Инфляция и банковский процент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия инфляции, ее причин и видов; изучение банковского процента. А также непосредственное влияние инфляции на банковский процент.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрытие смысла процесса инфляции и выявить ее влияние на экономику;
- выявить возможные причины инфляции и рассмотреть меры по их устранению;
- рассмотреть социальные и экономические последствия инфляции;
- рассмотреть сущность банковского процента, изучить его виды;
- проанализировать процентную политику Национального банка Республики Казахстан;
- выявить влияние инфляции на банковский процент.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 136.65 Кб (Скачать файл)

       Причиной не снижения инфляционного фона в экономике в 2010 году стало проявление внешних факторов. Повышение мировых цен на товарных рынках, включая цены на нефть, металлы, способствовало росту цен казахстанских предприятий-производителей промышленной продукции. Кроме того, неблагоприятные погодные условия (засуха, пожары) в некоторых странах привели к сокращению производства отдельных видов продовольствия, в том числе зерновых культур. Данная ситуация способствовала нарастанию инфляционных ожиданий внутри Казахстана.

       Меры Национального Банка, а также благоприятная ценовая конъюктура на основные позиции казахстанского экспорта способствовали сохранению стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих условиях с 5 февраля 2010 года Национальный Банк расширил коридор колебаний курса тенге: 150 тенге/доллар (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге.

       В течение 2010 года обменный курс тенге по отношению к доллару США оставался в заданном коридоре при небольшом участии Национального Банка на внутреннем валютном рынке.

По официальным данным Агентства  Республики Казахстан по статистике по итогам 2011 года инфляция сложилась  на уровне 7,4% (за 2010 год – 7,8%).

Формирование инфляции в 2011 году происходило  на фоне значительного удорожания продовольственных  товаров, которые за этот период выросли  в цене на 9,1% (за 2010 год – на 10,1%). Непродовольственные товары стали  дороже на 5,3% (на 5,5%), платные услуги – на 7,3% (на 6,8%).

 

За 2011 год  чистые международные резервы Национального  Банка выросли на 3,8% до 28,8 млрд. долл. США. Рост остатков на корреспондентских  счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке и поступление  валюты на счета Правительства в  Национальном Банке были частично нейтрализованы продажей валюты на внутреннем валютном рынке, операциями по обслуживанию внешнего долга Правительства и пополнением  активов Национального фонда  со счетов золотовалютных резервов. В  результате чистые валютные запасы (СКВ) за 2011 год уменьшились на 0,2%, активы в золоте выросли на 36,0% в результате проведенных операций и роста  его цены на мировых рынках на 11,6%.

За 2011 год  международные резервы страны в  целом, включая активы Национального  фонда в иностранной валюте (по предварительным данным 43,7 млрд. долл. США), выросли на 23,2% до 73,0 млрд. долл. США.

       За 2011 год денежная база расширилась на 10,3% и составила 2836,1 млрд. тенге. Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 27,8% до 2739,3 млрд. тенге.

        За январь-ноябрь 2011 года денежная масса выросла на 13,3% до 9607,0 млрд. тенге за счет роста чистых внешних активов банковской системы. В структуре чистых внешних активов банковской системы в ноябре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года выросли как чистые международные резервы Национального Банка, так и чистые внешние активы банков.

За январь-ноябрь 2011 года наличные деньги в обращении  выросли на 7,5% до 1234,7 млрд. тенге, депозиты в банковской системе – на 14,2% до 8372,3 млрд. тенге. Опережающие темпы  роста объема депозитов по сравнению  с ростом наличных денег в обращении  обусловили рост доли депозитов в  структуре денежной массы с 86,5% в  декабре 2010 года до 87,1% в ноябре 2011 года.

Денежный  мультипликатор снизился с 3,30 в декабре 2010 года до 3,24 по итогам ноября 2011 года вследствие более высоких темпов расширения денежной базы по сравнению  с темпами роста денежной массы.

       Основной целью денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе является удержание инфляции в пределах 6-8%.

       Дальнейшее развитие отечественного финансового сектора будет

направлено на его качественное совершенствование, в том числе  путем реализации программных документов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и  Концепции развития финансового  сектора в посткризисный период.

     

2.2 Влияние инфляции на динамику банковского процента

 

       Инфляция как процесс, который характеризует постоянный рост уровня цен, оказывает значительное воздействие на экономическую активность и процентные ставки. Точное и достоверное измерение инфляции является одной из существенных проблем.

       Высокие процентные ставки препятствуют росту деловой активности, удорожая капитал и отвлекая его в финансовые спекуляции, и снижают платежеспособный спрос населения, отодвигая его в неопределенное будущее. Поэтому они порождают спад производства. Попытки государства противостоять спаду путем даже небольшой и тайной кредитно-денежной эмиссии стимулируют непропорционально высокие инфляционные ожидания населения, "бегство от денег", обесценение денежной массы, неплатежи и рост цен и самих процентных ставок.

       Ставка процента - сложный агрегат. Она формируется как на рынке товаров и услуг, так и на финансовом рынке. На ее уровень влияют ожидания инфляции и связанные с ними ожидания доходности различных финансовых инструментов. На ставку процента также оказывают воздействие динамика обменного курса и ожидания валютного рынка. В макроэкономических исследованиях ставка процента участвует как одна из базовых переменных, и в то же время в этих исследованиях практически ничего не говорится о механизме ее формирования. Рассматривая ее как единый показатель, аналитики, однако, делают различия лишь между реальной и номинальной ставками процента. Их взаимосвязь выражает известная формула И.Фишера:

               rn = rr - ie (1)

где rn - номинальная ставка процента:

      rr - реальная ставка процента;

      ie - ожидаемые темпы инфляции (взятые как прирост).

При незначительных темпах инфляции классическое соотношение  Фишера (1) не вызывает сомнений, однако при более высоких темпах требуется  применять более точное соотношение  между реальной и номинальной  ставками процента, учитывающее обесценение  не только капитальной суммы, но и  процента:

            rn = rr + ie + rr * ie / 100, (2)

откуда rr = (rn - ie) /(1 + ie / 100) (3)

       Формула (3) дает весьма существенные поправки для величины реальной ставки процента по сравнению с формулой (1). Действительно, если

rn = 160%, a ie = 130%, то по формуле (1) получим rr = 30%, а по формуле (3) rr = 13%. В связи с этим следует признать весьма завышенными те оценки реальной ставки процента, которые даются на основе формулы Фишера (1).

       В представленной выше формуле Фишера фигурирует уровень не фактической, а ожидаемой инфляции, который, строго говоря, не поддается точному измерению. В современной экономической литературе нередко применяется следующий подход: уровень ожидаемой инфляции в формуле Фишера (3) принимается равным уровню инфляции на момент оценки, тем самым предполагается, что экономические агенты ожидают величину будущей инфляции на том же уровне, который сложился в настоящем.

       Такой подход основывается на так называемой теории адаптивных ожиданий (сторонники этой теории исходят из того, что в будущем уровень инфляции меняться не будет). В соответствии с теорией адаптивных ожиданий можно строить оценки реальной ставки процента на основе данных о номинальной ставке и о сложившемся уровне инфляции.

      Если, например, мы оцениваем реальную ставку по месячным межбанковским кредитам, то должны в формуле Фишера (3) использовать данные о соответствующей номинальной ставке процента и о сложившемся уровне инфляции. Так, если кредит равен 435% годовых в эффективном выражении, а прирост темпов инфляции достигает 290% в год, то это означает, что реальная ставка процента составляет 37% годовых [(435 - 290) / (1 + 290 / 100)].

       В таких расчетах наиболее сложным моментом становится выбор показателя инфляции. Если номинальная ставка процента оценивается показателем процента месячного кредита, то и темп инфляции следует брать именно за месяц. В силу того, что темпы инфляции испытывают достаточно резкие сезонные, а также и конъюнктурные колебания, оценки реальной ставки процента будут значительно отличаться друг от друга в зависимости от периода, за который берутся темпы инфляции. Цена месячного кредита в формуле Фишера должна соотноситься с месячными темпами инфляции, а трехмесячного кредита - с темпами инфляции, подсчитанными за три месяца. В этом случае мы получим более обоснованные оценки реальной ставки процента.

       Действительно, фактическая динамика процентных ставок практически совпадает с динамикой инфляции, измеряемой индексом цен на потребительские товары и услуги (сглаженный по четырем неделям ряд по методу скользящей средней). Таким образом, инфляция является одним из основных факторов, определяющих динамику процентных ставок.

        

               2.3 Методы стабилизации экономики и денежного

                            обращения, регулирование инфляции

 
       Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок. С одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

       Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

        Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения. Со второй половины ХХ в. стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводится при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

         Нуллификация–проводится путем аннулирования старой, обесценившейся и введением новой национальной валюты. В Казахстане денежная реформа проводилась методом нуллификации, т.е. старые обесцененные рубли полностью изымались из оборота, вводились новые денежные знаки Казахстана – тенге. Максимальная величина денег, которые мог поменять один человек, достигший 16 лет, составила 100тыс.руб. Обмен проводился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. 

        Реставрация–предполагает восстановление прежнего золотого содержания валюты и повышение ее золотого курса. Реставрация тенге в Казахстане происходит в течение 2003-2005гг., в связи с большим притоком иностранных валют из-за сильного повышения мировых цен на нефть и металл. Если до 2003г. курс тенге к доллару США повышался до 150 тенге, то за (2003-2004гг.) он снизился до 130 тенге за доллар США.   

       Девальвация–означает снижение золотого содержания единицы национальной валюты или снижение ее официального курса по отношению к доллару США. В связи с экономическим кризисом в сентябре 1999г. в Юго-Восточной Азии и России, в Казахстане произошла девальвация денег путем снижения курса тенге по отношению к американскому доллару (Если до сентября 1999г. курс тенге к доллару составлял 76,то он снизился до 130 тенге).Данное мероприятие сыграло очень положительную роль в производстве и потреблении отечественной продукции, а также способствовало притоку иностранных валют и инвестиций. В феврале 2009 года Национальным Банком была проведена девальвация тенге и установлен коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за долл. +/-3% вместо ранее существовавшего неявного коридора в 120 тенге за долл. +/-2%.

       Деноминация–уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения. Деноминация в современном Казахстане не проводилась, но в России в 1998г. она проводилась в соотношение 1000/1(дореформенные 1000руб. к 1 руб. новому).

        Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек производства оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства.  

     Дефляционная политика  – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем: снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит,  усиления налогового пресса,  ограничения денежной массы и т.д.

       Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.

       Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

       Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

       Достижение финансовой стабильности, сокращения дефицита государственного бюджета, обеспечения его финансирования возможно за счет ряда не инфляционных источников:

-повышения собираемости налоговых платежей в бюджет (в том числе за        счет существенного сокращения неэффективных налоговых и иных льгот);

-сокращения перечня государственных целевых программ, что позволит сконцентрировать средства бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

-финансирования регионов из региональных бюджетных расходов, имеющих    соответствующую доходную базу.

       Выполнение этих условий антиинфляционной стратегии способствует достижению таких основных социальных и экономических целей, как:

-ограждение социальных интересов народа, в первую очередь его   малообеспеченных слоев;

Информация о работе Инфляция и банковский процент