Государственный кредит и проблемы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление сущности и специфики государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом;
- рассмотреть основные показатели, характеризующие государственный долг;
-провести анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике;
- провести анализ эффективности предложений;
-выявить разработку предложений по оптимизации государственного долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1.Теоретические основы управления государственным долгом… ……….…...7
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………...…….7
1.2 Проблемы управления государственным долгом………………………....13
2. Анализ государственного долга Российской Федерации…………….…….16
2.1Основные показатели, характеризующие государственный долг…………………………………………………………………………….…16
2.2 Анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике……………………………………………………………24
2.3 Анализ эффективности предложений…………………………………...….33
3. Разработка предложений по оптимизации государственного долга.….…35
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДЕНЬГИ КРЕД БАНКИ2003.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный университет»

 

Институт мировой экономики  и финансов

Кафедра теории финансов, кредита  и налогообложения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.

 

                                                                        Выполнила:

студент(тка) 3-го курса,

                                                                                    группы: ФКЗ-091.

                                                                                Скрипченко А.В.

 

                                                                                        Проверил: к.э.н., доц.

                                                                                 Старостина  Е.С.

 

 

 

 

 

Волгоград-2012г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1.Теоретические основы управления государственным долгом… ……….…...7

1.1 Понятие и сущность  государственного долга………………………...…….7

1.2 Проблемы управления  государственным долгом………………………....13

2. Анализ государственного долга Российской Федерации…………….…….16

2.1Основные показатели, характеризующие государственный долг…………………………………………………………………………….…16

2.2 Анализ методов  управления государственным долгом  в отечественной и зарубежной  практике……………………………………………………………24

2.3 Анализ эффективности  предложений…………………………………...….33

3. Разработка предложений по оптимизации государственного долга.….…35

Заключение…………………………………………………………………….…38

Список использованной литературы……………………………………..…….40

Приложение 1……………………………………………………………...….….42

Приложение 2……………………………………………………………...……..43

Приложение 3…………………………………………………………………….44

Приложение 4………………………………………………………...…………..45 
Введение

Обусловлена: во-первых повышением внимания к проблеме государственного кредита и долга, ориентированному на результат, как к способу обеспечения  и покрытия обязательств, а во-вторых, необходимостью определения путей эффективного управления государственным долгом.

Обеспечение покрытия кредита и управление государственным  долгом всегда выступало одной из центральных проблем теории и  практики финансов. Важность решения задачи эффективного управления государственным долгом связана с тем, что возникло непосредственное влияние как на темпы экономического роста в стране в целом, так и на направление бюджетной и финансовой политики в частности.

Вопросы поиска оптимальных и результативных методов и инструментов по управлению государственным долгом является актуальным не только для России. При этом мировой опыт не дает универсальных решений – государственное устройство, управление государственным долгом, государственный кредит в каждой стране индивидуальны. Вместе с тем, целый ряд отдельных проблем не имеет достаточной проработанности в мировой и отечественной практике, что позволяет определить те направления, которые необходимо учесть при управлении государственным долгом.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ1, государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Долговые обязательства  Российской Федерации2 могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Степень разработанности проблемы. Теоретической основой курсовой работы послужили научные положения, сформулированные в работах, посвященных теории государственного кредита. Основы управления государственным долгом заложены в трудах отечественных экономистов, в том числе которых: Борисов С.М., Вавилов А., Саркисянс А.Г., Ковалева Т.М., Фетисов В.Д., Дементьев Д.В. и другие.

Научные аспекты  актуальных вопросов государственного кредита, ориентированного на результат, освещались в публикациях таких авторов, как Волкова О.Н., Васин А.С., Кудрявцев А.А, Смоляр А.С.,Богорогов В.Г. Проблемы управления государственным долгом отражены в публикациях Антоновой Г.А., Борисова С.М., Вавилова А.Г.

Несмотря на многочисленные исследования, остается недостаточно изученным механизм государственного кредита и управления государственным долгом.

Целью исследования является выявление сущности и специфики государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие  и сущность государственного  долга;

- выявить проблемы  управления государственным долгом;

- рассмотреть  основные показатели, характеризующие государственный долг;

-провести анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике;

- провести анализ эффективности предложений;

-выявить разработку предложений по оптимизации государственного долга.

Объектом  исследования являются инструменты государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.

Предмет исследования – специфика реализации инструментов государственного долга и проблем управления государственным долгом.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам совершенствования государственного кредита и проблем управления государственным долгом.

Методологическую базу исследования в рамках логического и системного подходов составили такие методы, как анализ, синтез, сравнение, графическое моделирование, описание, индукция, обобщение.

Информационную  и эмпирическую базу исследования составили федеральные законы и решения Волгоградской Государственной Думы, официальные данные Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, использовались сведения, опубликованные в периодической печати и ресурсах Интернета.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего источников. Первая глава состоит из трех параграфов, раскрывающих сущность государственного кредита и проблемы управления государственным долгом. Вторая глава состоит из трех параграфов, анализирующих государственный кредит и проблемы управления государственным долгом. Третья глава состоит из одного параграфа и раскрывает разработку предложений по оптимизации государственного долга.

 

 

  1. Теоретические основы управления государственным долгом

 

    1. Понятие и сущность государственного долга

 

Государственный долг возникает в определенные моменты  функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии . В статье 97 Бюджетного кодекса РФ указано, что «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Все имущество РФ, которое составляет государственную казну, служит для обеспечения государственного долга России. В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства. Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся: по форме образования и обслуживания; по объектам долговых отношений; по срокам обязательств.

Согласно статье 98 Бюджетного кодекса3 основные формы долговых обязательств следующие:

- кредитные  соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные  ценные бумаги, выпускаемые от  имени РФ;

- договоры о  предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства РФ4 по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформленные  долговые обязательства третьих  лиц в государственный долг  РФ на основе принятых федеральных  законов;

- соглашения  и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет .

Государственный долг - одна из ключевых проблем российской экономики. То или иное состояние  этой проблемы оказывает непосредственное влияние как на темпы экономического роста в стране в целом, так и на направление бюджетной и финансовой политики в частности.

Сложность объекта  требует выработки определенного  подхода к классификации состава  долга, при этом возможно использование  двух подходов: во-первых, использование  бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Основополагающим  для всех классификаций долга  является деление его на внешний и внутренний долг. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются долговые обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга. Отнесение вновь возникающей задолженности Российской Федерации на государственный внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния операции по привлечению заемных средств на платежный баланс Российской Федерации вне зависимости от валюты возникающих обязательств. Отнесение государственных гарантий на внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния возможных выплат Российской Федерации, наступающих при неисполнении гарантированного обязательства, на платежный баланс Российской Федерации. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся:  классификация долга: по типу кредитора (держателя долгового обязательства); по типу долгового обязательства5.

Принципиальная  классификация государственного долга  по типу кредитора имеет следующий вид:

- внутренний  долг (органам кредитно-денежного  регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного  сектора, прочим финансовым учреждениям);

- внешний вид  (международным организациям, органам  управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового обязательства  имеет важное значение, так как  она выявляет типы долговых активов  и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы :

- внутренний  долг (долгосрочные облигации, краткосрочные  облигации и векселя, долгосрочные  ссуды и векселя, не отнесенные  к другим категориям);

- внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего  долга)

Для национального  банка первостепенное значение приобретает деление государственного долга на рублевую и валютную составляющие, а для Правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.

Информация о работе Государственный кредит и проблемы управления государственным долгом