Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:00, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 5
1.1 Понятие и значение государственного кредита 5
1.2 Функции государственного кредита 6
1.3 Формы государственного кредита 8
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
2.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2011-2015 гг. 11
2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь 16
2.3 Управление государственным кредитом 21
3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
3.1 Государственные займы и их классификация 24
3.2 Правовое регулирование государственных займов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Расчетно, платежи Беларуси по кредиту не должны превысить 4,9% годовых. Кредит предоставляется на срок 10 лет с мораторием на погашение основного долга 3 года. Условия предоставления кредита в максимальной степени соответствуют стандартным подходам международных финансовых организаций при реализации стабилизационных программ.
Итак, 21 июня 2011 года Беларусь получила первый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме $800 млн. Средства зачислены на счет Министерства финансов Беларуси в Национальном банке.
30 декабря 2011 года, Беларусь получила средства второго транша финансового кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 440 млн. долларов. Кредит зачислен на счет министерства финансов в Национальном банке и будет направлен на пополнение международных резервных активов.
Третий транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме $440 млн. поступил в Беларусь 15 июня 2012 и зачислен в золотовалютные резервы республики.
II. Беларусь получила российский государственный кредит в размере $1,5 млрд. Средства зачислены на валютный счет Министерства финансов Беларуси в Национальном банке.
Кредит предоставлен сроком на 15 лет с пятилетней отсрочкой платежей. Процентная ставка кредита определена по ставке Libor для 3-месячных депозитов в долларах США плюс маржа в размере 0,75% годовых.
В соответствии
с подписанным 20 декабря 2007 года в
Москве Соглашением между
Таким образом, назначение государственного займа проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный заем, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
3.2 Правовое регулирование
Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь. Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов. Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь. Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.
Осуществление заимствований местными бюджетами допускается только в формах бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов и займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Предоставление банками кредитов местным исполнительным и распорядительным органам не допускается.
Государственные
займы представляют собой форму
добровольного привлечения во временное
пользование государства
Общая сумма обязательств государства по займам называется государственным долгом.
В зависимости от срока погашения выделяют основной и текущий государственный долг. Основной государственный долг – это вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа. Текущий государственный долг – это задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Государственные займы бывают внутренние и внешние.
Внутренний государственный заем образует суммарные денежные обязательства Правительства перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Виды внутренних государственных займов:
В настоящее
время структура рынка
Национальный банк выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учётом находящихся в обращении облигаций. Контроль за операциями с облигациями осуществляет Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и Национальный банк согласно законодательству.
Национальный банк и инвесторы имеют право совершать сделки по купле-продаже облигаций на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Министерство финансов не имеет права участвовать в обращении с облигациями.
Обслуживание
и погашение внутреннего
Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов.
Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.
Органы местного
управления и самоуправления несут
безусловные обязательства по обслуживанию
и погашению долга органов
местного управления и самоуправления.
Долг органов местного управления и
самоуправления полностью обеспечивается
средствами соответствующего местного
бюджета и иным имуществом, находящимся
в собственности административно-
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешних государственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Отличительные черты внешних займов:
Информация о работе Государственный кредит: условия предоставления и классификация займов