Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа
Сказанное выше и предопределило цель курсовой работы – исследование развития банковских операций на основе Интернет-технологий.
Соответственно раскрытие темы потребовало постановки ряда задач, таких как:
1. Описание сущности интернет-банкинга.
Определить роль Интернет- банкинга в продвижении кредитных продуктов, исследовать преимущества Интернет – банкинга над филиальными сетями, рассмотреть возможности услуги Интернет – банкинга;
Исследовать факторы, «тормозящие» повсеместное распространение Интернет-банкинга со стороны клиентов и со стороны самих банков и оценить перспективы развития Интернет- банкинга в России;
Введение…………………………………………………………………….………3
Глава I. Теоретические основы Интернет-банкинга
1.1. Возникновение и развитие банковских услуг в Интернете……….………...5
1.2 Целесообразность использования систем Интернет-банкинга……….……….9
Глава II. Анализ осуществления Интернет-банкинга в Российской Федерации
2.1 Исследование рынка Интернет-банкинга в России…………………………16
2.2. Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга……...27
2.3.Перспективы развития Интернет-банкинга…………………………………
Глава III. 3. Использований Интернет-технологий на примере «Альфа-банка»
3.1 Краткая характеристика Альфа-Банка……………………………………….31
3.2 Использования Интернет-технологий в обслуживания физических юридических лиц Альфа-Банка………………………………………...………...34
3.3 Проблемы безопасности использования Интернет-банкинга….…………..37
Заключение…………………………………………………………………....……39
Список использованной литературы………………
Федеральное агентство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО
Восточно-Сибирский
Институт экономики и права
Экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Банковское дело
на тему:
Интернет-банкинг. Его роль и место в развитии банковских услуг.
Улан-Удэ
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы Интернет-банкинга
1.1. Возникновение и развитие банковских услуг в Интернете……….………...5
1.2 Целесообразность использования систем Интернет-банкинга……….……….9
Глава II. Анализ осуществления Интернет-банкинга в Российской Федерации
2.1 Исследование рынка Интернет-банкинга в России…………………………16
2.2. Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга……...27
2.3.Перспективы развития Интернет-банкинга…………………………………
Глава III. 3. Использований Интернет-технологий на примере «Альфа-банка»
3.1 Краткая характеристика Альфа-Банка……………………………………….31
3.2 Использования Интернет-технологий
в обслуживания физических юридических
лиц Альфа-Банка………………………………………...…
3.3 Проблемы безопасности использования Интернет-банкинга….…………..37
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………..……………
Введение
В последние годы новые электронные технологии в банковской системе нашей страны переживают бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.
Трудно представить
себе более благодатную почву
для внедрения новых
Актуальность исследования Интернет-банкинга обусловлена увеличением количества банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через интернет. 88,3% экспертов считают, что Интернет в настоящее время является одним из наиболее эффективных инструментов продвижения кредитных продуктов, что обусловлено значительным расширением использования Интернета в целом и активным Интернет - продвижением банков. По средневзвешенной оценке экспертов 43,06% физических лиц, заинтересованных в получении кредита, используют в качестве основного инструмента поиска кредитных продуктов Интернет. Эксперты отмечают, что число таких лиц неуклонно растет.
На сегодняшний день
интернет-банкинг является одним
из наиболее динамичных сегментов электронной
коммерции. При этом возможности
использования Интернета в
В борьбе за вкладчика банкам уже недостаточно лишь снижать стоимость обслуживания и повышать проценты по кредитам. Клиенты требуют большего. На фоне бурного развития информационных технологий и крупные корпорации, и простые граждане хотят совершать как можно меньше действий для того, чтобы осуществлять свои финансовые операции. Поэтому в коммерческих банках сейчас активно разрабатываются и внедряются новые виды банковских операций и услуг.
В последние годы наметилось стремление российских банков к расширению перечня услуг, предлагаемых корпоративной клиентуре и диверсификации собственного бизнеса за счет развития розничных операций. Для этого банки активно внедряют технологии электронного обслуживания клиента, такие как: услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт, услуги дистанционного управления клиентами своими банковскими счетами и услуги через Интернет.
Сказанное выше и предопределило цель курсовой работы – исследование развития банковских операций на основе Интернет-технологий.
Соответственно раскрытие темы потребовало постановки ряда задач, таких как:
1. Описание сущности интернет-банкинга.
Курсовая работа содержит введение, три главы и заключение, в котором делаются выводы по исследуемой тематике.
Глава I. Теоретические основы Интернет-банкинга
1.1. Возникновение и развитие банковских услуг в Интернете
К настоящему времени сложилась система, когда клиенты банка могут управлять своими счетами, а также осуществлять ряд операций дистанционно. Такая система в целом получила название онлайн-банкинг (online banking) Удаленное управление банковскими счетами может осуществляться различными способами:
• посредством телефона - телебанкинг (telebanking);
• персонального компьютера – pc/е-банкинг (pc/e-banking);
• Интернета - Интернет банкинг (Internet banking);
• портативных устройств - мобильный банкинг (mobile banking, m-banking)1
Дистанционное банковское обслуживание появилось примерно двадцать лет назад, когда строительное общество Nottingham Building Society, британская телефонная компания British Telecom и Bank of Scotland объединили свои усилия для создания новой технологии - программы Homelink. Это был качественный скачок в развитии удаленных банковских технологий.
Пользователи систем электронных банковских услуг на дому самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту банка, используя экран монитора или телевизора и персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно.
[(1) Это комплексная система управления банковским счетом посредством сотового телефона или портативного компьютера (Personal Digital Assistant) с использованием технологии беспроводного доступа (Wireless Application Protocol). ]
В настоящее время существует два варианта организации банковской деятельности: классический банк, который имеет свои офисы и операционные залы и предоставляет клиентам возможность управлять своими счетами посредством сети Интернет; виртуальный банк, который осуществляет свою деятельность только во всемирной компьютерной сети.
Первый виртуальный банк Security First Network Bank - SFNB (www.sfhb.com) открылся 18 октября 1995 года в Америке. Он существует и поныне, являясь одним из лучших банков такого рода. В реальном мире он не имеет ни офиса, ни филиалов, ни сколько-нибудь привычных атрибутов банка - операции клиенты банка осуществляли через Интернет. Идея создания интернет-банка возникла именно в Америке. Одной из причин стало существующее в США ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Перемещение клиента (а в США миграция населения очень высока) влечет за собой негативные последствия для обеих сторон: банк теряет клиента, а клиент теряет все привилегии, приобретенные им в банке, и должен доказывать свою платежеспособность заново. Банкам пришлось искать варианты предоставления услуг клиенту, находящемуся в другом штате или стране. Интернет - банкинг появился благодаря «традиционным» банкам, и лишь позже, когда идея виртуализации доведена до максимума, появилась мода на полностью виртуальные Интернет-банки. Идея заключалась в том, что при небольшом вложении средств и содержании малого штата сотрудников такие банки могли обслуживать большие территории, а, экономя на издержках, виртуальный банк мог выплачивать более высокие ставки по вкладам.
Интернет сайт SFNB является главным и единственным отделением банка. На сайте представлена вся информация о банке и его услугах, представлена информация, которая может помочь клиенту выбрать, какой услугой лучше воспользоваться, какой стоит открыть и на каких основаниях. Для этого наиболее удобным способом является финансовый калькулятор, выполненный с применением CGI- технологии. Калькулятор по введенной информации (срок, требуемая доходность и сума, начальная сумма и пр.) может высчитать номинальную и реальную доходность, оптимальное решение для накопления средств и пр. Калькулятор может выводить информацию также и в графическом виде - рисовать графики различных функций.
SFNB осуществляет те
же услуги, что и обычный банк,
в том числе, выдача ссуд. SFNB
предоставляет своим клиентам
возможность ипотечного и
В Европе первым «виртуальным» банком стал Advance bank -дочерняя структура Дрезденской банковской группы (Германия), который начал свою операционную деятельность в 1996г. Другие примеры подобных банков — BankDirect (основан в 1999г.), Compubank (1998г.), Netbank (1996г.).
Но чаще всего Интернет-банкинг встречается в качестве дополнительной услугой, которую предлагают реально существующие банки. Основателем Интернет-банкинга в России следует считать Автобанк, который уже в мае 1998г. предложил своим клиентам данный вид услуг. 2000г. стал точкой отсчета, когда в России начали появляться банки, предложившие своим клиентам помощь в организации интернет-представительств с полным циклом электронной коммерции. Сегодня их уже больше 100.
Первопричинами использования системы интернет-банка коммерческими банками являются конкуренция, при которой интернет - технологии рассматривались как способ удержания и привлечения клиентов, и эффективность затрат, поскольку распространять и осуществлять банковские услуги через Интернет гораздо проще и дешевле, чем создавать традиционные филиалы, требующие зданий и персонала. По оценкам специалистов, стоимость проведения одной транзакции через банкомат была приблизительно в четыре раза, а транзакции, проведенной через Интернет, - почти в сто раз ниже, чем стоимость транзакции, проведенной вручную в филиале.
1.2 Целесообразность использования систем Интернет-банкинга, конкурентные преимущества перед традиционными банковскими услугами
Впервые банк, обслуживающий клиентов через Интернет, появился в 1995 году. Им был Security First Network Bank. По итогам первого года работы его активы составили 110 млн долларов, ежемесячный прирост капитала — 20%, а количество клиентских счетов превысило десять тысяч. В марте 2001-го японское правительство выдало лицензию на открытие онлайнового банка корпорации Sony. Только за первый месяц работы в нем была открыта двадцать одна тысяча счетов. Успехи американских и японских виртуальных банкиров обусловили тот факт, что летом 2004 года примерно каждый третий банк поддерживал интернет- банкинг.1 В 2005, по данным опроса CNews Analytics, системы Дистанционного банковского обслуживания установили более половины всех российских банков. В этом году без подобных систем останутся лишь единицы.2
88,3% экспертов считают,
что Интернет в настоящее
В связи с расширением банковских услуг, предоставляемых через Интернет, возникает вопрос: «Вытеснит ли интернет - банкинг филиальные сети?»
По мнению А. Висящева, Исполнительного директора Центра Финансовых Технологий, «расширение филиальной сети и развитие услуг интернет - банкинга — это не взаимозаменяемые процессы, а параллельные и направленные на достижение одной, самой главной цели розничного бизнеса любого банка — расширение клиентской базы и увеличение доходности». 4 Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет- банкинг направлен на повышение качества обслуживания клиентов, так как обладает очевидными преимуществами:
Возможность Интернет - банкинга позволяют частным лицам в любое удобное время суток семь дней в неделю, 365 дней в году из любого места совершать большинство банковских операций:
Информация о работе Интернет-банкинг. Его роль и место в развитии банковских услуг