Денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространённой является классификация денежного оборота в зависимости от форм используемых в нём денег. По этому признаку денежный оборот делится на безналичный и наличный. Наибольший удельный вес в структуре приходится на безналичный. Этот оборот является отражением экономических отношений между предприятиями, учреждениями, организациями, финансово-кредитной системой и населением (в части безналичных расчётов), т.е. обслуживает главным образом организованный рынок. Безналичные расчёты проявляются в виде записей бухгалтерских операций в банках. Одной из развивающихся форм приобщения населения к безналичным расчётам является открытие в банках индивидуальных текущих счетов, на которые предприятия и организации зачисляют средства на заработную плату и с которых можно их владельцам безналичным путём через чеки оплатить за приобретаемые товары и оказываемые услуги либо получить заработную плату наличными деньгами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Понятие денежного оборота. Особенности денежного оборота в современной экономике………………………………………………………………………….....5
2. Регулирование денежного оборота………………………………………………9
3. Методы и инструменты денежного регулирования…………………..……….14
4. Методы и инструменты денежного регулирования в Республике Беларусь...22
Заключение……………………………………………………………..………….26
Список использованной литературы……………….……………………………28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 104.39 Кб (Скачать файл)

Целью написания данной курсовой работы является выявление проблем и особенностей регулирования денежного оборота. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть сущность денежного оборота, его структуру;

- определить необходимость его регулирования;

- охарактеризовать методы и инструменты денежного регулирования.

Предметом и объектом исследования является денежный оборот в современной экономике.

Методы исследования: классификация, описания, графический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Обобщая выводы, полученные в ходе написания курсовой работы, можно сделать следующее заключение: что денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость – необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Любое нарушение пропорций в денежной сфере в той или иной степени влияет на общую экономическую конъюнктуру.  Таким образом, денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.  Стабилизация денежного обращения необходима в той мере, в которой она создает условия для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста.  Регулирование денежного оборота осуществляется посредством проведения денежно-кредитной (монетарной) политики, проводимой государством в лице центрального банка. Целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.  Опыт развития ряда стран показывает, что достижение стабильной стоимости денег в долгосрочном плане является важной предпосылкой беспрепятственного функционирования рыночной экономики, и тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости населения.  Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.  Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.  В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.

И в заключение следует, что денежно-кредитная политика, как составная часть общеэкономической политики государства, является важнейшим инструментом регулирования экономики. Поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 25 с., 5 рис., 17 источников

ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ, НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ, НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

Объект исследования – денежный оборот.

Предмет исследования – регулирование денежного оборота.

Цель работы: рассмотреть необходимость и методы регулирования денежного оборота, а также проблемы денежного регулирования и пути их решения.

Методы исследования: описания, классификации, метод сравнительного анализа, графический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...…4

1. Понятие денежного оборота. Особенности денежного оборота в современной экономике………………………………………………………………………….....5

2. Регулирование денежного  оборота………………………………………………9

3. Методы и инструменты денежного регулирования…………………..……….14

4. Методы и инструменты  денежного регулирования в Республике  Беларусь...22

  Заключение……………………………………………………………..………….26

  Список использованной литературы……………….……………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Алымов Ю.М. Эффективность  монетарной политики как условие  устойчивого экономического роста //Банковский вестник/ - 2010.- №6. - С. 5 – 9  2. Банковское дело. Курс лекций. 3-е издание, испр. и доп.: Учеб./ Е.П.Жарковская, И.О.Арендс; М.:Изд-во ОМЕГА-Л, 2006 – 400 с.  Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 411-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г., № 372-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2002.

3. Бриштелев А.С. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь //Банковский вестник/ 2005 - №1. - С. 26 – 31. 

4. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2012. - 639с.

5.   Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. -444с.

6. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / под ред. О.И. Лаврушина. – Изд. 3е, перераб. и дополненное – М.: Кнорус, 2006 – 560с.

7. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт – Издат, 2007 – 620с. 

8. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с. 

9. Жаботинская Е.И. Экономика и банковский сектор. // Деньги и кредит. – 2003. - № 2. – С.27-31. 

10. Калечиц Д. /К вопросу взаимосвязей инфляции, денег и реального выпуска //Банковский вестник/ 2010 - № 6 С. 10-13 

11. Калечиц С. /Монетарная политика и экономический рост/ Банковский вестник/ 2009 № 11 - С. 16 – 20. 

12. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.:Мисанта, 2003. – 512с. 

13. Тихонов А. /Денежно-кредитная система Республики Беларусь. Ретроспективный анализ //Банковский вестник/ 2009 - № 5 С.26-32 

14. Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год». 

15. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-М, 2001. – 543с.

16. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2000. – 478 с. 

17. Экономическая теория: Учебник. 2-е издание, перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 557 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Методы и инструменты денежного регулирования в Республике Беларусь

 

 

Денежно-кредитное регулирование в РБ осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываются и утверждаются правлением Национального банка Республики Беларусь.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики проводимой Национальным банком осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Основными инструментами и методами для реализации денежно-кредитной политики Банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк Беларуси активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Национальный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. При этом с кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

          Вторым инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке ценных бумаг Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств (ГКО и ГДО). Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Национальный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп

22

этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Третьим инструментом регулирования является операции на открытом рынке, который в отличии от других методов, оказывает быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка Беларуси исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Национальный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения.

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг. 

Главным показателем социально-экономического развития на 2012 год является снижение темпов инфляции, которую на данный момент можно назвать гиперинфляцией, и укрепление белорусского рубля на рынке иностранных валют.

Из вышесказанного можно отметить следующее: денежно-кредитная политика, проводимая в государстве, неэффективная и не приносит должной пользы, а лишь усугубляет экономическое положение страны. Это отражается в повышениях цен на продукцию и услуги производителей, в дефиците госбюджета, чрезмерном кредитовании в банковской сфере, в недоверии стабильности национальной валюты.

В 2012 году Национальный банк Беларуси с целью удержания инфляции в заданном интервале должен принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе:

·ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;

·усиление контроля над денежными агрегатами;

·увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит в 2012 году обеспечить связывание временно свободных денежных средств.

 

23

Проведение умеренной государственной политики в области государственных расходов должно предусматривать решение следующих основных задач:

·обеспечение темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих темпы роста ВВП;

·формирование и проведение дальнейшей фискальной политики, направленной на постепенное снижение дефицита бюджета;

·поэтапное достижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в бюджет, равного инвестиционному доходу фонда.

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка должна быть направлена на:

·стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;

·стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;

Информация о работе Денежный оборот