Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:00, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1 Понятие и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 6
1.3 Формы государственного кредита 8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2011-2015 гг. 11
2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь 16
2.3 Управление государственным кредитом 21
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Государственные займы и их классификация 24
3.2 Правовое регулирование государственных займов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Она обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. В то же время она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
Рассмотрев функции кредита, можно отметить, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через регулирующую функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функцию.
1.3 Формы государственного кредита
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита[2, c.396].
В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
1 государственные займы;
2 обращение части вкладов населения в государственные займы;
3 заимствование
средств общегосударственного
4 казначейские ссуды;
5 гарантированные займы.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства – обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля над эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита[1, c.382].
Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям, органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.
Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п.
По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.
Своевременность погашения правительственных долговых обязательств создает положительный имидж нашего государства на международной арене. В результате увеличиваются инвестиции нерезидентов в государственные ценные бумаги Республики Беларусь.
В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг.
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Социально-экономическое
Для того чтобы проанализировать
социально-экономическое
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Данная Программа предполагает увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7-1,76 раза. Прогнозируется обеспечить рост реальных заработной платы за пятилетие в 1,85-1,93 раза, располагаемых денежных доходов населения – в 1,7-1,76 раза, размера пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усиление адресности социальной поддержки граждан. Доля малообеспеченного населения с располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в 2015 году не превысит 5-6 процентов.
Намечается, что уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам, а численность работников в экономике достигнет 4640-4670 тыс. человек в 2015 году. Планируется удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2 процентов к экономически активному населению.
Прогнозируется ввести 42,5-43 млн. кв. метров жилья, что в 1,6 раза больше, чем в прошедшем пятилетии. К 2016 году удельный вес энергоэффективного жилья составит не менее 60 процентов от его общего ввода. Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя повысится с 24,6 кв. метра в 2010 году до 27-28 кв. метров в 2015 году.
Объем инвестиций в основной капитал за 2011-2015 годы возрастет в 1,90-1,97 раза, валовой внутренний продукт – на 62-68 процентов, объем промышленного производства – на 54-60 процентов, продукция сельского хозяйства – на 39-45 процентов, производства услуг – в 1,8-1,9 раза. Энергоемкость ВВП снизится на 29-32 процентов[20].
После того как были рассмотрены прогнозные данные, проанализируем социально-экономическое положение в текущем 2012 году (таблица 2.1)[3].
Таблица 2.1 – Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь в 2011-2012 гг.
Показатели |
Январь-декабрь 2011 г. |
I полугодие 2012 г. |
ВВП |
||
Млрд. руб. |
274282 |
227912,5 |
В % к предыдущему году |
105,3 |
102,9 |
Продукция промышленности |
||
Млрд. руб. |
336962 |
319633 |
В % к предыдущему году |
109,1 |
108,5 |
Продукция с/х |
||
Млрд. руб. |
55642 |
|
В % к предыдущему году |
106,6 |
105,1 |
Инвестиции в основной капитал |
||
Млрд. руб. |
98665 |
61318 |
В % к предыдущему году |
117,9 |
80,8 |
Розничный товарооборот |
||
Млрд. руб. |
118472 |
84489 |
В % к предыдущему году |
108,6 |
109,5 |
Примечание – Источник: данные взяты с сайта Национального банка Республики Беларусь.
Из данных таблицы 1 видно, что в 2012 году ВВП Беларуси в белорусских рублях вырос на 2,9% (прогноз на год – прирост на 5-5,5 процента). При этом основной вклад в рост ВВП по видам экономической деятельности обеспечили предприятия промышленности.
В январе-июне 2012 года промышленной продукции выпущено на сумму 319633 млрд. руб., что на 8,5 % (годом ранее – на 11,1 процента) больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Производство продукции сельского хозяйства в январе-июне 2012 г. по сравнению с январем-июнем 2011 г. увеличилось на 5,1 процента (в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. – на 1,1 процента). Объем инвестиций в основной капитал на 19,2% меньше чем в 2011 году (в январе-июне 2011 г. – увеличились на 27,4 процента), а розничный товарооборот в январе-июне 2012 года составил 84489 млрд. рублей, что на 9,5% больше по сравнению с январем-июнем 2011 года.
На рисунке 2.1 приведем основные показатели производства товаров и услуг в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Рисунок 2.1 – Основные показатели производства товаров и услуг в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
Примечание – Источник: составлен по данным Национального банка Республики Беларусь.
ВВП на душу населения в 2011 году в республике составил 15028 USD, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 8,1%, что соответствует росту реального ВВП.
К числу наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию. Инфляция на потребительском рынке за шесть месяцев составила 110,5 %.
Динамика ВВП и индекса потребительских цен приведены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика инфляции в Республике Беларусь в 2011-2012 гг.
Примечание – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.
Рассмотрим доходы населения. Номинальные денежные доходы населения в январе-мае 2012 г. составили 108,4 трлн. рублей и по сравнению с январем-маем 2011 г. увеличились на 105,8 процента. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,8%.
Доля денежных доходов населения в ВВП в январе-мае 2012 г. была значительно ниже января-мая 2011 г. (58,4 процента против 67,7 процента годом ранее).
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-мае 2012 г. выросли по сравнению с январем-маем 2011 г. в реальном выражении на 3 процента и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,1 раза (в январе-мае 2011 г. – в 3,2 раза).
Информация о работе Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов