Интернет-банкинг. Его роль и место в развитии банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Сказанное выше и предопределило цель курсовой работы – исследование развития банковских операций на основе Интернет-технологий.
Соответственно раскрытие темы потребовало постановки ряда задач, таких как:
1. Описание сущности интернет-банкинга.
Определить роль Интернет- банкинга в продвижении кредитных продуктов, исследовать преимущества Интернет – банкинга над филиальными сетями, рассмотреть возможности услуги Интернет – банкинга;
Исследовать факторы, «тормозящие» повсеместное распространение Интернет-банкинга со стороны клиентов и со стороны самих банков и оценить перспективы развития Интернет- банкинга в России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………3
Глава I. Теоретические основы Интернет-банкинга
1.1. Возникновение и развитие банковских услуг в Интернете……….………...5
1.2 Целесообразность использования систем Интернет-банкинга……….……….9
Глава II. Анализ осуществления Интернет-банкинга в Российской Федерации
2.1 Исследование рынка Интернет-банкинга в России…………………………16
2.2. Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга……...27
2.3.Перспективы развития Интернет-банкинга…………………………………

Глава III. 3. Использований Интернет-технологий на примере «Альфа-банка»
3.1 Краткая характеристика Альфа-Банка……………………………………….31
3.2 Использования Интернет-технологий в обслуживания физических юридических лиц Альфа-Банка………………………………………...………...34
3.3 Проблемы безопасности использования Интернет-банкинга….…………..37
Заключение…………………………………………………………………....……39
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсач Банк.Дело интернет-банкинг - копия.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)
  1. проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи,
  2. открывать счета,
  3. осуществлять коммунальные платежи,
  4. покупать и продавать валюту,
  5. размещать свободные средства на срочном вкладе,
  6. получать выписки по счетам,
  7. совершать покупки в интернет- магазинах и пользоваться другими услугами.

При этом нет необходимости  в неудобное, как правило, рабочее  время ходить в отделение банка, от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди. Но несмотря на общие  задачи и принципы, в разных банках интернет - сервис бывает разным.

Платежи с помощью  услуг интернет - банкинга производятся как в рублях, так и в иностранной  валюте  и производятся в режиме онлайн.

Тарифы на интернет- банкинг, от банка к банку  сильно отличаются и обычно включают в себя три составляющие: плата за подключение, абонентская плата и комиссии за проведение разного рода платежей. Плата за подключение все реже используется банками и взимается преимущественно за предоставление технических составляющих системы. Абонентская плата практикуется всеми банками, но только в Альфа-банк Экспресс и Ситибанке эта плата взимается не за услугу интернет- банкинга, а за пакет услуг, включающий помимо интернет- банкинга пластиковую карту. Комиссия за проведение платежей обычно включает процент от суммы платежа, но не менее определенной банком минимальной суммы. Например, в Гута- банке такая комиссия составляет 0.2%, но не менее 5 рублей и не более 200 рублей.5

Интернет- банкинг  имеет значительные преимущества как  для клиентов системы, так и для  самих банков, проведение банковских операций с помощью Интернета значительно экономит расходы банков, по сравнению с непосредственным обслуживанием  в филиальных центрах.  Себестоимость интернет- банкинга ниже, чем затраты на обслуживание банкоматной сети. Интернет-банкинг не предполагает расходов на содержание, инкассацию, а также страхование банкоматов. Поэтому Интернет — дешевый канал продаж для банка.

Согласно результатам  опроса на сайте журнала «Интернет. Финансы», в ходе которого задавался  вопрос: "По каким причинам Вы (или ваша компания) не пользуетесь интернет- банкингом? (укажите наиболее важную причину)", выявилось, что услугами интернет- банкинга  не пользуются  участники опроса по следующим причинам:

  1. услуги интернет- банкинга не предлагаются банками, обслуживающие данных клиентов(данная причина была указана 34% опрошенных)
  2. обеспокоенность безопасностью финансовых операций через Интернет – так ответили 21% опрошенных.6

Эти две причины  являются ключевыми на данном этапе  развития интернет- банкинга в России среди клиентов  банков.

Целесообразно выделить причины, которые препятствуют развитию интернет- банкинга в России со стороны банков:

По мнению  Заместителя начальника управления методологии и развития пассивных  и комиссионных операций Внешторгбанка  24 Юлии Китник   это:

  1. правовая среда: законодательством предусмотрена обязательная личная идентификация клиентов банка — как минимум при первом обращении.
  2. налоговая система РФ и функция регулятора Банка России, без изменения которых бурного развития электронного банкинга и сокращения количества стационарных точек продаж банков в ближайшее время нельзя ожидать.

По темпам развития технологий, повышения интернет - грамотности  населения, распространения электронных  технологий и повышения доверия  к виртуальным платежам Россия находится в числе мировых лидеров. Для банков экономическая эффективность электронного обслуживания значительно выше, чем оказание тех же услуг в офисах, поэтому их заинтересованность в развитии этого вида банкинга очевидна.

Интеллектуальный  потенциал российских специалистов нельзя недооценивать. Поэтому очевидно, что Россия будет максимально интегрироваться в мировые стандарты интернет- банкинга, но развитие всё же будет идти с учетом российской специфики. 7

Среди банков, предоставляющих  услуги интернет- банкинга лидером по данным журнала  «Финанс» на январь 2007 года является Внешторгбанк 24, следом идет  Международный Московский Банк, Пробизнесбанк  и т.д. При составлении данного рейтинга учитывались такие критерии как наличие  предоставления клиентам  выписок по счетам, по пластиковым картам,  по кредитным картам, предоставлении информации о задолженности, осуществление внешних рублевых и валютных платежей, погашение кредитов, возможность перевода денег со счета на пластиковую карту и обратно, осуществление внутрибанковского перевода (со счета одного клиента на счет другого), оплата услуг доступа в интернет, услуг операторов сотовой связи, оплата коммерческого телевидения, жилищно-коммунальных услуг, платежи за домашний телефон, оплата покупок в интернет - магазинах,  возможность пополнения электронного кошелька платежных систем.8

В заключении хочу отметить,  что интернет - банкинг в России развивается быстрыми темпами. Уже сейчас значительная часть платежей проводится через интернет. Российские банки  успешно осваивают интернет пространства,   увеличивают количество предоставляемых услуг и улучшают сервис. В перспективе интернет – банкинг в России в    ближайшее время займет достойное место в  денежном обороте, как в Западных странах, так как оплата  и управление счетами с помощью Интернета очень удобна, экономит время клиента и позволяет ему произвести те операции, которые ему необходимы, не выходя из дома или из офиса. К тому же  интернет- банкинг значительно экономит расходы банка.

 

Глава II. Анализ осуществления Интернет-банкинга в Российской Федерации

 

2.1. Исследование рынка Интернет-банкинга в России

За последние годы резко увеличилось количество банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через интернет. Летом 2004 года примерно каждый третий банк поддерживал интернет-банкинг. В 2005, по данным опроса CNews Analytics, системы ДБО установили более половины всех российских банков. В этом году без подобных систем останутся лишь единицы.

Опрос компаний-поставщиков  решений для интернет-банкинга, проведенный CNews Analytics, показал, что на сегодняшний день более половины всех российских банков имеют системы ДБО (дистанционное банковское обслуживание). Правда, это говорит скорее о потенциальной емкости рынка, поскольку многие банки, приобретя лицензии, реально так и не начали использовать системы в работе, либо пока обкатывают их на афилированных компаниях. Тем не менее, все опрошенные CNews Analytics компании отмечаются высокий спрос на решения этого класса. Некоторые из них ежемесячно запускают в промышленную эксплуатацию более 10 систем интернет-банкинга.

Оценка качества услуг интернет-банкинга в России была реализована CNews Analytics на основе как  пользовательского подхода к  исследованию функциональности систем, так и консультаций с банками и разработчиками решений. Для исследования были выбраны 50 крупнейших банков по активам физических и юридических лиц. Проведенная по каждой выборке оценка, помимо предусмотренных системой функциональных возможностей, включала, в числе прочих, такие параметры, как полнота описания системы на сайте банка и возможность ознакомления с демонстрационной версией.

 

 

 

 

 

Качество  услуг интернет-банкинга для физических лиц.

Место

Активы физлиц

Банк

Система

Оценка Cnews

1

4

Альфа-банк

БСС

5

2

41

Гута-банк

Степ Ап

4,9

3

3

Банк Москвы

Бифит

4,8

4-5

11

Автобанк-Никойл

Собственная 
разработка

4,75

4-5

12

Импэксбанк

Собственная 
разработка

4,75

6

25

Северная казна

Собственная 
разработка

4,65

7

 

Росбанк 
(филиалы ОВК)

Собственная 
разработка

4,6

8-9

23

Промсвязьбанк

Собственная 
разработка

4,5

8-9

33

Омскпромстройбанк

Собственная 
разработка

4,5

10

40

Кредит Урал Банк

Бифит

4,3

11

17

АК Барс

БСС

4,1

12

37

Челиндбанк

 

4

13

8

Уралсиб

Асофт

3,8

14-15

34

Югбанк

Faktura.ru

3,7

14-15

22

Сибакадембанк

Faktura.ru

3,7

16

39

Уралвнешторгбанк

CSBI

3,2

17

14

Международный 
московский банк

БСС

3

18

27

МДМ-Банк 
Санкт-Петербург

 

2,75

19-20

31

Менатеп 
Санкт-Петербург

БСС

2,5

19-20

44

Номос банк

БСС

2,5


 

В составленном рейтинге все банки разбиты на группы. В пределах каждой группы объединены финансовые структуры, предоставляющие примерно одинаковый спектр услуг, а разделение внутри группы осуществлялось на основании косвенных факторов, возникающих в процессе ознакомления с системой и консультаций с операторами. Примером влияния таких факторов может служить Автобанк-Никойл, общение с которым возможно только через e-mail.

Стоит отметить, что банки первой группы предоставляют  практически идентичные по функциональности сервисы, различие между которыми невозможно заметить непрофессиональным взглядом. Поэтому именно в этой группе дифференциация основана в первую очередь на качестве и доступности информации о системе на сайте соответствующего банка.

Лидером является Альфабанк с его услугой «Альфа-Банк-Экспресс». Банк позиционирует себя как организацию, работающую с частными клиентами и малыми предприятиями, делая акцент на широком спектре услуг для этой категории. Система ДБО поддерживает не только стандартные операции со счетом, но и такие специфичные для российского интернет-банкинга сервисы, как открытие новых пластиковых карт или оформление кредита. Кроме того, сайт банка содержит исчерпывающую информацию обо всех предоставляемых услугах.

Вторая группа также объединила банки, чьи интернет-сервисы  близки по своим возможностям. От лидирующей пятерки их отличает, в первую очередь, меньший объем дополнительных услуг, предоставляемых банком.

Банки третьей  группы позволяют удаленно производить  только самые основные операции, такие  как просмотр остатка по счету, получение выписок, а также полный спектр услуг по активным операциям.

В последней  группе собраны банки, сайты которых  практически не содержат информации о возможностях дистанционного управления счетом. В Международном Московском Банке система интернет-банкинга была внедрена в 2005 году и на момент проведения рейтинга даже не рекламировалась. При этом Менатеп СПб использует систему уже не первый год, а сайт банка по-прежнему практически не содержал информации о данной услуге.

Рейтинг для  юридических лиц составлялся  по аналогичной схеме. Надо отметить, что одни и те же параметры оценки для частных и корпоративных клиентов имели различный удельный вес. Например, при выставлении оценки качества услуг ДБО для юридических лиц абонентская плата и тарифные планы существенно влияли на положение банка в рейтинге при прочих равных условиях.

Качество  услуг интернет-банкинга для юридических  лиц.

Место

Активы юрлиц

Банк

Система

Оценка Cnews

1

5

Росбанк

Инист

4,9

2

4

Банк Москвы

Бифит

4,85

3

7

Альфа-банк

БСС

4,8

4

33

Гута-банк

Степ Ап

4,7

5

27

Импэксбанк

Собственная 
разработка

4,65

6

37

РосЕвроБанк

БСС

4,4

7

14

Бин-банк

Бифит

4,35

8-9

11

Промсвязьбанк

Собственная 
разработка

4,3

8-9

49

Пробизнесбанк

R-Style

4,3

10

31

Ак Барс

БСС

4,25

11

47

Газэнергопромбанк

БСС

4,20

12-13

48

Стройкредит

Бифит

4,15

12-13

50

Русский генеральный  банк

Бифит

4,15

14-15

34

Россия

Собственная 
разработка

4,1

14-15

24

Всероссийский банк развития регионов

БСС

4,1

16-18

6

Международный московский банк

БСС

3,9

16-18

23

Московский  банк реконструкции и развитития

БСС

3,9

16-18

8

Промышленно-строительный банк

Степ АП

3,9

Информация о работе Интернет-банкинг. Его роль и место в развитии банковских услуг