Инфляция и банковский процент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия инфляции, ее причин и видов; изучение банковского процента. А также непосредственное влияние инфляции на банковский процент.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрытие смысла процесса инфляции и выявить ее влияние на экономику;
- выявить возможные причины инфляции и рассмотреть меры по их устранению;
- рассмотреть социальные и экономические последствия инфляции;
- рассмотреть сущность банковского процента, изучить его виды;
- проанализировать процентную политику Национального банка Республики Казахстан;
- выявить влияние инфляции на банковский процент.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 136.65 Кб (Скачать файл)

-сохранение экономического и научно-технического потенциала страны; 

-создание стимулов для производственной в первую очередь  инвестиционной деятельности;

-формирование рыночной конкурентной среды.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции, корни которого лежат в механизме  воспроизводства. Это означает, что  должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции.

     К этим самым общим мерам относятся:

- оздоровление экономики. Казахстан пытается уйти от сырьевой   направленности экономики к высокотехнологичной, конкурентоспособной экономике;

- переход к здоровой инвестиционной политике. В Казахстане 90% всех иностранных инвестиций поступают в сырьевую, горнодобывающую отрасли, в связи с этим необходимо направить значительную часть иностранных и внутренних инвестиций в обрабатывающую промышленность;

-   развитие рынка услуг. В Казахстане развивается инфраструктура, сфера услуг, что является свидетельством того, что ее доля в ВВП составляет более                   50%;

- развитие малого и среднего бизнеса, который является гарантом стабильности экономики и общества. Этот бизнес, в основном, занят в сфере услуг, в производстве товаров народного потребления и в торговле. Он создает здоровую конкуренцию;

-  создание здоровой финансово-кредитной системы. Создание банковской системы, соответствующей современным требованиям, совершенствующей налогообложение, страхование, пенсионное обеспечение.

       Формы и методы антиинфляционной политики наряду с механизмами воспроизводства включают широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий. Национальный банк РК использует антиинфляционные меры в процессе реализации денежно-кредитной политики. Он осуществляет также строгий контроль над изменением денежной массы, воздействует прямыми и косвенными методами на соответствия с товарной массой и объемом услуг.

       Стабилизация денежного обращения фактически означает устойчивое развитие экономики. Поэтому свой термин деньги и инфляция представители неоклассической и неокейнсианской школ нацеливают на использование денежно-кредитных и финансовых мероприятий, направленных на стабилизацию экономики.

       Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Они предполагают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережения населения, поддержку жизненно важных отраслей и производства.

       В противоположность кейнсианской теории предприниматели монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику. Монетаристы, видя основным фактором инфляции изменения в денежной массе, признают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Таким образом, они отдают предпочтение ограничению денежной эмиссии, сбалансированному бюджету.

       Казахстан, учитывая обе эти теории, старается использовать их в стабилизации экономики и денежного обращения и борьбе с инфляцией, с учетом конкретных экономических, социально-политических обстоятельств.

На стабилизацию денежного  обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.

 

 

III. Антиинфляционная политика

 

3.Антиинфляционная политика Республики Казахстан

 

       Вышеизложенный анализ причин инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую антиинфляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.

       Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая. Именно потребности ее саморазвития, закономерности функционирования отображаются в зависимых сферах и вызывают в них изменения, объективно диктуемые характером адекватного обслуживания производственной сферы.

       Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

       Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижения их доступности;

3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

       Национальный банк РК принимает меры по снижению размеров денежного предложения посредством регулирования ликвидности банковской системы. Основными инструментами регулирования доходности на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном банке РК. Национальный банк РК не будет ограничивать объем их привлечения, однако будет регулировать  ставки по ним.

       Национальный  банк с целью удержания инфляции в заданном интервале будет  принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе: ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований; усиление контроля за денежными агрегатами; увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

       Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит  
обеспечить связывание временно свободных денежных средств.

       В целях стабилизации цен на рынках стратегически важных товаров,  
таких как нефтепродукты, зерно, будет введен механизм обязательной торговли  ими через товарные биржи.

       Правительством Республики Казахстан будут осуществляться  
мероприятия по пресечению ценового сговора, выявлению и пресечению  
недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим  
доминирующим положением, а также мероприятия по содействию в создании сети оптовых и розничных рынков, развитию торговой инфраструктуры и конкурентной среды на товарных рынках.

        Национальный банк РК будет усиливать меры воздействия по операциям  
денежно-кредитной политики и способствовать дальнейшему повышению  
регулирующей роли своих основных ставок. Для усиления регулирующих  
возможностей официальной ставки рефинансирования намечено продолжить  
практику ее ежеквартального пересмотра. Политика Правительства и  
Национального банка Республики Казахстан по недопущению «перегрева»  
экономики и повышению ее конкурентоспособности будет направлена на:

-определение оптимальных темпов добычи нефти и газа;

-усиление контроля за ростом денежных агрегатов, повышение

эффективности воздействия  на денежный рынок посредством изменения 

процентных ставок;

-усиление контроля за ростом внешнего заимствования банками второго уровня;

-проведение более сдержанной фискальной политики, не предполагающей превышение темпов номинального роста расходов государственного бюджета над темпами роста номинального валового внутреннего продукта.

       Дальнейшая либерализация валютного режима также будет способствовать снижению давления со стороны избытка ликвидности путем создания условий для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки.

       В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева» экономики Национальный банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия совместно с другими государственными органами мер по снижению возникающих рисков.

        Будет усовершенствована методология разработки экономических прогнозов. Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики. Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования. Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

       Будет внедрена система отчетности, открытая для общества, а также налажена система внутреннего и внешнего контроля.

Направления расходования бюджетных  средств будут взаимоувязаны  со стратегическими (программными) документами  страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности  экономики. Неэффективные расходы  будут сокращены.

       Будет внедрена  методика оценки и мониторинга  инвестиционных проектов, финансируемых  за счет бюджетных средств,  усилены требования к их подготовке. Для проведения взвешенной фискальной  и денежно-кредитной политики  темпы роста расходов государственного  бюджета будут взаимоувязаны  с темпами роста экономики.

        В целях  снижения зависимости экономики  от сырьевого сектора и сокращения  не нефтяного дефицита бюджета  предстоит усовершенствовать механизм  формирования и использования  средств Национального фонда.

       При определении  объемов бюджетных средств на  планируемый период будут учитываться  степень достижения установленных  индикаторов и эффективность  исполнения бюджетных программ.

       В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств.

     Продолжится работа по дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При этом основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.

 С целью поддержания эффективного  функционирования платежных систем  особое внимание будет уделено  развитию Национальной системы  платежных карточек и созданию  нового Резервного центра для  платежных систем.

       Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет  выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы,  способы,  приемы  противодействия  инфляции,  комплексно  и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.

Рассмотрим методы преодоления инфляции.

Преодоление   инфляции   спроса   достигается    относительно    рядовыми

макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

        Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения  налогов, сокращения  государственных  расходов  и,  на  основе   этого,   снижение дефицитов государственного бюджета.

      Для  преодоление  инфляции,  связанной  с  издержками   производства,

требуется  преодоление   спада   производства.   Это   требует   усиления

мотивационных стимулов производительного  труда,  заинтересованности  в  его эффективных   результатах,    восстановление    производственной    трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это  достигается  на  основе  развития частного производственного сектора, где связь между  трудовыми  усилиями  и результатом  непосредственная.  Государство  поощряет  этот   сектор   путем обеспечения   благоприятного   правового   и   экономического   режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование  эффективности труда обеспечивается на основе  совершенствования  тарифной  системы  оплаты труда  и  разнообразных   систем   поощрения   за   достижение   необходимых показателей и критериев эффективности производства.

       Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является

установление контроля цен  и заработной платы в рамках государственного

регулирования экономики.

       Выбор масштабов регулирования  цен  и  заработной  платы  определяется  в программах краткосрочной  политики  и  варьируется  в  широких  пределах  в зависимости  от  уровня   инфляции,   темпов   производства,   потребностей социальной защиты населения.

       Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может  привести  к  успеху по следующим соображениям.

Информация о работе Инфляция и банковский процент