Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:39, курсовая работа
Наиболее распространённой является классификация денежного оборота в зависимости от форм используемых в нём денег. По этому признаку денежный оборот делится на безналичный и наличный. Наибольший удельный вес в структуре приходится на безналичный. Этот оборот является отражением экономических отношений между предприятиями, учреждениями, организациями, финансово-кредитной системой и населением (в части безналичных расчётов), т.е. обслуживает главным образом организованный рынок. Безналичные расчёты проявляются в виде записей бухгалтерских операций в банках. Одной из развивающихся форм приобщения населения к безналичным расчётам является открытие в банках индивидуальных текущих счетов, на которые предприятия и организации зачисляют средства на заработную плату и с которых можно их владельцам безналичным путём через чеки оплатить за приобретаемые товары и оказываемые услуги либо получить заработную плату наличными деньгами.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Понятие денежного оборота. Особенности денежного оборота в современной экономике………………………………………………………………………….....5
2. Регулирование денежного оборота………………………………………………9
3. Методы и инструменты денежного регулирования…………………..……….14
4. Методы и инструменты денежного регулирования в Республике Беларусь...22
Заключение……………………………………………………………..………….26
Список использованной литературы……………….……………………………28
Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных «потолков». Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований.
В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами).
Кредитные «потолки» представляют собой верхние пределы общей
16
суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки процента. Инвестиционные требования и кредитные «потолки» представляют собой административное вмешательство в регулирование денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.
В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение. Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточения тем самым контроля за их ликвидностью.
Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение.
Суть операций на открытом рынке состоит в купле-продаже центральным банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых центральным банком. Предпосылкой роста значимости операций на открытом рынке является их близость традиционным методам регулирования. Обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.
Основным условием функционирования политики открытого рынка
17
является наличие в
государстве рынка ценных
Денежно-кредитная рестрикция (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничение объёмов операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платёжного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъёмов (рис. 4).
Рисунок 4 - Влияние на экономику рестрикционной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная экспансия (политика «дешёвых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны ЦБ за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы (рис. 5).
18
Рисунок 5 - Влияние на экономику экспансионистской денежно-кредитной политики.
При незначительных
абсолютных и относительных
Для плановой административно-командной экономики в целом характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию. В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый
19
конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны.
При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [7, с. 468].
Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные(косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают
20
определённое место
в практике центральных банков
развитых стран, а также получили
широкое применение в
Под инструментами рыночного характера понимаются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Косвенные инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным методам денежно-кредитного регулирования.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т.е. стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными целями понимаются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования.
Таким образом, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования являются также одним из важнейших элементов системы денежно-кредитного регулирования, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства.
21
ВВЕДЕНИЕ
Процесс расширенного воспроизводства, производства и обращения материальных ценностей в качестве товара обусловливает кругооборот стоимости, смену её форм. Обязательной стадией этого кругооборота является денежное обращение. Кругооборот стоимости в воспроизводстве создаёт материальную основу для движения денег. Деньги играют важную роль в рыночной экономике. Специфическая полезность их обусловлена всеобщим признанием денег как посредника при обмене в экономической системе товарного производства.
С появлением и распространением денег зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Важная функциональная роль денежного оборота состоит в том, что он объединяет взаимодействие отдельных субъектов экономической системы (банки, организации, население, государство) в процессе воспроизводства.
От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.
Тема курсовой работы "Необходимость и методы регулирования денежного оборота" актуальна, не только потому, что состояние денежного оборота является основным показателем здоровья экономики, но и от объема и структуры зависят остальные показатели функционирования экономики, в том числе: инфляция, безработица, уровень цен. Эти показатели играют важную роль в жизни каждого человека, и отражают состояние общества, как в экономическом, так и в социальном плане.