Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа
В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………4
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита……….6
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
2.1. Государственный кредит как экономическая категория…..………11
2.2. Государственный кредит как финансовая категория………….......12
2.3. Классификация государственных займов…………………………….....14
2.4. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг 17
3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….................24
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38
Для кредиторов - физических и юридических лиц, государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.
В настоящее время в соответствии с Законом "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь", внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов и кредитов Национального банка на покрытие дефицита государственного бюджета и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных ценных бумаг.
Государственная облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента (государства) возместить номинальную стоимость за предусмотренный срок, с уплатой процентов.
Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке (казначейские векселя (обязательства), облигации), и бумаги, не поступающие на вторичный рынок (сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации местных органов власти).
Приобретая ценную бумагу, выпущенную правительством, обращают внимание на ее доходность, которая обусловлена видом ценной бумаги, ее номинальной величиной, сроком обращения, условиями выпуска, степенью риска, темпами инфляции. Основная проблема - в возможности изменения ожидаемых темпов инфляции (инфляционный риск): если они повышаются, то кредиторы несут убытки, а кредитополучатель получает прибыль.
Для кредиторов (юридических и физических лиц) имеются и другие риски, например: кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, выпущенным правительством, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, и он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера экономических объектов, на которых лежат обязательства, из способности взимать налоги и получать займы.
Рыночный риск происходит из того, что в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.
Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причинами могут быть фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебаний рыночных ставок вверх и вниз.
В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений: риск серьезных потерь снижается путем распределения вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.
Кредиты Национального банка выдаются как государству, так и местным органам власти. Источниками этих финансовых ресурсов служат средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
2.1 Государственный кредит как экономическая категория
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, поэтому имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Финансовые отношения, складывающиеся, в процессе функционирования государственного кредита имеют три стороны.
Первая характеризует государственный кредит как особую форму движения стоимости, посредством государственного кредита формирует дополнительные общегосударственные финансовые ресурсы.
Вторая заключается в том, что ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, характеризуются возвратностью и платностью. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата процентов происходит в основном за счет государственного бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения носят перераспределительный характер.
Третья отражает добровольный характер государственного кредита.
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ. Это форма мобилизации временно свободных денежных средств предприятий, организаций, учреждений и населения для удовлетворения потребностей общества на условиях возвратности и платности.
Финансовые отношения, складывающиеся, в процессе осуществления государственных кредитных операций имеют свои особенности:
3. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество государства.
2.2 Государственный кредит как финансовая категория
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую, контрольную.
Распределительная функция осуществляется в процессе формирования централизованных денежных фондов государства и их использование на основе платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, так как служат 50 - 100 лет. Финансирование строительства этих объектов одним поколением неразумно, правильным было бы переложить финансирование на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В этом случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким
образом, положительное воздействие
распределительной функции
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов (например, финансирования за их счет военных или социальных расходов), единственным источником погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке ценных бумаг и капиталов, производство и занятость. Используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Это осуществляется путем регулирования денежного обращения, размещения займов среди различных групп инвесторов.
Посредством государственного кредита государство может уменьшать инфляцию, так как, мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособность.
Абсолютное сокращение денежной массы в обращении произойдет в том случае, если за счет государственного кредита профинансируются государственные затраты, например, инвестиции.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, чем способствует росту цены кредита. Удорожание заемных средств для предпринимателей вынуждает их сокращать инвестиции в сфере производства и стимулирует накопление в виде ценных бумаг. В необходимых случаях таким образом можно замедлять темпы экономического роста.
Выступая
в качестве кредитора и гаранта
для отечественных
Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, но вместе с тем имеются свои отличия, поскольку эта категория тесно связана с деятельностью государства и состоянием государственного бюджета, охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возможность получения средств. Контроль за состоянием задолженности государства в Республике Беларусь осуществляют Парламент и Совет Министров.
2.3 Классификация государственных займов
В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков. Рассмотрим основные из них:
1.По эмитентам займы делятся на республиканские и местные. В отличие от России, в Республике Беларусь местные (территориальные) займы пока не получили большого развития.
2.По признаку категории держателей государственных обязательств, государственные кредиты могут подразделяться на:
-реализуемые только среди населения;
-распространяемые среди предприятий и организаций;
-универсальные, т.е. размещаются среди и физических, и юридических лиц.
Первоначально выпускались займы, размещаемые только среди отдельных категорий кредиторов государства, и универсальные. По мере искусственного ограничения базы государственного кредита за его определенными видами стал закрепляться конкретный круг участников. В настоящее время все большее распространение получают займы с четким обозначением категорий их держателей.
3.В зависимости от места размещения бывают внутренние и внешние займы.
4.В зависимости от срока привлечения средств, используются краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Краткосрочные
займы применяются для
В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения 2-3 года, в США - от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций. В Республике Беларусь облигации являются наиболее распространенной формой.
5.По характеру выплачиваемого дохода: процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные, беспроцентные (целевые).
Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается несколько раз в год. Владельцы облигаций процентных займов ежегодно получают твердый доход по установленной процентной ставке. Проценты выплачиваются по купонам, предъявляемым к оплате в установленное при выпуске займа время.
Информация о работе Государственный кредит: необходимость, сущность, формы