Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью исследования является выявление сущности и специфики государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом;
- рассмотреть основные показатели, характеризующие государственный долг;
-провести анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике;
- провести анализ эффективности предложений;
-выявить разработку предложений по оптимизации государственного долга.
Введение……………………………………………………………………...……3
1.Теоретические основы управления государственным долгом… ……….…...7
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………...…….7
1.2 Проблемы управления государственным долгом………………………....13
2. Анализ государственного долга Российской Федерации…………….…….16
2.1Основные показатели, характеризующие государственный долг…………………………………………………………………………….…16
2.2 Анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике……………………………………………………………24
2.3 Анализ эффективности предложений…………………………………...….33
3. Разработка предложений по оптимизации государственного долга.….…35
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.
студент(тка) 3-го курса,
Волгоград-2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы управления государственным долгом… ……….…...7
1.1 Понятие и сущность
государственного долга……………………
1.2 Проблемы управления
государственным долгом……………………
2. Анализ государственного долга Российской Федерации…………….…….16
2.1Основные показатели, характеризующие
государственный долг……………………………………………………………………
2.2 Анализ методов
управления государственным
2.3 Анализ эффективности
предложений…………………………………...….
3. Разработка предложений по оптимизации государственного долга.….…35
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…….
Приложение 1……………………………………………………………...….…
Приложение 2……………………………………………………………...…….
Приложение 3…………………………………………………………………….44
Приложение 4………………………………………………………...………….
Введение
Обусловлена: во-первых повышением внимания к проблеме государственного кредита и долга, ориентированному на результат, как к способу обеспечения и покрытия обязательств, а во-вторых, необходимостью определения путей эффективного управления государственным долгом.
Обеспечение покрытия кредита и управление государственным долгом всегда выступало одной из центральных проблем теории и практики финансов. Важность решения задачи эффективного управления государственным долгом связана с тем, что возникло непосредственное влияние как на темпы экономического роста в стране в целом, так и на направление бюджетной и финансовой политики в частности.
Вопросы поиска оптимальных и результативных методов и инструментов по управлению государственным долгом является актуальным не только для России. При этом мировой опыт не дает универсальных решений – государственное устройство, управление государственным долгом, государственный кредит в каждой стране индивидуальны. Вместе с тем, целый ряд отдельных проблем не имеет достаточной проработанности в мировой и отечественной практике, что позволяет определить те направления, которые необходимо учесть при управлении государственным долгом.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ1, государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации2 могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой курсовой работы послужили научные положения, сформулированные в работах, посвященных теории государственного кредита. Основы управления государственным долгом заложены в трудах отечественных экономистов, в том числе которых: Борисов С.М., Вавилов А., Саркисянс А.Г., Ковалева Т.М., Фетисов В.Д., Дементьев Д.В. и другие.
Научные аспекты актуальных вопросов государственного кредита, ориентированного на результат, освещались в публикациях таких авторов, как Волкова О.Н., Васин А.С., Кудрявцев А.А, Смоляр А.С.,Богорогов В.Г. Проблемы управления государственным долгом отражены в публикациях Антоновой Г.А., Борисова С.М., Вавилова А.Г.
Несмотря на многочисленные исследования, остается недостаточно изученным механизм государственного кредита и управления государственным долгом.
Целью исследования является выявление сущности и специфики государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государственного долга;
- выявить проблемы
управления государственным
- рассмотреть основные показатели, характеризующие государственный долг;
-провести анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике;
- провести анализ эффективности предложений;
-выявить разработку предложений по оптимизации государственного долга.
Объектом исследования являются инструменты государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.
Предмет исследования – специфика реализации инструментов государственного долга и проблем управления государственным долгом.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам совершенствования государственного кредита и проблем управления государственным долгом.
Методологическую базу исследования в рамках логического и системного подходов составили такие методы, как анализ, синтез, сравнение, графическое моделирование, описание, индукция, обобщение.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили федеральные законы и решения Волгоградской Государственной Думы, официальные данные Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, использовались сведения, опубликованные в периодической печати и ресурсах Интернета.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего источников. Первая глава состоит из трех параграфов, раскрывающих сущность государственного кредита и проблемы управления государственным долгом. Вторая глава состоит из трех параграфов, анализирующих государственный кредит и проблемы управления государственным долгом. Третья глава состоит из одного параграфа и раскрывает разработку предложений по оптимизации государственного долга.
Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии . В статье 97 Бюджетного кодекса РФ указано, что «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Все имущество РФ, которое составляет государственную казну, служит для обеспечения государственного долга России. В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства. Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся: по форме образования и обслуживания; по объектам долговых отношений; по срокам обязательств.
Согласно статье 98 Бюджетного кодекса3 основные формы долговых обязательств следующие:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
- договоры о
предоставлении
- переоформленные
долговые обязательства
- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет .
Государственный долг - одна из ключевых проблем российской экономики. То или иное состояние этой проблемы оказывает непосредственное влияние как на темпы экономического роста в стране в целом, так и на направление бюджетной и финансовой политики в частности.
Сложность объекта
требует выработки
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются долговые обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга. Отнесение вновь возникающей задолженности Российской Федерации на государственный внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния операции по привлечению заемных средств на платежный баланс Российской Федерации вне зависимости от валюты возникающих обязательств. Отнесение государственных гарантий на внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния возможных выплат Российской Федерации, наступающих при неисполнении гарантированного обязательства, на платежный баланс Российской Федерации. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга: по типу кредитора (держателя долгового обязательства); по типу долгового обязательства5.
Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
- внутренний
долг (органам кредитно-денежного
регулирования, коммерческим
- внешний вид
(международным организациям, органам
управления зарубежных
Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы :
- внутренний
долг (долгосрочные облигации,
- внешний долг
(аналогично перечню статей
Для национального банка первостепенное значение приобретает деление государственного долга на рублевую и валютную составляющие, а для Правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.
Информация о работе Государственный кредит и проблемы управления государственным долгом