. создание новой денежной системы в связи с образованием новых стран, экономических союзов (формирование зоны евро, становление денежных систем постсоциалистических стран). 

В рамках перечисленных видов денежных реформ наиболее часто используют следующие методы их проведения:

- нуллификация, которая  предполагает официальную замену  старых обесценивающихся денежных  знаков на новые, но в ограниченном количестве. Данный метод предполагает конфискационный характер проведения, что

 

15

является очень болезненным для населения;

- ревальвация (реставрация), которая предполагает восстановление  стоимостного содержания денежной  единицы, или возврат ее прежнего  золотого содержания, или рост  курсовой стоимости национальных  денег по отношению к иностранной  валюте;

- девальвация, напротив, предполагает  снижение стоимостного содержания  национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных  денег или в условиях размена  бумажных денег на золото –  уменьшение их металлического содержания). Чаще всего девальвация используется центральным банком для целей урегулирования отрицательного сальдо платёжного баланса, для кратковременного стимулирования экспорта; 

- деноминация (изменение  масштаба цен) – это увеличение  нарицательной стоимости национальных  денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей. Деноминация может быть эффективна, например, на завершающем этапе экономических преобразований, в условиях снижения инфляции и повышения доверия к национальной валюте. 

Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансированности экономики). Однако вне системы комплексного антиинфляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе. [4, с.214] 

К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке.

Информация о работе Денежный оборот