Государственный кредит: необходимость, сущность, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были поставлены следующие цели: рассмотреть необходимость, сущность, экономическое значение и особенности государственного кредита. Для этого в работе поставлены следующие задачи: раскрыть его формы, классификацию; рассмотреть понятие государственного внутреннего и внешнего долга; охарактеризовать развитие государственного кредита, привести показатели за I квартал текущего года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………4
1 НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и экономическое значение государственного кредита……….6
1.2 Формы государственного кредита и их сущность…………………....…...8
2 ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………….………………………………...11
2.1. Государственный кредит как экономическая категория…..………11
2.2. Государственный кредит как финансовая категория………….......12
2.3. Классификация государственных займов…………………………….....14
2.4. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг 17
3 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………….................24
3.1 Развитие государственного кредита в Республике Беларусь………..24
3.2 Показатели I квартала 2007г…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, интерес к бумагам может быть поддержан нерыночными факторами. Потенциальные инвесторы могут иметь связанные обязательства, обеспечением по которым являются ГКО и ГДО. К тому же долговые инструменты достаточно эффективно влияют на отдельные финансовые показатели операторов рынка, например, коммерческих банков. В этой связи при принятии решений о приобретении облигаций инвесторы могут в определенной степени игнорировать их относительно низкую доходность. В результате, как бы ни складывалась ситуация на других секторах финансового рынка, спрос на бумаги Минфина будет присутствовать.

В начале апреля дефицит ликвидности банковской системы резко сменился ее избытком. Процентные ставки на межбанковском рынке снизились с 19-20% до 5-6% годовых. Национальный банк даже начал производить изъятие средств. Первый апрельский аукцион по размещению КО был признан состоявшимся. Если такое положение примет характер тенденции, то произойдет и оживление первичного сектора гособлигаций, что позволит Минфину без каких либо трудностей осуществлять финансирование дефицита бюджета за счет внутреннего рынка.

В этой связи проблему финансирования дефицита государственного бюджета способны решить внешние заимствования, что не только снизит зависимость финансирования дефицита бюджета от внутреннего рынка, но и обеспечит приток валютных ресурсов. Чем сложнее будет Министерству финансов привлекать денежные средства на внутреннем рынке, тем активнее будет вестись работа по получению кредитного рейтинга, а также по размещению правительственных долговых инструментов на российском и других внешних финансовых рынках.

Несмотря  на динамичное развитие рынка государственных  краткосрочных облигаций, и государственных долгосрочных облигаций, они занимают незначительное место в покрытии дефицита государственного бюджета республики. Основными источниками такого процесса являются кредиты Национального банка и внешние займы.

Для внутреннего  государственного кредита Республики Беларусь характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивается определенными экономическими параметрами.

Операции  Национального банка, осуществляемые с государством (в частности, Национальный банк осуществляет операции по предоставлению кредитов правительству, (причем, в  соответствии со ст. 123 Банковского  кодекса предоставление Национальным банком кредитов на покрытие кассовых разрывов между доходами и расходами республиканского бюджета не допускается), осуществляет его расчетное и кассовое обслуживание. Являясь финансовым агентом правительства, Национальный банк выдает гарантии и поручительства по внешним займам, привлекает кредиты, оказывает посреднические услуги по распространению государственных ценных бумаг, ведет учет средств Государственных фондов, обслуживает государственный долг Республики Беларусь и т.д («Правовые основы организации и деятельности банковской системы в свете Банковского кодекса Республики Беларусь»).

В Указе  Президента Республики Беларусь от 27.01.2004 г. №47 «О предоставлении Национальным банком кредита Правительству Республики Беларусь в 2003 году» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 21.04.2004 N 204), было предусмотрено предоставить Правительству Республики Беларусь Национальным банком кредит в сумме 10 000 000,0 тыс. белорусских рублей сверх сумм, предусмотренных на финансирование в 2003 году дефицита республиканского бюджета (первоначально была запланирована сумма на финансирование дефицита республиканского бюджета в размере 33 860 000,0 тыс. бел. рублей), без взимания платы за обслуживание этого кредита (часть вторая пункта 2 статьи 32 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2002 года "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" и приложение 1 к Закону).

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2007 год», кредиты Национального банка  Республики Беларусь выделяются на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение основного долга по долгосрочным кредитам в размере 890,0 тыс. белорусских рублей.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития. Тем не менее, существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита, для реализации которых надо:

  • обеспечить реальную защиту интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в банках;
  • повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
  • побудить реальный интерес физических и юридических лиц к кредитным операциям государства, для чего целесообразно не только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
  • расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций и учреждений;
  • перейти при реализации государственных ценных бумаг от официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
  • восстановить практику гарантирования кредитных операций нижестоящих органов власти вышестоящими в целях создания благоприятных условий для становления местных займов;
  • осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских ссуд;
  • отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на принципах кредита.

Мобилизация временно свободных денежных средств  физических и юридических лиц  с учетом их экономической заинтересованности может содействовать оптимизации сбережений, сбалансированности доходов и расходов населения, а также вести к нормализации денежного обращения. С помощью государственного кредита из обращения могут изыматься значительные денежные суммы и, как следствие этого, не оказывающие значительного «давления» на потребительский рынок. Это еще раз свидетельствует о необходимости принятия органами государственного управления мер по расширению базы государственного кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика /Под общ. ред. А.В.Сидоровича. М., 1997.
  2. Алымов Ю. Стратегия развития белорусской банковской системы // Банковский вестник. - 2003. - №1 с. 45-47.
  3. Деньги, кредит, банки. Учебник. Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов / Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003.
  4. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Ч.З. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАИнформ», 2004.
  5. Макроэкономика / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 2000.
  6. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - Мн. Мисанта, 2003.
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Л.А Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  8. Экономическая теория / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 2002.
  9. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие /Под ред.Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  10. Закон Республики Беларусь N 191-З от 29 декабря 2006 года «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год»
  11. Закон Республики Беларусь N 2328-XII от 27 мая 1993 года «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 24.09.1996 N 615-XIII)
  12. П.Маманович Г. Барздов «Состояние и возможные пути развития рынка ГЦБ»// Банковский вестник.- 2007г.-№10.-с.5-11.
  13. Национальная экономическая газета №5
  14. Национальная экономическая газета №12



Информация о работе Государственный кредит: необходимость, сущность, формы