Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1 Понятие и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 6
1.3 Формы государственного кредита 8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2011-2015 гг. 11
2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь 16
2.3 Управление государственным кредитом 21
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Государственные займы и их классификация 24
3.2 Правовое регулирование государственных займов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА1. СОДЕЛЬ. 3 курс. ФиК.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Негативное  воздействие на развитие национальной экономики Беларуси в сфере внешней задолженности заключается в том, что усиливается зависимость Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты; обслуживание государственного долга ведет к сокращению средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что ограничивает экономический рост страны; внешняя задолженность приводит к ослаблению позиций Республики Беларусь на мировых рынках товаров и капиталов, а также к финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

 

2.3 Управление государственным  кредитом

Управление  государственным кредитом может  рассматриваться в узком и  широком смысле. Под управлением  государственным кредитом в широком  смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п.

Под управлением  государственным кредитом в узком  смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к  выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

• минимизации стоимости долга для заемщика;

• обеспечения своевременного возврата кредитов;

• максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление  государственным кредитом в узком  смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг осуществляется ЦБ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

• поднятие ставки рефинансирования;

• интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

• регулирование валютного рынка [15].

Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

Предоставление  кредита оформляется кредитным договором.

Условиями кредитного договора непременно являются:

    • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
    • обеспеченность кредита;
    • размер процентной ставки.

Через кредитные  отношения обеспечивается перераспределение  кредитных ресурсов.

Результат государственных  займов – появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний  государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании  процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги – один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее – рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный  долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута  теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории.

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга – это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредита. При получении  банковского или коммерческого  кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при  объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут  быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим  и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для  решения проблем достижения баланса  бюджетных доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Государственные займы и их классификация

Государственные займы – это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим  образом.

По способу  размещения делятся на:

    • свободно обращающиеся;
    • размещаемые по подписке;
    • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

    • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
    • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку  действия:

    • краткосрочные (срок погашения до одного года);
    • среднесрочные (до пяти лет);
    • долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

    • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
    • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
    • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту  размещения:

    • внутренние;
    • внешние.

По методу определения  доходов:

    • с твердым доходом;
    • с «плавающим» доходом.

По обязанности  заемщика соблюдать сроки погашения  займа:

    • с правом досрочного погашения;
    • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные  займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет [6,с.186].

Итак, рассмотрим кредитную историю Беларуси за последние годы:

    • июль 2007 – запрошен кредит на $1,5-2 млрд. (Россия);
    • декабрь 2007 – получено $1,5 млрд. (Россия);
    • ноябрь 2008 – получено $1 млрд. (Россия);
    • январь 2009 – получено $500 млн. (Венесуэла);
    • январь 2009 – получено $800 млн. (МВФ);
    • декабрь 2009 – запрошен кредит на 100 млрд. рублей ($3,48 млрд., Россия);
    • март 2009 – запрошен кредит в $2 млрд. (Россия);
    • март 2009 – отказано в кредите на 100 млрд. рублей (к тому времени – $2,967 млрд., Россия);
    • май 2009 – запрошен кредит на АЭС на $9 млрд. (Россия);
    • май 2009 – отказались принять кредит в $500 млн. (Россия);
    • июнь 2009 – подписано соглашение о кредите на $125 млн. (ВБ);
    • июль 2009 – получено $680 млн. (МВФ);
    • октябрь 2009 – получено $699,5 млн. (МВФ);
    • декабрь 2009 – получено $688 млн. (МВФ);
    • декабрь 2009 – получено $200 млн. (ВБ);
    • декабрь 2009 – получено 6 млрд. рублей ($200 млн., Россия);
    • март 2010 – получено $670 млн. (МВФ);
    • июнь 2010 – получено $200 млн. (Азербайджан);
    • май 2011 – запрошен кредит на $3,5-8 млрд. (МВФ);
    • июнь 2011 – подписано соглашение о кредите на $3 млрд. (ЕврАзЭС);
    • июнь 2011 – "найден еще" $1 млрд. (Туркменистан);
    • июнь 2011 – подписано соглашение о кредите на $1,058 млрд. (Китай)

Более подробно рассмотрим следующие кредиты, взятые Беларусью за последние годы:

I. 9 июня 2011 года в Минске состоялось подписание Соглашения между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении нашей республике финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Общий объем  кредита – $3 млрд. Соглашением предусмотрено поступление средств в республику шестью траншами в течение 2011-2013 годов. До конца этого года, ориентировочно в октябре, ожидается второй транш. Общая сумма кредита в текущем году составит $1,24 млрд. Оставшаяся сумма будет предоставляться равными траншами дважды в год в течение последующих двух лет (2012-2013 годов).

Информация о работе Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов