Депозитные операции в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Депозит (от лат. Depositum - вещь, отданная на хранение) - это экономические отношения по поводу передачи средств клиента во временное пользование в банку.
Особенность депозита заключается в его двойственной природе. Депозиты являются для вкладчика потенциальными деньгами. Вкладчик может выписать чек и пустить соответствующую сумму в циркуляцию. Но в то же время «банковские деньги» приносят процент. Они выступают для вкладчика в двойной роли: с одной стороны, в роли денег, с другой - в роли капитала, приносящего доход.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5

ГЛАВА1. ЭКОНОМИЧЕСАЯ СУЩНОСТЬ ДЕПОЗИТОВ...............................6

1.1 Понятие и сущность депозитов в банковской системе..................................6
1.2 Зарубежный опыт проведения депозитных операций и
их применения в РК...............................................................................................23
1.3 Формирование депозитной системы
коммерческих банков............................................................................................28


.ГЛАВА2. ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММРЕЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, НА ПРИМЕРЕ «АЛЬЯНС БАНКА»..............36

2.1 Анализ депозитных операции АО «Альянс банк»..................... ................36
2.2Страхование вкладов: Казахстанский и зарубежный опыт..........................51


.ГЛАВА3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.............................................................................56

3.1 Депозитный рынок на современном этапе и влияние финансового кризиса на него......................................................................................................56
3.2 Пути совершенствования депозитных операций.........................................63


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................67

Файлы: 1 файл

гл диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Для клиентов с разным уровнем дохода банки могли бы  предлагать принципиально новые  финансовые услуги, например, соединение традиционного депозитного вклада с целым набором небанковских услуг – страховых, туристических или по приобретению потребительских товаров со скидкой.

Для наибольшей заинтересованности клиентов банки  могут предлагать выплату процентов по размещенным  вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь. В данном случае вкладчик при помещении средств на определенный срок сразу же получает причитающийся ему доход. Однако в том случае, если договор будет, расторгнут досрочно, банки пересчитают проценты по вкладу и излишне выплаченные суммы будут удержаны из суммы вклада.

В рамках данного вопроса  необходимо отметить и тот факт, что в целях повышения эффективности управления риском ликвидности данной кредитной организации возникает необходимость принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банка. Только в случае защиты от досрочного изъятия банк в полной мере сможет использовать депозиты населения для расширения средне- и долгосрочного кредитования, столь необходимого экономике.

Для проведения эффективного управления депозитами необходимо определить оптимальный объем периода хранения срочных вкладов как физических, так и юридических лиц. При этом банкам особое внимание следует уделить тому, что сроки депозитов должны быть увязаны со сроками оборачиваемости кредитов, на выдачу которых могут быть направлены срочные депозиты.

В заключение можно сказать, что каждый банк разрабатывает свою депозитную политику, определяя виды депозитов, их сроки и проценты по ним, условия проведения депозитных операций опираясь при этом на специфику своей деятельности и учитывая фактор конкуренции со стороны других банков и инфляционные процессы, протекающие в экономике.

Из сказанного выше видно, что депозиты среди привлеченных средств банка являются важным источником ресурсов. Однако такому источнику формирования банковских ресурсов как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов. В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна, прежде всего, отвечать следующим требованиям:

  • экономическая целесообразность;
  • конкурентоспособность;
  • внутренняя непротиворечивость.

Под экономической целесообразностью  здесь понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться  в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе – резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

Система ставок по вкладам  должна быть ориентирована на рыночную конъюнктуру при непременном  учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

Можно рассматривать  внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это  и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц) [10 – с.212]. 

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на рисунке 1.

В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат  как общие, так и специфические  принципы, что наглядно отражено на рисунке 2.

Под общими принципами депозитной политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует отнести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной политики банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

Эффективная гибкая система  банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации  внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики.

Конкуренция на рынке  банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.

В век стремительно развивающихся  информационных технологий использование концепции предоставления классических банковских услуг, не обращая внимание на новые технологии, может запросто привести к банкротству. Поэтому все банки большое внимание отводят внедрению новых услуг и совершенствование уже существующих.

Кроме текущих денежных операций и услуг, оказываемых клиентам, банки также должен консультируют  клиентов в вопросах управления  капиталом, так как клиент, его  запросы и пожелания, их удовлетворение – важный аспект работы банка.

Банк, его работники, заинтересованные в клиентуре, призваны выступать не только в качестве одной из сторон в финансовой операции, но и в качестве консультантов клиента, кровно заинтерсованных в его благополучии, в упрочении его финансового положения. Ведь клиент – равноправный партнер банка важно “не упустить”. Для этого нужно подробно разъяснить ему возможные варианты сделки, порекомендовать наиболее для него выигрышные.

Так, например, при предоставлении кредита банк сам анализирует  и предлагает наиболее оптимальный размер кредита и сроки его погашения.

Аналогично с депозитами – при открытии счета, банк  узнает, на какие цели открывается счет и  посоветует наиболее приемлемый вид  счета.

На каждом этапе общения  с клиентом, в том числе в  рамках разработки и выполнения договора, следует разъяснять клиенту его возможности, подсказывать наиболее эффективные пути реализации намеченного, все время, памятуя, что благосостояние клиента – это благосостояние и его банка.

Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его стабильности посредством эффективного управления пассивами приобретают особую остроту и актуальность.

 При привлечении  денежных средств право выбора  остается за клиентом, а банк  вынужден вести нередко жесткую  конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. В части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам. Вследствие этого в сложившейся ситуации для решения проблемы формирования ресурсной базы банка необходимо усилить работу по расширению круга вкладчиков. Поэтому банку нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам. 
С целью расширения своего кредитного потенциала банкам необходимо активизировать свою депозитную политику. Этого можно достичь несколькими способами, в том числе с помощью расширения перечня вкладов. Так, можно предположить, что для клиентов будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений или другим праздникам. Их сроки короче традиционных, а процент – выше.

В заключение можно сказать, что каждый банк разрабатывает свою 
депозитную политику, определяя виды депозитов, их сроки и проценты по ним, условия проведения депозитных операций опираясь при этом на специфику своей деятельности и учитывая фактор конкуренции со стороны других банков и инфляционные процессы, протекающие в экономике.

  В современных  условиях  коммерческие  банки  для  оперативного  привлечения денежных средств используют возможности межбанковского  рынка  ресурсов,  на котором  происходит  продажа  денежных   средств,   мобилизованных   другими кредитными   учреждениями.   Межбанковский   механизм   является    основным источником  заемных  кредитных  ресурсов  коммерческих  банков,   источником средств для поддержания   платежеспособности   баланса   и   обеспечения бесперебойности выполнения обязательств.

В  зарубежной  практике  банковского   дела   база   привлеченных   ресурсов универсальных  банков  почти  на  треть  формируется  за   счет   депозитной деятельности.

   В журнале «Личные  деньги» исследованы  маркетинговые  ходы банков, направленных на  привлечение вкладчиков. «Стало привычным, что вклады, независимо от вида валюты, приносят убытки или прибыль, которая мало чем отличается от статистической погрешности. Особенно сильно, как легко догадаться, пострадали за последние два-три года депозиты, номинированные в американской валюте. Глядя на это, люди начинают «перебрасывать» средства в паевые инвестиционные фонды, которые обещают им доходность по инвестициям на уровне 50-70% годовых. Очевидно, что доходность по вкладам даже  не сравнится с такими показателями . Многие банки дарят своим вкладчикам оплаченные турпоездки или другие разнообразные подарки. Другой маркетинговый ход: вкладчикам банка предлагают участвовать в лотерее, по итогам которой человек может стать счастливым обладателем видеомагнитофона, плеера или кофеварки. Сразу следует отметить, что подарки эти никогда не являются супердорогими, да это и не нужно: главное, чтобы клиент знал, что о нем помнят и любят. Обычно после этого число клиентов банков увеличивается, даже при условии, что банки-конкуренты предлагают не менее (а иногда и более) выгодные условия по депозитам. При подготовке публикации были использованы материалы издания «Личные деньги»

Важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение  ресурсов является разнообразная процентная пластика, ибо получение дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к совершению клиентами вкладов. Уровень депозитных процентных ставок устанавливается каждым банком самостоятельно, ориентируясь на учетную ставку Национального банка, состояние денежного рынка и исходя из собственной депозитной политики. По отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется сроком вклада, суммой, спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг, наконец, зависит от соблюдения клиентом условий вклада.

Уплата банком процентов  по депозитным операциям – основная часть операционных расходов. Поэтому  банк, с одной стороны, не заинтересован  в высоком уровне процентной ставки, а с другой – вынужден поддерживать такой уровень ставки процента по депозитам, который был бы привлекателен для клиентов. Стараясь привлечь депозиты, особенно крупного размера и на длительные сроки, коммерческие банки предлагают клиентам высокие процентные ставки, несмотря на рост процентных расходов .

         В соответствии с Положением  о порядке начисления процентов  по операциям, связанным с привлечением  и размещением денежных средств  банками, и отражения указанных  операций по счетам бухгалтерского  учета для начисления процентов  по счетам в аналитическом учете в учреждениях банков открываются лицевые счета по  каждому владельцу депозитного счета: по срокам хранения и размеру процентных ставок .

Бухгалтерский учет операций по начислению процентов по вкладам  может осуществляться двумя способами:

метод начисления – все проценты, начисляются в текущем месяце не позднее последнего рабочего дня текущего месяца, относятся на расходы банка.

При начислении процентов  в расчет принимается величина процентной ставки, фактическое количество дней, на которое привлекаются средства.

Итак, можно сказать, что  важнейшим инструментом  депозитной политики  является процент. Чем надежнее пассивы, т.е. чем больше срок и сумма депозитов, тем больший процент гарантирует банк. Кроме того, процент по депозиту должен учитывать уровень инфляции.

Основными задачами по управлению депозитными операциями банка являются:

  • не допускать наличия в банке привлеченных и заемных средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
  • изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;
  • обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых» ресурсов.

Современная экономическая  ситуация заставляет банки изменять политику в области пассивных операций посредством диверсификации депозитных операций.

Обострение конкуренции  между банками и другими финансовыми  структурами за вклады физических и  юридических лиц привело к  появлению  огромного разнообразия депозитов, цен на них и методов обслуживания. По данным некоторых зарубежных специалистов, в развитых странах в настоящее время существует более 30 видов банковских вкладов. При этом каждый из них имеет свои особенности, что позволяет клиентам выбирать наиболее адекватный их интересам и возможную форму сбережения денежных средств и оплаты за товары и услуги.

Информация о работе Депозитные операции в РК