Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………4
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита……….6
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
2.1. Государственный кредит как экономическая категория…..………11
2.2. Государственный кредит как финансовая категория………….......12
2.3. Классификация государственных займов…………………………….....14
2.4. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг 17
3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….................24
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………
1 НЕОБХОДИМОСТЬ
И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КРЕДИТА……………………………………………………………
1.1 Сущность
и экономическое значение
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
3 ОСОБЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ…………………………………………….....
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38
ВВЕДЕНИЕ
Кредит, как и любое общественное отношение, имеет свою историю, отражающую развитие экономических связей в обществе. Возникнув как случайное явление, кредит расширял сферу своего функционирования, становился объективной необходимостью, выражающей постоянные связи между участниками воспроизводственного процесса. Кредит изменялся и приспосабливался к новым условиям экономической жизни. На поверхности, представляя собой кредитную сделку между кредитором и заемщиком, кредит менял свою сущность вместе со сменой экономического базиса. С переходом от одного способа производства к другому кредит играл различную роль.
Наука о кредите является относительно молодой. Первые попытки анализа кредита появились на фоне общих теорий хозяйственной жизни, богатства, его производства и распределения. Можно сказать, что становление науки о кредите происходило вместе с формированием политической экономии. Современное общество накопило значительный материал, характеризующий использование кредита в хозяйственной жизни, хотя многие ученые трактуют сущность кредитных отношений с субъективных социально-психологических позиций. Центр тяжести современных экономических взглядов на кредит перенесен из плоскости политэкономического анализа в область банковского дела.
К числу новых объектов науки о кредите можно отнести цели и законы движения кредита, ссудный фонд, кредитный процесс, эффективность кредитных отношений. С новых позиций рассмотрены вопросы необходимости, функций и роли кредита в плановом хозяйстве. Вместе с тем нельзя утверждать, что современная наука о кредите решила все проблемы и достигла полной зрелости.
В условиях перехода к рыночной экономике использование кредитных рычагов приобретает особое значение. Это объясняется тем, что по мере ослабления методов административного воздействия именно финансовые и кредитные рычаги должны стать важнейшим инструментом регулирования экономической жизни. Повышенное внимание к этой сфере экономики вызвано также низкой эффективностью функционирования кредитного механизма, сложившегося к концу 90-х гг. XX века. Последнее обстоятельство в значительной мере связано с тем, что организация кредитных отношений в народном хозяйстве не соответствовала современному уровню развития производственных сил, в недостаточной степени учитывала действие объективных экономических законов.
Объективными
условиями возникновения
Экономическое назначение кредита состоит в перераспределении ресурсов между разными звеньями и сферами процесса воспроизводства в целях обеспечения его бесперебойного функционирования. Основное отличие такого перераспределения ресурсов от бюджетного или сметного финансирования заключается в том, что оно осуществляется на временной и возвратной основе. Поэтому с помощью кредита происходит оперативное маневрирование ресурсами, исходя из сложившихся базовых пропорций их распределения между отдельными сферами воспроизводственного процесса, которые задаются соотношением первоначальных капиталовложений, производимых в порядке непосредственного финансирования.
В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита
Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство, выступающее в роли заемщика, а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами.
Поэтому возникновение и существование государственного кредита связано с тем, что государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, т.е. государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.
В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, чтобы использовать их на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос этих органов на средства из государственного бюджета.
Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок ценных государственных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантию полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокую ликвидность; относительно высокую доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.
Государственное
заимствование может
Масштабы заемной деятельности правительств многих стран достигают огромных размеров. Так, Министерство финансов США ежегодно производит займы на международном рынке ссудных капиталов в объеме 500 миллиардов долларов. Эти средства в основном идут на финансирование дефицита федерального бюджета.
Набирает темпы и заемная деятельность белорусского правительства. Причем, в последние годы она в основном осуществляется на внутреннем финансовом рынке. Все большая часть бюджетного дефицита покрывается за счет различных государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств.
При проведении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Необходимо подчеркнуть, что в Республике Беларусь в первой половине 90-х годов XX столетия для покрытия дефицита бюджета, укрепления белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.
Посредством государственного кредита перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйствующие субъекты могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита привлекаются средства, предназначенные для текущих производственных и социальных нужд.
1.2 Формы государственного кредита и их сущность
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:
-кем являются кредитополучатель и кредитор;
-причинами,
по которым государство
-местом получения кредита;
-формой оформления кредита;
-методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
-сроками погашения
государством своих
-степенью риска кредитора и кредитополучателя.
В зависимости от характеристики кредитополучателя, государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитополучателя выступают Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, среди них целевые - для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. Так, в 1993г. в Республике Беларусь был проведен первый выигрышный заем муниципальных долговых обязательств (облигаций) со сроком их обращения 6 месяцев. Эмитентом облигаций выступил Мингорисполком. Облигации выпускались в целях привлечения денежных средств населения для финансирования жилищного строительства. Всем владельцам облигаций эмитент предложил без очереди купить квартиры в Минске. Городской заем был погашен в срок, результаты его положительные.
Мобилизация временно свободных денежных средств используется государством для двух целей:
Информация о работе Государственный кредит: необходимость, сущность, формы