Государственный кредит: необходимость, сущность, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………4
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита……….6
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
2.1. Государственный кредит как экономическая категория…..………11
2.2. Государственный кредит как финансовая категория………….......12
2.3. Классификация государственных займов…………………………….....14
2.4. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг 17
3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….................24
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1. Показатели, характеризующие состояние вторичного рынка ГЦБ в 2003 и 2006 годах

 

2003

2006

Объем ГКО и ГДО, находящихся в обращении, по номинальной стоимости, млрд. рублей

668,21

3 272,59

Объем сделок "до погашения" и РЕПО, заключенных в течение года с ГКО и ГДО, млрд. рублей

5 097,1

5 202,7

Количество  выпусков, находящихся в обращении на протяжении года, шт.

173

120

Количество  выпусков, с которыми заключались  сделки "до погашения" на протяжении года, шт.

165

84

Количество выпусков, с которыми не заключалось сделок "до погашения", шт.

8

36

доля  в общем количестве выпусков, %

4,6

30

Количество  выпусков, наиболее торгуемых в секторе "до погашения"

   

по  объему сделок, шт.

35

15

доля  в общем объеме сделок, %                             .,

50

50

по  количеству сделок, шт.

34

14

доля  в общем количестве сделок, %

50

51


 

1-показатели  на 01.01.2004г.

2-показатели  на 01.01.2007г.

К настоящему времени роль вторичного рынка государственных ценных бумаг как регулятора финансовых потоков значительно снизилась, а государственные ценные бумаги потеряли свою привлекательность как одного из ликвидных активов на рынке ценных бумаг Республики Беларусь.

Во многом снижение ликвидности государственных ценных бумаг объясняется следующим:

-установлением административных барьеров, направленных на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени (в зависимости от срока обращения ценной бумаги - 1, 3 и 5 рабочих дней) перед погашением или выплатой купонного дохода. Раньше прекращение обращения ценных бумаг перед погашением или выплатой купонного дохода осуществлялось за 1 рабочий день независимо от срока обращения ценной бумаги;

-увеличением в обращении выпусков государственных ценных бумаг с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее и др.);

-поскольку к первичному размещению был допущен любой желающий, четко организованный рынок (оптовые и розничные покупатели) был разрушен;

-физические лица не были допущены к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;

-переходом банковской системы на новый План счетов бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности;

-Национальный банк не использовал операции на вторичном рынке ценных бумаг для регулирования ликвидности банковской системы в силу отсутствия в портфеле государственных ценных бумаг с параметрами, привлекательными для инвесторов.

Дальнейшее  развитие рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь трудно спрогнозировать. В то же время  эмитенту для дальнейшего развития рынка было бы целесообразно:

-совместно с участниками рынка разработать концепцию его развития;

-пересмотреть отношение к первичному размещению государственных ценных бумаг и установлению доходности по ним;

-оценить последствия передачи функций центрального депозитария по государственным ценным бумагам от Национального банка к Республиканскому унитарному предприятию "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (РУП "РЦДЦБ"), которая повлияет на функционирование системы расчетов в Республике Беларусь;

-уделять больше внимания вторичному рынку ценных бумаг за счет дальнейшей консолидации долга в нескольких крупных выпусках с наиболее популярными сроками, что достаточно четко проявилось в результатах торговли на вторичном рынке в 2006 году, иначе размещать облигации на рынке с более длительными сроками будет достаточно сложно;

-снять административные барьеры, направленные на прекращение обращения ценных бумаг за определенный период времени перед погашением или выплатой купонного дохода;

-снизить количество выпусков государственных ценных бумаг в обращении с нерыночными характеристиками (необращаемых, с низкой доходностью или без нее и др.);

-допустить физических лиц к покупке государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций;

-расширить номенклатуру выпускаемых государственных ценных бумаг;

-повысить заинтересованность Национального банка в использовании операций на вторичном рынке ценных бумаг для регулирования ликвидности банковской системы.

Целями развития рынка государственных ценных бумаг являются:

  • закрепление положительных тенденций по стабилизации денежно-кредитных отношений;
  • расширение безинфляционного покрытия денежного дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг;
  • дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также для управления ликвидностью банковской системы.

 

 

3.2 Показатели I квартала 2007г.

Традиционно положение на первичном рынке  государственных облигаций зависит от уровня текущей рублевой ликвидности банковской системы. В периоды избытка ресурсов, находящихся в ней, наблюдается высокий интерес к таким облигациям. В случае дефицита ликвидности объемы первичного рынка снижаются.

Неопределенность с поставками газа вызвала рост спроса на валюту, прежде всего на наличном рынке, следствием чего стал увеличивающийся дефицит банковской ликвидности. Эта тенденция продолжилась и в начале нынешнего года, что не могло не отразиться на росте рублевой доходности. В результате рыночная стоимость краткосрочных рублевых кредитов в начале года приблизилась к процентным ставкам по операциям Национального банка. Если ранее ставки по постоянно доступным инструментам регулирования ликвидности носили для коммерческих банков штрафной характер, то в середине января ситуация практически стала обратной. Достаточно отметить, что торговля межбанковскими однодневными кредитами в середине января уже велась под 15-16% годовых.

В результате Национальный банк был вынужден пойти на кардинальные меры, и процентные ставки на ресурсы, доступные для рефинансирования коммерческим банкам, были повышены. В итоге стоимость кредита overnight, ломбардного кредита и сделок СВОП была увеличена с 16 до 20% годовых. При этом на денежном рынке произошел адекватный рост процентных ставок. Однако равновесие было достигнуто не сразу. Во-первых, спрос на денежные средства на ломбардных кредитных аукционах продолжал увеличиваться до конца января. Во-вторых, рыночная ставка нередко находилась выше 20% годовых. В подобных условиях произошло резкое снижение привлекательности государственных облигаций. Главной причиной стало отсутствие свободных денежных средств у основных операторов. В результате спрос на ГКО на первичном рынке снизился практически до нуля. В начале года Министерство финансов успело реализовать облигации лишь однажды. В ходе доразмещения инвесторы выкупили 737-й выпуск в размере 14 млрд. бел. рублей по фактической цене продажи. Причем в это время острого дефицита банковской ликвидности еще не наблюдалось. В дальнейшем рост ставки на межбанковском рынке снизил возможность успешного размещения ценных бумаг до минимума. Помимо этого ожидания дальнейшего роста процентных ставок, также сдерживали интерес к этим облигациям, доходность которых не превышает базовую ставку рефинансирования Национального банка. Видимо, наличие такого множества причин, снижающих привлекательность ГКО, заставило Минфин вообще отказаться от их предложения. Таким образом, больше месяца первичный рынок фактически не действовал. Даже рост с 1 февраля 2007 года ставки рефинансирования до 11% годовых на ситуацию не повлиял.

Предлагать  бумаги инвесторам эмитент начал  с середины февраля. Однако желающих не было. Лишь последние два дня месяца для эмитента оказались успешными. На проведенном аукционе и последующем доразмещении 787-го выпуска было выкуплено облигаций на сумму 31,3 млрд. бел. рублей.

Март прошел более продуктивно. Аукционы стали  проводиться еженедельно. Кроме  того, Минфин активно пытался реализовывать  облигации в ходе доразмещения. Стабилизировалась ситуация на денежном рынке. В итоге, несмотря на сохраняющийся дифференциал доходности между межбанковскими кредитами и инвестициями в ГКО, привлеченный эмитентом объем составил 85,5 млрд. бел. рублей.

Объемы торгов по государственным облигациям на конец  марта 2007г. рассмотрены в таблице 2.

 

Таблица 2 Итоги  торгов ценными бумагами в ОАО "БВФБ" за 30.03.2007

Сделки "до погашения"

Вид ценной бумаги

Цена сделок

Доходн.к пог. по цене

Оборот в

Кол-во участ.

открытия

закрытия

средневзв.

минимал..

максимал.

ср.вз.

мин.

макс.

рублях

штуках

ГДО 113

101927,0

101927,0

101927,0

101927,00

101 927,00

10,31

10,31

10,31

22525 867,0

221

2

ГДО 118

102215,0

102215,0

102215,0

102215,00

102 215,00

10,27

10,27

10,27

1 022 150,0

10

2

ГКО 743

99 72,00

99672,00

99 672,00

99 672,00

99 672,00

10,01

10,01

10,01

51331 080,0

515

2

ГКО 744

99 91,00

99 482,00

99 464,07

99 391,00

99 482,00

10,35

11,77

10,00

678543894,0

6 822

4

ГКО 745

99 98,00

99 152,00

99 297,11

99 132,00

99 318,00

9,94

12,29

9,64

1507627974,0

15183

6

ГКО 746

98 751,00

98 771,00

98 761,67

98 751,00

98 771,00

9,73

9,82

9,66

1624234406,0

16 4460

5

ГКО 748

98 402,00

98 402,00

98 392,14

98 382,00

98 402,00

9,78

9,84

9,72

27795092026,0

2824930

4

ГКО 749

98 197,00

98 217,00

98 207,00

98 197,00

98 217,00

9,80

9,86

9,74

14668983176,0

149368

3

ГКО 751

98 013,00

98 033,00

98 023,11

98 013,00

98 033,00

9,81

9,87

9,76

3598134391,0

36707

3

ГКО 754

97 642,00

97 662,00

97 652,00

97 642,00

97 662,00

9,86

9,90

9,82

3090685800,0

31650

2

ГКО 756

97 102,00

97 122,00

97 112,00

97 102,00

97 122,00

9,86

9,90

9,83

1476490848,0

15204

2

ГКО 758

96 562,00

96 582,00

96 572,00

96 562,00

96 582,00

9,89

9,92

9,86

1718015880,0

1779

2

ГКО 760

96 912,00

96 931,00

96 921,50

96 912,00

96 931,00

9,91

9,94

9,88

2561635245,0

26430

2

ГКО 764

96 020,00

96 039,00

96 029,50

96 020,00

96 039,00

9,92

9,95

9,90

2483706988,0

25864

2

ГКО 774

95 404,00

95 423,00

95 413,50

95 404,00

95 423,00

10,02

10,05

10,00

944593650,0

9900

2

ГКО 775

95 271,00

95 291,00

95 281,00

95 271,00

95 291,00

10,04

10,07

10,02

20699797250,0

217250

2

ГКО 778

95 302,00

95 322,00

95 312,00

95 302,00

95 322,00

10,08

10,11

10,06

6256279680,0

65640

2

ГКО 787

91 053,00

91 053,00

91 053,00

91 053,00

91 053,00

10,90

10,90

10,90

3 368 961,00

37

2

Итого:

 

9,89

   

89182069266,0

917530

11


Сделки "репо

Срок РЕПО, дней

Доходность,% год.

Оборот в  рублях по прямой сделке

Число сделок

Кол-во участ.

мин.

макс.

ср.вз.

3

8,50

8,50

8,50

499 828 235,00

1

2

4

9,50

9,50

9,50

199 876 955,00

1

2

21

9,50

9,50

9,50

33 962 769,00

1

2

31

9,75

9,75

9,75

99 893 195,00

1

2

35

9,20

9,20

9,20

150 620 712,00

1

2

89

9,50

9,50

9,50

129 935 856,00

1

2

91

9,50

9,50

9,50

221 610 578,00

2

2

234

10,00

10,00

10,00

199 876 955,00

1

2

Итого:

 

1 535 605 255,00

9

9


 

Несмотря на это, результаты I квартала для первичного рынка гособлигаций неутешительны. Спрос на долговые инструменты оставался низким, объем рынка сократился в 2,5 раза по сравнению с I кварталом прошлого года. Если ранее такие инвестиции находились разряде наиболее привлекательных, то теперь их эффективность была поставлена под сомнение. Однако определенный уровень интереса к госбумагам со стороны инвесторов, видимо, будет присутствовать в любом случае.

Во-первых, нынешние условия постепенно создают дефицит  облигаций. Достаточно отметить, что за I квартал Минфин погасил бумаг примерно в 3,8 раза больше, чем ввел в обращение. Это не могло не повлиять на сокращение объемов вторичного рынка ГЦБ. По данным биржи, суммарный объем торгов в I квартале составил 1120,2 млрд. бел. рублей, тогда как в IV квартале прошлого года этот показатель находился на уровне 1552,4 млрд. бел. рублей.

Информация о работе Государственный кредит: необходимость, сущность, формы