Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………4
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита……….6
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
2.1. Государственный кредит как экономическая категория…..………11
2.2. Государственный кредит как финансовая категория………….......12
2.3. Классификация государственных займов…………………………….....14
2.4. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг 17
3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….................24
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38
При
более детальном анализе динами
а) снижение экономической эффективности национальной экономики;
б) завышенные государственные расходы («жизнь не по средствам»);
в) неэффективную налоговую систему страны;
г) отсутствие полноценных и доступных внешних источников финансирования (особо актуально в переходный период).
Возникнув однажды, государственный долг из-за плохого обслуживания может увеличиваться и далее. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства.
Внешний государственный долг - это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными экономическими и финансово-кредитными организациями и т. д.. Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. п.) для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т. д. Внешний государственный долг способно создавать не только правительство. Этим часто грешит Центральный банк страны, который вынужден заимствовать валютные средства с целью стабилизации обменного курса национальной денежной единицы. Вместе с тем, наращивание внешней задолженности страны может происходить и автоматически, если ценные бумаги государства начинают распространяться на внешних финансовых рынках.
Всегда
должна настораживать такая ситуация,
когда прирост внешнего долга
превышает дефицит счета
К внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов данной страны перед внешними партнерами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и т. п.). Но дополнительные финансовые проблемы у страны в условиях дефицита торгового баланса все же нарастают. Например, под давлением кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов в национальной банковской системе усиливается дефицит иностранной валюты. Правительство лишается возможности при необходимости получить внутренний валютный кредит. При увеличении спроса и недостатке резервов обменный курс национальной валюты снижается, а иностранная валюта становится дороже, что ведет к эскалации государственных расходов. И наоборот, в условиях завышенного обменного курса национальной валюты всегда ожидается рост импорта и сокращение экспорта. Высокие ожидания предстоящей девальвации национальной денежной единицы ускоряют всевозможные валютные спекуляции.
Сокращение национального производства, а затем уменьшение экспорта ведет к ухудшению торгового баланса страны. Вначале это снижает валютные резервы национальной банковской системы, а затем сопровождается ростом внешней задолженности страны. Обслуживание внешнего долга ведет к повышению процентных ставок, что вновь тормозит развитие национального производства, так как ведет к вытеснению частных инвестиций. Повышение процентной ставки является привлекательным для притока иностранного капитала, что увеличивает внешнюю задолженность страны со всеми вытекающими последствиями.
Уровень внешнего долга в Республике Беларусь пока далек от критического, что свидетельствует о потенциальных возможностях страны выполнять принятые обязательства. Когда расходы по обслуживанию внешнего государственного долга превышают красную черту (25%-ти процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений), то практически вся выручка от экспорта в свободно-конвертируемой валюте идет на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Дефицитное финансирование на некоторое время позволяет смягчить кризис государственных финансов, мобилизовать недостающие средства и профинансировать неотложные расходы государства. В том числе выплатить заработную плату бюджетным работникам, ввести в строй социально значимые объекты и т.д. Но негативные последствия от наращивания государственного долга могут обнаружиться в разных формах:
1. Прежде всего, государственный долг - это стремление страны жить за счет будущих поколений. Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.
2. Задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире).
3. В среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно четко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.
4. Обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.
5. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранным инвесторам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т. п.), может сопровождаться всё более серьезными уступками иностранному капиталу.
Покрытие дефицита государственного бюджета может осуществляться несколькими способами, к примеру, путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем), в том числе посредством выпуска государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств государства, а также через кредитование правительства центральным банком страны, то есть увеличение эмиссии денег.
Итак, при правильной организации государственный кредит оказывает положительное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует укреплению денежного обращения.
3 ОСОБЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕС
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь
Республика Беларусь как суверенное государство также использует займы - как краткосрочные, так и долгосрочные. История белорусских займов началась в 1990г. с принятием постановления Совета Министров БССР "О выпуске и порядке распространения Белорусского республиканского внутреннего пятипроцентного займа 1990 года". Он выпускался на 16 лет, однако в 1995г. в связи с изменившейся экономической ситуацией Кабинет Министров Республики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облигаций займа.
Выпуск государственных ценных бумаг является экономически более целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег, потому что покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с увеличением инфляции.
Правовой основой для выпуска государственных ценных бумаг в нашей стране является Закон Республики Беларусь от 27.05.1993г. "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь".
Государственные ценные бумаги могут различаться по характеру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется преимущественно через центральные банки стран либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения аукционов, открытой или индивидуальной продажи, и другими способами.
Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов.
С помощью государственных облигаций привлекаются временно свободные денежные средства для финансирования текущих расходов бюджета. Кроме того, в рамках одного бюджетного года возникают относительно короткие разрывы между поступлением в бюджет доходов и финансированием расходов. Эти разрывы связаны с тем, что основные поступления в бюджет приходятся на определенные даты уплаты налогов, в то время как расходы имеют более равномерное распределение во времени. В целях кассового исполнения бюджета выпускаются краткосрочные ценные бумаги правительства. Некоторые виды таких фондовых инструментов выпускаются специально с целью сглаживания неравномерности налоговых поступлений. Для держателей их особенностью является возможность возвращения в любой момент для погашения либо использования при уплате налогов.
В Республике Беларусь первый закрытый аукцион по размещению государственных ценных бумаг состоялся 16 февраля 1994 года.
По состоянию на 01.01.2004г. структура рынка государственных облигаций выглядела следующим образом: ГКО - 82%, ВГДО - 13% и ГДО - 5%. В обращении находилось 152 выпуска государственных облигаций (73 - ГКО, 31 - ГДО, 48 - валютных государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте). ГКО - дисконтные облигации- выпускались, как правило, со сроком обращения до одного года. ГДО выпускались со сроком обращения свыше одного года и выплатой купонного дохода. ВГДО не обращались на рынке и могли быть как долгосрочными, так и краткосрочными с купонным или процентным доходом. Средний срок заимствования составлял по ГКО - 155 дней, по ГДО - 587 дней, по ГКО и ГДО - 250 дней.
Основным покупателем государственных ценных бумаг при первичном размещении были банки, которые приобретали до 90 процентов всех облигаций. В случае нехватки ликвидности, первичные инвесторы реализовывали облигации другим категориям инвесторов на вторичном рынке. Основным владельцем государственных ценных бумаг была банковская система, которой принадлежало от 70 до 75 процентов всех выпущенных государственных ценных бумаг.
Несмотря на
высокие ежегодные темпы
На вторичном рынке с государственными ценными бумагами можно было проводить два вида сделок: купля-продажа облигаций "до погашения" и сделки РЕПО. При этом участники рынка могли заключать вышеуказанные сделки от своего имени, только за свой счет или за счет своих клиентов.
На ОАО "БВФБ" в качестве участников торгов по государственным ценным бумагам было за регистрировано 351 юридическое лицо.
По состоянию на 01.01.2007 структура рынка государственных облигаций выглядела следующим образом: ГДО – 58,2%, ГКО – 38,8% и ВГДО – 3%. В обращении находилось 137 выпусков государственных облигаций (40 выпусков ГКО, 80 - ГДО, 17 - ВГДО). Средний срок заимствования составил: по ГКО - 133 дня, по ГДО - 1729 дней, по ГКО и ГДО - 1090 дней. Эмитент формально удлинил сроки заимствования за счет того, что в нормативную базу были внесены изменения, позволяющие выпускать как краткосрочные, так и долгосрочные облигации с дисконтным или процентным доходом. Несмотря на то, что доля ГДО выросла, примерно половина выпусков этих ценных бумаг как по количеству (38 выпусков), так и по объему (около одного триллиона рублей) являлись нерыночными по следующим причинам: либо не могли обращаться на вторичном рынке, либо доходность по ним отсутствовала или находилась на минимальном уровне. Это косвенно свидетельствует о том, что рынок не может в полной мере дать эмитенту необходимый объем денежных средств, и эмитент вынужден прибегать к административным ресурсам.
Если рассматривать рынок государственных ценных бумаг с точки зрения ликвидности облигаций, то ситуация по сравнению с периодом 2001-2003 годов даже ухудшилась. Объем вторичных торгов практически на протяжении всего рассматриваемого периода снижается, несмотря на ежегодные высокие темпы прироста государственных ценных бумаг, находящихся в обращении (см. рисунок 2).
Рис.2 Объем ГЦБ в обращении в сравнении с объемом торгов ГЦБ на бирже за период 2004-2006годов
Еще одним фактором, подтверждающим снижение интереса к государственным ценным бумагам, является количество участников торгов. Если по состоянию на 01.01.2005 в качестве участников было зарегистрировано 709 юридических лиц (в том числе резидентов - 699, нерезидентов - 10), то на 01.01.2007 общее количество участников было 351 (в том числе резидентов - 346, нерезидентов – 5).
Осторожные попытки эмитента по снижению количества выпусков, находящихся в обращении, и увеличению их объема, а также некоторое снижение комиссионного вознаграждения биржи за организацию торговли государственными бумагами оказали слабое влияние на повышение ликвидности ценных бумаг. У инвесторов остались те же предпочтения: в секторе "до погашения" с дисконтными облигациями заключалось основное количество сделок, ГДО практически не обращались на рынке. При этом доля сделок "до погашения" увеличилась до 80 процентов всего объема сделок, доля сделок РЕПО сократились до 20 процентов. В таблице приведены данные, характеризующие вторичный рынок государственных ценных бумаг 2003-го и 2006 годов.
Информация о работе Государственный кредит: необходимость, сущность, формы