Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:00, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1 Понятие и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 6
1.3 Формы государственного кредита 8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2011-2015 гг. 11
2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь 16
2.3 Управление государственным кредитом 21
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Государственные займы и их классификация 24
3.2 Правовое регулирование государственных займов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Удельный вес основных источников формирования денежных доходов населения (оплаты труда и трансфертов населению) в общей сумме денежных доходов в январе-мае 2012 г. составил 85,7 процента и был незначительно ниже января-мая 2011 г. (86,6 процента).
Основным
источником дохода для большей
части населения является
Проследим динамику объема внешней торговли. По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-июнь 2012 г. составил 52540,5 млн. долларов, в том числе экспорт – 28103,5 млн. долларов, импорт – 24437,0 млн. долларов (таблица 2.2)[18]:
Таблица 2.2 – Объемы внешней торговли РБ в 2011-2012 гг.
Показатели |
Январь-июнь 2011 г. |
Январь-июнь 2012 г. |
Январь-июнь 2012 г. к январю-июню 2011 г.,% |
Объем внешней торговли, млн. долларов |
44886,4 |
52540,5 |
117,1 |
Экспорт товаров, млн. долларов |
21346,2 |
28103,5 |
131,7 |
Импорт товаров, млн. долларов |
23540,2 |
24437,0 |
103,8 |
Сальдо внешней торговли |
-2194,0 |
3666,5 |
- |
Примечание – Источник: составлено по данным Платежного баланса РБ.
В январе-июне 2012 года объем внешней торговли товарами увеличился на 17,1% по сравнению с январем-июнем 2011 года и составил 44 млрд. 886,4 млн. долларов. Экспорт за шесть месяцев текущего года увеличился на 31,7%, импорт – на 3,8%. В результате положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами увеличилось до 3 666,5 млн. долларов США, при этом его отношение к ВВП составило 13,2%, значительно превысив прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).
Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года сложились в сумме 42,4 трлн. рублей, что более чем в 2,3 раза больше уровня аналогичного периода 2011 года, в реальном выражении – на 20,4%.
Рисунок 2.3 – Динамика доходов республиканского бюджета за 2009-2011 гг.
Примечание – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.
Расходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года составили 42,3 трлн. рублей, что на 27,9% больше (в реальном выражении), чем в январе-июне 2011 года. Дефицит республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года составил 0,1 трлн. рублей.
Приведем структуры доходов и расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года (Рисунки 2.4 и 2.5 соответственно).
Рисунок 2.4 –
Структура доходов
Примечание – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.
Рисунок 2.5 – Структура расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 г.
Примечание – Источник: составлен по данным Министерства финансов РБ.
Итак, согласно Программе в текущем пятилетии планируется обеспечить увеличение ВВП на 62-68 процентов, объема промышленного производства – на 54-60 процентов, продукции сельского хозяйства – на 39-45 процентов, производства услуг – в 1,8-1,9 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,9-1,97 раза.
А также планируется увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 16 тыс. долларов США в 2010 году до 28,6-29,8 тыс. долларов США в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 33,3 тыс. долларов США до 58-60 тыс. долларов США.
2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения – государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».
Государственный долг – сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права[11, c.36].
В Беларуси государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Основой такого разделения является признак места размещения государственных займов.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь [12]. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Прежде чем приступить к рассмотрению уровня и динамики внутреннего государственного долга РБ, дадим определение данной категории. Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Таким образом, внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.
Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь[9].
Внутренний государственный долг с начала 2012 года увеличился на 1,3 трлн. рублей, по состоянию на 1 декабря 2012 года составив 19,1 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.
Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено эмиссией государственных долгосрочных облигаций.
Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.
Вместе с тем нельзя
недооценивать негативные последствия
внутреннего долга, ибо при определенных
условиях он может стать серьезной
проблемой для экономики
Перейдем к рассмотрению внешнего государственного долга. Внешний государственный долг – это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга[13, c.11].
В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: иностранных кредитов, предоставляемых республике; иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга.
Проанализируем динамику структуры валового внешнего долга нашей страны. Валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2012 года составил $34028,40 млн., увеличившись на 19,8% ($5627,3 млн.) за 2011 год. На начало текущего года он достиг 62,3% ВВП против 51,6% ВВП на 1 января 2011 года, сообщает Национальный банк.
При этом внешний долг органов государственного управления за 2011 год вырос на 22,8% до $12351,0 млн. на 1 января 2012 года.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 года составил $1529,7 млн., снизившись на 17,5% за 2011 год. Задолженность коммерческих банков выросла на 5,6% до $6077,4 млн.
Внешний долг прочих секторов экономики составил $13064,30 млн., увеличившись на 31,8%. Прямые инвестиции выросли на 21,8% до $1006,0 млн. на 1 января 2012 года.
В расчете на душу населения валовый внешний долг на 1 января 2012 года составил $3,595 тыс. против $2,995 тыс. на 1 января 2011 года.
Согласно данным Нацбанка РБ, на обслуживание внешнего долга за прошлый год было направлено $6320.7 млн. (11,6% ВВП или 13,5% экспорта товаров и услуг), из которых $5405.2 млн. составили выплаты по основному долгу, а $915.5 млн. – платежи по процентам [4].
На 1 января 2012 года золотовалютные резервы покрывали 23,3% валового внешнего долга против 17,7% на 1 января 2011 года.
Рисунок 2.6 – Динамика роста валового внешнего долга Республики Беларусь, млрд. долларов США
Примечание – Источник: составлено по [21].
Внешний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2012 года составил 12,1 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 289,9 млн. долларов США.
Увеличение внешнего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая.
По оценкам Международного банка реконструкции и развития к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни:
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (Таблица 2.3) [19].
Таблица 2.3 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь за 2010-2011гг.
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Примечание – Источник: составлено по данным Министерства финансов РБ.
Из данных таблицы 2.3 видно, что Республика Беларусь не относится к государствам, несущим тяжелое бремя внешних долгов, поскольку все показатели намного ниже нормативов.
Рассмотрев уровень и динамику государственного кредита, можно сделать вывод, что увеличение как внутреннего, так и внешнего долга имеет негативные последствия. Для внутреннего государственного долга такими последствиями являются: сокращение основного капитала, сокращение частных инвестиций в экономику страны.
Информация о работе Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов