Государственный кредит и проблемы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление сущности и специфики государственного кредита и проблемы управления государственным долгом.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность государственного долга;
- выявить проблемы управления государственным долгом;
- рассмотреть основные показатели, характеризующие государственный долг;
-провести анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике;
- провести анализ эффективности предложений;
-выявить разработку предложений по оптимизации государственного долга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1.Теоретические основы управления государственным долгом… ……….…...7
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………...…….7
1.2 Проблемы управления государственным долгом………………………....13
2. Анализ государственного долга Российской Федерации…………….…….16
2.1Основные показатели, характеризующие государственный долг…………………………………………………………………………….…16
2.2 Анализ методов управления государственным долгом в отечественной и зарубежной практике……………………………………………………………24
2.3 Анализ эффективности предложений…………………………………...….33
3. Разработка предложений по оптимизации государственного долга.….…35
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДЕНЬГИ КРЕД БАНКИ2003.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных  инвестиций, привлечение иностранных  кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также  использование золотовалютных резервов.

  1. Разработка предложений по оптимизации государственного долга

 

В рамках совершенствования  сложившейся системы управления государственным долгом можно предложить создание унифицированной системы  учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:22

- повысить эффективность  государственных заимствований;

- оптимизировать  структуру государственного долга;

- сократить  риски, связанные с осуществлением заимствований;

- совершенствовать  правовые основы управления государственным  долгом;

- создать единую  структуру, в полномочия которой  будет входить управление государственным  долгом;

- разработать  единую систему учета государственного долга;

- создать единую  централизованную систему анализа  и управления исками заимствований;

- разработать  единую систему стратегического  планирования государственного  долга;

- создать систему  взаимодействия с денежно-кредитной  и валютной политикой;

- разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.

В процессе реформы  необходимо четко разграничить полномочия различных органов государственной  власти, управляющих государственным долгом, и разработать порядок их взаимодействия. В данной сфере запланировано следующее распределение полномочий между различными органами государственной власти. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на кратко- и среднесрочную перспективы. Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний предел государственного долга. Правительство Российской Федерации организует систему оперативного управления государственным долгом, утверждает источники и параметры заимствований. Центральный банк Российской Федерации согласует вопросы политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и валютной политикой; Министерство финансов Российской Федерации осуществляет заимствования от имени Правительства Российской Федерации, реализует правительственную долговую стратегию, обеспечивает бюджетное планирование в части государственного долга. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации анализирует эффективность проектов, источниками финансирования которых являются внешние займы.  Федеральное агентство по управлению государственным долгом участвует в реализации годовых программ в области управления государственным долгом и финансовыми активами, а также в переговорах с кредиторами Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, осуществляет по поручению Минфина России перевод средств на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми операциями. Факт использования внешних заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы. Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним долгом является применение моделей формирования оптимального долгового портфеля, позволяющего снизить риски и стоимость обслуживания долга. Важное место в системе мер по управлению внешним долгом занимает также такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ.23 Существуют разнообразные варианты таких программ, но все они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга. Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Однако по условиям Парижского клуба возможность реструктуризации и секьюритизации ограничена лишь суммой эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем. Что же касается специфических для России подходов, то, решение долговой проблемы возможно за счет использования задолженности иностранных государств бывшему СССР. Один из вариантов - взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требования по долгам третьих стран. При осуществлении политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как, соотношение внешнего и внутреннего долга и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства.

 

Заключение

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Причины появления  государственного долга: внешние и  внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация  процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Система управления государственным долгом Российской Федерации должна представлять собой  следующую совокупность основных мероприятий:

- разработка  программы заимствований Российской  Федерации на следующий год; 

- процедура  принятия основных параметров  управления государственным долгом  Российской Федерации на очередной  год;

- исполнение  принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Исходя из анализа  работы можно сделать вывод, что Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие. Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

      1. Конституция РФ. // Российская газета. - 25 декабря 2010.
      2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.//СПС «Консультант Плюс».
      3. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.//СПС «Консультант Плюс».

4.Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» //СПС «Консультант Плюс».

5.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», 2009//Счетная палата Российской Федерации www.minfin.ru

6.Борисов С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит, 2010. - № 2. -- С.19-23.

7. Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2012. - 550 с.

8.Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2010. - 304 с.

9.Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. - 2009. - №8. - С. 46-63.

10.Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2010. - №1.- С.33-38.

11.Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая. // Деловой мир, 20-23.06.2010.

12.Политика размещения государственного долга и поведение рынка государственных облигаций: Научный доклад № 03/05 - В. Баринов, А. Первозванский, Т.Первозванский - РПЭИ/Фонд Евразия, 2009. - 51 с.

13.Родионова В.М. Управления государственным долгом - М.: «Финансы и статистика», 2011.- 228с.

14.Саркисянс А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2010. - №2. - С. 40-48.

15.Финансы. Учебник. / Под ред. проф. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2010. 316 с.

16.Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: теоретические и исторические аспекты. - СПб.: Питер, 2011. 121 с.

Статья в  журнале или газете

17.Андрианов В. Масштабы внешней задолженности России // Экономист. - 2009. - N 12. - с.51-55.

18.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России. // Мировая экономика и междунар. отношения. 2010. - N 2. - с.26 -35.

19.Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. - 2010. - N 2. - с.72-73.

20. Бескова И.А.  Управление государственным долгом // Финансы. - 2010. - N 4. - С.61-62.

21.Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге. // Экономист. 2009.- N 4. - с.45-48.

22.Деменцев В. Внешний долг России в системе международной задолженности. // Финансы. - N 12, 2009. - с.18-20.

23.Златкис Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации. // Финансы. 2011.- N 4. - с.3-6.

24.Лебедев Л. Долги третьих стран можно вернуть. // Рос. Федерация сегодня. 2009.- N 13. - с.19 - 21.

25.Хейфец Б. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией. // Мировая экономика и междунар. отношения. 2010. - N 8, - с.78-88.

Приложение  А.24 Динамика объема и структуры государственного долга РФ в 2008-2012 годах.

 

 

 

 

Приложение  Б.25 Динамика показателя ликвидности бюджета в 2007 - 2012 годах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В.26 Динамика расходов на обслуживание государственного долга РФ в 2008-2012 годах.

 

 

 

 

 

 

Приложение Г27. Динамика внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в сопоставлении с ВВП в 1993 - 2012 годах.

 

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.//СПС «Консультант Плюс».

2 Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2010. - 550 с.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.//СПС «Консультант Плюс».

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.//СПС «Консультант Плюс».

5 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2010. - 304 с.

6 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2010. - 304 с.

7 Борисов С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит, 2010. - № 2. -- С.19-23.

8 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2010. - 304 с.

9 Борисов С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит, 2010. - № 2. -- С.19-23.

10 Борисов С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит, 2010. - № 2. -- С.19-23.

11 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2010. - №1.- С.33-38.

12 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2010. - №1.- С.33-38.

13 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2010. - №1.- С.33-38.

14 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2010. - №1.- С.33-38.

15 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2010. - №1.- С.33-38.

16 Родионова В.М. Управления государственным долгом - М.: «Финансы и статистика», 2011.- 228с.

17 Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2010. - 304 с.

18 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2009. - №1.- С.33-38.

19 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2009. - №1.- С.33-38.

20 Саркисянс А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2010. - №2. - С. 40-48.

21 Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая. // Деловой мир, 20-23.06.2010.

22 Саркисянс А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2010. - №2. - С. 40-48.

23 Саркисянс А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2010. - №2. - С. 40-48.

24 . Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2012. - 550 с.

25 . Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2012. - 550 с.

26 . Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2012. - 550 с.

27 . Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2012. - 550 с.

 


Информация о работе Государственный кредит и проблемы управления государственным долгом