Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1 Понятие и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 6
1.3 Формы государственного кредита 8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2011-2015 гг. 11
2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь 16
2.3 Управление государственным кредитом 21
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Государственные займы и их классификация 24
3.2 Правовое регулирование государственных займов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА1. СОДЕЛЬ. 3 курс. ФиК.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Удельный вес  основных источников формирования денежных доходов населения (оплаты труда  и трансфертов населению) в общей сумме денежных доходов в январе-мае 2012 г.  составил 85,7 процента  и был незначительно ниже  января-мая 2011 г. (86,6 процента).

 Основным  источником дохода для большей  части населения является заработная  плата, которая в первом полугодии 2012 г. составила  3 262,6 тыс.  рублей,  что  на 108,5 процента  выше первого полугодия 2011 г.

Проследим динамику объема внешней торговли. По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-июнь 2012 г. составил 52540,5 млн. долларов, в том числе экспорт – 28103,5 млн. долларов, импорт – 24437,0 млн. долларов (таблица 2.2)[18]:

 

Таблица 2.2 – Объемы внешней торговли РБ в 2011-2012 гг.

 

Показатели

Январь-июнь 2011 г.

Январь-июнь 2012 г.

Январь-июнь 2012 г. к январю-июню 2011 г.,%

Объем внешней торговли, млн. долларов

44886,4

52540,5

117,1

Экспорт товаров, млн. долларов

21346,2

28103,5

131,7

Импорт товаров, млн. долларов

23540,2

24437,0

103,8

Сальдо внешней торговли

-2194,0

3666,5

-


 

Примечание  – Источник: составлено по данным Платежного баланса РБ.

 

В январе-июне 2012 года объем внешней торговли товарами увеличился на 17,1% по сравнению с  январем-июнем 2011 года и составил 44 млрд. 886,4 млн. долларов. Экспорт за шесть  месяцев  текущего года увеличился на 31,7%, импорт – на 3,8%. В результате положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами увеличилось до 3 666,5 млн. долларов США, при этом его отношение к ВВП составило 13,2%, значительно превысив прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).

Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года сложились в сумме 42,4 трлн. рублей, что более чем в 2,3 раза больше уровня аналогичного периода 2011 года, в реальном выражении – на 20,4%.

 

Рисунок 2.3 – Динамика доходов республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

 

Примечание  – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.

 

Расходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года составили 42,3 трлн. рублей, что на 27,9% больше (в реальном выражении), чем в январе-июне 2011 года. Дефицит республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года составил 0,1 трлн. рублей.

Приведем структуры  доходов и расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года (Рисунки 2.4 и 2.5 соответственно).

 

Рисунок 2.4 –  Структура доходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 г.

 

Примечание – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.

 

Рисунок 2.5 –  Структура расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 г.

 

Примечание – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.

 

Итак, согласно Программе в текущем пятилетии планируется обеспечить увеличение ВВП на 62-68 процентов, объема промышленного производства – на 54-60 процентов, продукции сельского хозяйства – на 39-45 процентов, производства услуг – в 1,8-1,9 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,9-1,97 раза.

А также планируется увеличить  объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности  с 16 тыс. долларов США в 2010 году до 28,6-29,8 тыс. долларов США в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 33,3 тыс. долларов США до 58-60 тыс. долларов США.

 

2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь

 

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство  может привлекать к покрытию своих  расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения – государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

С функционированием  государственного кредита связано  понятие «государственный долг».

Государственный долг – сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права[11, c.36].

В Беларуси государственный  долг подразделяется на внутренний и внешний. Основой такого разделения является признак места размещения государственных займов.

Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном  долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь [12]. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Прежде чем  приступить к рассмотрению уровня и  динамики внутреннего государственного долга РБ, дадим определение данной категории. Под внутренним  государственным  долгом понимается выраженная в форме  государственных долговых  обязательств задолженность Совета Министров  Республики  Беларусь  перед  юридическими  и  физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Таким образом, внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Внутренний  государственный  долг может быть  представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных  бумаг от лица Совета Министров Республики   Беларусь,  кредитов   Национального  банка   Республики Беларусь,  других долговых  обязательств, гарантированных  Советом Министров Республики Беларусь[9].

Внутренний  государственный долг с начала 2012 года увеличился на 1,3 трлн. рублей, по состоянию на 1 декабря 2012 года составив 19,1 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.

Увеличение  внутреннего государственного долга  в 2012 году в основном обусловлено  эмиссией государственных долгосрочных облигаций.

Большинство экономистов  утверждает, что рост внутреннего  долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.

 

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

    1. снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
    2. наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;
    3. усиливается неравенство в доходах;
    4. создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;
    5. дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;
    6. необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Перейдем к рассмотрению внешнего государственного долга. Внешний государственный долг – это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга[13, c.11].

В соответствии с законодательством внешние  государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: иностранных кредитов, предоставляемых республике; иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Размер  внешнего государственного долга постоянно  меняется в результате ежегодных  операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения  ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга.

Проанализируем динамику структуры валового внешнего долга нашей страны. Валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2012 года составил $34028,40 млн., увеличившись на 19,8% ($5627,3 млн.) за 2011 год. На начало текущего года он достиг 62,3% ВВП против 51,6% ВВП на 1 января 2011 года, сообщает Национальный банк.

При этом внешний  долг органов государственного управления за 2011 год вырос на 22,8% до $12351,0 млн. на 1 января 2012 года.

Внешний долг органов  денежно-кредитного регулирования  на 1 января 2012 года составил $1529,7 млн., снизившись на 17,5% за 2011 год. Задолженность коммерческих банков выросла на 5,6% до $6077,4 млн.

Внешний долг прочих секторов экономики составил $13064,30 млн., увеличившись на 31,8%. Прямые инвестиции выросли на 21,8% до $1006,0 млн. на 1 января 2012 года.

В расчете на душу населения валовый внешний долг на 1 января 2012 года составил $3,595 тыс. против $2,995 тыс. на 1 января 2011 года.

Согласно данным Нацбанка РБ, на обслуживание внешнего долга за прошлый год было направлено $6320.7 млн. (11,6% ВВП или 13,5% экспорта товаров и услуг), из которых $5405.2 млн. составили выплаты по основному долгу, а $915.5 млн. – платежи по процентам [4].

На 1 января 2012 года золотовалютные резервы покрывали 23,3% валового внешнего долга против 17,7% на 1 января 2011 года.

 

Рисунок 2.6 – Динамика роста валового внешнего долга Республики Беларусь, млрд. долларов США

 

Примечание  – Источник: составлено по [21].

Внешний государственный  долг по состоянию на 1 декабря 2012 года составил 12,1 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 289,9 млн. долларов США.

Увеличение  внешнего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая.

По  оценкам Международного банка реконструкции  и развития к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни:

    1. отношение суммы внешнего государственного долга к внутреннему валовому продукту, если оно превышает 50 %.
    2. отношение суммы внешнего государственного долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 220%.
    3. отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 25 %.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (Таблица 2.3) [19].

 

Таблица 2.3 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь за 2010-2011гг.

 

Показатели  кредитоспособности

Норматив  МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему государственному долгу  к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6


 

Примечание  – Источник: составлено по данным Министерства финансов РБ.

 

Из  данных таблицы 2.3 видно, что Республика Беларусь не относится к государствам, несущим тяжелое бремя внешних долгов, поскольку все показатели намного ниже нормативов.

Рассмотрев  уровень и динамику государственного кредита, можно сделать вывод, что  увеличение как внутреннего, так  и внешнего долга имеет негативные последствия. Для внутреннего государственного долга такими последствиями являются: сокращение основного капитала, сокращение частных инвестиций в экономику страны.

Информация о работе Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов