Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:24, курсовая работа
Сказанное выше и предопределило цель курсовой работы – исследование развития банковских операций на основе Интернет-технологий.
Соответственно раскрытие темы потребовало постановки ряда задач, таких как:
1. Описание сущности интернет-банкинга.
Определить роль Интернет- банкинга в продвижении кредитных продуктов, исследовать преимущества Интернет – банкинга над филиальными сетями, рассмотреть возможности услуги Интернет – банкинга;
Исследовать факторы, «тормозящие» повсеместное распространение Интернет-банкинга со стороны клиентов и со стороны самих банков и оценить перспективы развития Интернет- банкинга в России;
Введение…………………………………………………………………….………3
Глава I. Теоретические основы Интернет-банкинга
1.1. Возникновение и развитие банковских услуг в Интернете……….………...5
1.2 Целесообразность использования систем Интернет-банкинга……….……….9
Глава II. Анализ осуществления Интернет-банкинга в Российской Федерации
2.1 Исследование рынка Интернет-банкинга в России…………………………16
2.2. Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга……...27
2.3.Перспективы развития Интернет-банкинга…………………………………
Глава III. 3. Использований Интернет-технологий на примере «Альфа-банка»
3.1 Краткая характеристика Альфа-Банка……………………………………….31
3.2 Использования Интернет-технологий в обслуживания физических юридических лиц Альфа-Банка………………………………………...………...34
3.3 Проблемы безопасности использования Интернет-банкинга….…………..37
Заключение…………………………………………………………………....……39
Список использованной литературы………………
Источник: CNews Analytics, 2005
Рейтинг для юридических лиц составлялся по аналогичной схеме. Надо отметить, что одни и те же параметры оценки для частных и корпоративных клиентов имели различный удельный вес. Например, при выставлении оценки качества услуг ДБО для юридических лиц, абонентская плата и тарифные планы существенно влияли на положение банка в рейтинге при прочих равных условиях.
Результаты исследования показали, что 30 банков из 63 крупнейших по капиталу юридических и физических лиц оказывают услугу интернет-банкинга. Тем не менее, надо отметить, что только 11 банков, по мнению CNews Analytics, оказывают достойный уровень сервиса на всех стадиях обслуживания, начиная с описания системы на сайте банка и консультаций операторов, и заканчивая предоставляемыми банком функциональными возможностями системы ДБО.
В настоящее
время более 90% всех российских банков
используют системы типа банк-клиент.
Учитывая, что системы интернет-банк-
Особый оптимизм внушает рост популярности систем ДБО среди населения. Например, ежемесячный прирост клиентской базы Импэксбанка составил в 2004 г. 10-14%. У банка «Первое ОВК» (группа "Росбанк") количество пользователей, совершающих активные операции через систему интернет-банк, выросло за 2004 г. на 54%. В прошедшем году клиенты «Первого ОВК» отправили через интернет 161 тыс. платежных поручений на сумму в 32,5 млрд. рублей, тогда как в 2003 г. было отправлено всего 100 тыс. таких поручений.
Современные интернет-технологии позволяют банкам существенно ускорить и упростить документооборот, сократив объем бумажной работы. Управление счетом через интернет позволяет не только экономить время, но и приносит заметную выгоду. Так, некоторые банки снижают тарифы на операции через интернет, другие вводят фиксированную ставку за операцию, а третьи — единую плату за любое число платежных поручений, что особенно выгодно для корпоративных клиентов.
По данным ОТР, в сентябре-ноябре 2006 г. 55% из 200 крупнейших банков России использовали системы типа интернет-клиент. Для сравнения, в 2003 г., по данным CNews Analytics, подобные программные продукты использовало только у 17,5% банков.
Динамика развития российских интернет-банков *
* - количество банков, установивших систему интернет-банкинга
По информации
CNews Analytics, многие банки, уже использующие
отдельные решения интернет-
2.2 Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга
В последнее время
наблюдается отток клиентов из
данных банков. Оказалось, что
главное их преимущество - виртуальность
- является одновременно и
Основной причиной, заставляющей их
расставаться с таким банком, клиенты
называют невозможность человеческого
общения. По общему признанию западных
экспертов, "ахиллесовой пятой" виртуальных
банков является то, что они в силу своей
"виртуальности" не могут полностью
удовлетворить потребности клиента в
общении с банковскими работниками и естественное
"право" клиента на индивидуальный
подход. Как правило, автоматические ответы
виртуального банка на сообщения по электронной
почте мало кого устраивают, а ответов
от клиентской службы приходится ждать
довольно долго. То есть, несмотря на те
удобства, которые может предоставить
клиентам онлайн - банкинг, общество пока
не готово отказаться от живого общения
при решении своих финансовых вопросов.
Специалисты
считают, что виртуальные банки ни в коем
случае не заменят полностью традиционные
банковские филиалы в ближайшие десять
лет, хотя технический прогресс и заставит
предпринять определенные шаги по совершенствованию
системы филиалов... Палитра банковских
услуг состоит из стандартных продуктов,
а также решений, для пользования которыми
необходимы дополнительные разъяснения.
В таких случаях персональный компьютер
пока не рассматривается как средство
предложения услуг. Однако все может измениться,
когда компьютер начнут использовать
в сочетании с видео-телефоном, возможностью
классифицировать документ и идентифицировать
магнитную карточку.
В России
существуют серьёзные проблемы для
развития ДБО. Можно выделить две основные
причины, сдерживающие развитие и использование
электронных денег:
1) невысокая степень доверия к электронным деньгам со стороны потребителей и торговых предприятий;
2) несовершенство самих систем электронных денег.
Недоверие к электронным деньгам со стороны потребителей обуславливается действием следующих факторов:
Во-первых, в отличие от традиционных наличных электронные деньги не являются законным платежным средством. Отсутствие статуса законного платежного средства значительно сужает сферу применения электронных денег, их использование возможно, как правило, лишь в рамках некой локальной системы с ограниченным кругом финансовых институтов и торговых предприятий.
Во-вторых, отсутствие четко проработанного
законодательства относительно выпуска,
обращения и погашения
В-третьих, отсутствие гарантий погашения электронных денег. Хотя традиционные наличные давно потеряли прямую связь с драгоценными металлами (золотом и серебром), являясь по сути фидуциарными, тем не менее, они являются обязательствами государства, по которым отвечает, как правило, национальный центральный банк. Электронные деньги в настоящий момент являются обязательствами частных финансовых институтов, риск банкротства которых гораздо выше, чем государства. В качестве возможного способа решения данной проблемы можно привести пример с компанией E-Gold. В своей практической деятельности эта фирма руководствуется либеральной экономической доктриной, согласно которой валюта должна быть полностью обеспечена товарами в физической форме. Поэтому E-Gold создает некую разновидность золотого стандарта для Интернета. В рамках данного проекта потребители открывают свои онлайновые счета путем покупки золота или других драгоценных металлов по их рыночному курсу. Затем они могут переводить единицы таких металлов, измеренные в весе, на Web-сайт компании E-Gold путем ввода номера счета получателя и пароля. Существенным недостатком такой системы является высокий уровень рыночного риска, которому подвергается данная система. Курс покупки/продажи драгоценных металлов постоянно изменяется, что может привести к финансовым потерям пользователей системы.
В-четвертых, невысокий уровень культуры населения в работе с новейшими технологиями и техникой. Сегодня большая часть населения еще пока не готова воспринять электронные деньги как надежный и удобный платежный инструмент, а также признать необходимость использования электронных денег при осуществлении отдельных платежных операций.
В-пятых, высокий уровень
конкуренции. В данном случае речь идет
о товарно-родовой конкуренции (электронные
деньги конкурируют, прежде всего, с
традиционными наличными и
В-шестых, низкая прозрачность деятельности эмитентов электронных денег. Информация о финансовом положении эмитента, объеме принятых им на себя обязательств, в том числе по выпущенным электронным деньгам, качестве менеджмента зачастую не доступна широкому кругу потребителей. Еще труднее получить информацию о конечных владельцах и бенефициарах эмиссионного института. Нередки случаи когда эмиссионный институт зарегистрирован в оффшорной зоне, как, например, у российской Интернет -системы сетевых денег WebMoney. Все это повышает уровень риска, в том числе кредитный, законодательный, мошенничества, и снижает доверие потребителей к различным системам электронных денег
Наряду с этим существуют недостатки в области безопасности транзакций, хотя Интернет более безопасен по сравнению с другими способами связи и транспорта информации. С точки зрения безопасности транзакций, во всех случаях могут использоваться одинаковые механизмы криптозащиты. Но ситуацию осложняет тот факт, что изначально Интернет не проектировался как защищенная сеть. Поэтому данные, передаваемые через интернет-банк, могут быть легко перехвачены с помощью достаточно быстрых и доступных средств. Кроме того, при проведении транзакций через Интернет возникает дополнительный операционный риск компании, предоставляющей клиенту доступ в Сеть (провайдера). Этот риск может проявиться, например, когда у провайдера отключат электроэнергию или возникнут неисправности с компьютерным оборудованием. Главным фактором риска остается безопасность сетевых операций с банковским счетом.
2.3. Перспективы развития Интернет-банкинга
Число пользователей услуг онлайн-банкинга в мире превысило 200 млн. человек. Согласно прогнозам всемирного банка, эта цифра к 2011 году вырастет до 300 млн., и уровень проникновения услуги в экономически развитых странах превысит 90%.
Как продукт для конечного пользователя, системы дистанционного банковского обслуживания имеют ряд преимуществ перед обычным банковским обслуживанием, а именно:
Почему же обслуживание через системы Интернет-банк и Клиент-банк более перспективны по сравнению с другими способами предоставления ДБО в режиме on-line? Причин несколько, и их имеет смысл проанализировать более детально:
Причина №1.
Рост количества пользователей глобальной сети Интернет.
К 2007 году количество пользователей Интернет в мире достигло почти 1 миллиарда человек против 497,7 млн в конце 2004 года. Об этом говорится в сообщении компании IDC. Количество пользователей Интернет в Европе к концу 2001 года превысило их число в США. По данным ЮС, мировой оборот в области электронной коммерции в 2007 году превысил 1 трлн долларов США.
В то же время количество пользователей Интернет в Россни к 2007 году составил 32 миллиона человек. Таким образом, по сравнению с 2005 годом число пользователей возрастет почти втрое. Количество компьютеров на тысячу россиян при этом возрастет по сравнению с 2005 годом а 2,7 раза - до243-249шгук.
Причина №2.
Рост количества потребителей банковских продуктов и услуг, реализуемых через глобальную сеть Интернет.
Такой бурный рост активных пользователей Интернет позволяет банкам быстрыми темпами увеличивать количество потребителей банковских продуктов и услуг, распространяемых с помощью глобальной сети.
Наиболее интересная ситуация с развитием банковского дела в глобальной сети Интернет сложилась в США. Хотя на долю данной страны и приходится подавляющая часть доходов от электронной коммерции, количество американцев, которые пользовались услугами интернет-банкинга, в 2004 году выросло всего лишь на 17% по сравнению с 2002 г.
При этом в течение первого квартала 2004 г. в 10 крупнейших банках США этими услугами воспользовались 4,6 млн американцев. Как показало исследование, проведенное компанией ipsos-insight, на популярности Интернет-банкинга негативно сказывается недостаточная уверенность пользователей относительно безопасности интернет-транзакций. Практически все американские банки позволяют своим клиентам просматривать текущий баланс, а также осуществлять транзакции по текущему счету через Интернет, но данный сектор растет не такими быстрыми темпами, как прогнозировали аналитики несколько лет назад.1
Очень важен показатель соотношения пользователей Интернет и пользователей систем Интернет-банк. Согласно подсчетам компании jupter research, к концу 2002 года 39% пользователей Интернет (54,1 млн человек) в Европе одновременно являются клиентами систем Интернет-банк. Наиболее высока доля пользователей онлайновых банковских систем в странах Северной Европы. Так, в Швеции этот показатель близок к 54%, тогда как в Греции только около 13%. В 2005 году в среднем по Европе данный показатель составил почти 48%.
Информация о работе Интернет-банкинг. Его роль и место в развитии банковских услуг