Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ системы экономических отношений, складывающихся в процессе лизингового кредитования и их значение для инвестирования в современных условиях хозяйствования.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
изучение исторических предпосылок возникновения лизинга и его развитие на современном этапе рыночной экономики;
рассмотрение теоретических аспектов развития лизингового кредитования;
По типу имущества различают:
– лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т. п.), в том числе нового и бывшего в употреблении;
– лизинг недвижимости (здания, сооружения).
По степени окупаемости имущества лизинг подразделяется:
– лизинг с полной окупаемостью (или близкой к полной), когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества;
– лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее.
В соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации имущества) выделяют финансовый и оперативный лизинг.
1. Финансовый (капитальный, прямой) лизинг представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.
Данный вид лизинга характеризуется следующими основным чертами:
После завершения срока лизингового соглашения (договора) лизингополучатель может купить объект сделки по остаточной (а не по рыночной) стоимости; заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке; вернуть объект сделки лизинговой компании. О своем выборе лизингополучатель должен сообщить лизингодателю. Если в договоре предусматривается соглашение (опцион) на покупку предмета сделки, стороны заранее определяют остаточную стоимость объекта, сдаваемого в лизинг.
2. Оперативный (сервисный) лизинг представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Заключается он, как правило, на 2–5 лет. При оперативном лизинге риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из–за отсутствия гарантии окупаемости затрат. По окончании оперативного лизингового договора лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть оборудование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку по рыночной стоимости.
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, различают:
По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг:
1) с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т. п.
2) без использования льгот.
В зависимости от формы платежа лизинг бывает денежным, компенсационным и смешанным.
Денежный лизинг имеет место, если все платежи производятся в денежной форме. Компенсационный лизинг предусматривает платежи в форме поставки товаров, производимых на используемом оборудовании, или в форме оказания встречных услуг. Смешанный лизинг основан на сочетании денежных и компенсационных платежей, в которых используются элементы бартерной сделки [2, с. 122–127].
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что нет единой классификации видов лизинга. Она может отличаться в зависимости от уровня развития экономики страны, законодательства и многих других факторов. В Беларуси согласно Указа Президента РБ № 465 „О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь», который вышел 24.09.2009 г. “ выделяют финансовый, оперативный (операционный), и возвратный лизинг.
По объему дополнительных услуг также различают чистый , „мокрый“ , раздельный и лизинг по остаточной стоимости .
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В нашей стране органами государственного управления лизинг рассматривается как одна из форм привлечения инвестиций в деятельность предприятий в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, также имеющая широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения и сбыта продукции отечественного машиностроения. За время почти двадцатилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее благоприятных в странах СНГ нормативных баз по этому вопросу. Так, существующие нормы свободной амортизации объекта лизинга (возможность его полной амортизации за год) являются практически беспрецедентными в мировой истории развития лизинговых отношений [10].
Рынок лизинга ‒ один из динамично и успешно развивающихся сегментов белорусского финансового рынка. Прирост рынка лизинга в Беларуси в 2012 году к уровню предыдущего года оценивается в 10%.
Например, в 2011 году состоялась крупная сделка по лизингу вагонов на 1,3 трлн руб. В прошлом году таких отмечено не было. Однако в 2012-м произошло существенное оживление рынка лизинга автомобилей, в том чисел грузовых, легковых, коммерческого транспорта. Это, может быть, несколько компенсировало отсутствие крупных сделок.
В прошлом году на рынке лизинга сложилась довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, на рынок влиял отложенный спрос 2011 года, когда лизинговые компании почти 6 месяцев не заключали новых договоров. С другой стороны, на протяжении всего 2012 года стоимость кредитных ресурсов не опускалась ниже 40% годовых. Лизинг под 45% годовых и выше слабо привлекал потенциальных лизингополучателей. Работали в основном компании, номинировавшие лизинговые платежи в валюте с оплатой белорусскими рублями по курсу Национального банка. В этих сложных условиях белорусским лизингодателям удалось показать положительную динамику, как в национальной, так и в свободно конвертируемой валюте.
Одним из показателей, характеризующих лизинговую деятельность, является объем нового бизнеса. Покажем, как изменялся этот показатель на протяжении последних трех лет (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Объем нового бизнеса в 2010-2012гг.
2010г. |
2011г. |
2012г. | |
Объем нового бизнеса (млрд р.) (млн евро) |
4061,2
1014 |
6877,5
854 |
10600,0
983,5 |
Процент роста к предыдущему году, % |
+100 |
+69 |
+54 |
Доля в общем объеме инвестиций в основной капитал, % |
7,5 |
7,6 |
7,0 |
Доля в ВВП, % |
2,5 |
2,5 |
2,0 |
Примечание – Источник:[11]
Объем нового бизнеса лизинга составил 10 599 238 млн руб. или по средневзвешенному курсу евро за 2012 год – 983,5 млн евро. В рублевом эквиваленте прирост к 2011 году составил 54%, в валютном – 15%. К сожалению, в прошлом году не удалось превысить результат 2010 года в 1 014 млн евро. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась на 0,6% и составила 7,0%. По отношению к затратам, направленным на приобретение машин, оборудования и транспортных средств доля лизинга составила 15,3%. В валовом внутреннем продукте доля лизинга снизилась и составила 2,0% (Таблица 1). Средняя цена договора лизинга выросла с 1,3 млрд рублей в 2011 году, до 1,8 млрд рублей в 2012 году. Средняя стоимость договора лизинга определяется путем отношения объема нового бизнеса и количества новых договоров лизинга.
Покажем изменение
объёма нового бизнеса на
Рисунок 2.1 – Объём нового бизнеса в 2010-2012гг.
Примечание - Источник: [11]
Сравним показатели рынка лизинга нашей страны с аналогичными показателями соседей. Наши российские партнеры прожили 2012 год под знаком ожидания второй волны кризиса, что не могло не сказаться на объемах нового бизнеса. Пока официальных результатов 2012 года нет ни в России, ни в Европе, сравним степень развития лизинга в Республике Беларусь по данным 2011 года. Основным параметром, определяющим степень развития лизинга в стране, является отношение объема нового бизнеса к ВВП. Если сравнить по итогам 2011 года долю лизинга в ВВП у наших партнеров по Таможенному союзу и у наших ближайших соседей, то ситуация следующая: Беларусь (854 млн евро) ‒ 2.5%, Казахстан (228 млн евро) – 0,18%, Россия (18 124 млн евро) – 1,4%; Украина (635 млн евро) – 0,55%. Как видим, уровень «проникновения» лизинга в экономику страны в Республике Беларусь самый высокий среди стран СНГ. Для стран Европы новый лизинговый бизнес достиг 256,6 миллиардов евро, что демонстрирует заметный рост на 7.7 % по сравнению с 237,5 миллиардами в 2010. Поэтому, результаты 2011 года показывают, что лизинговый рынок продолжил свое восстановление, улучшая показатели 2010 года. Среднее отношение объема нового бизнеса к ВВП в странах Европы по итогам 2010 года составило 1,46%. Приведем показатели объема нового бизнеса наших ближайших соседей. В России в 2011 году заключено договоров лизинга на сумму 18 124 миллиона евро, что почти на 65% больше, чем в 2010 году. Украина с 635 миллионами евро показала рост к 2010 году на 258%. Польша превысила показатель 2010 года на 10,6% и достигла объема нового бизнеса в сумме 7 558 миллиона евро.
Как и в предыдущие годы, основную массу договоров, заключенных в 2012 году составили договора финансового лизинга, из них:
– договора сублизинга – 0,3%;
– договора возвратного лизинга – 9,7%;
– договора международного лизинга – 2,3%.
В последние три года высокими темпами рос объем международного лизинга. В 2012 году объем заключенных за год договоров международного лизинга вырос по сравнению с 2011 годом на 66%. Причем, 55,7% договоров заключено с резидентами СНГ и 44,3% – с резидентами дальнего зарубежья.
Вторым важным показателем рынка является объем лизингового портфеля на конец отчетного года. Рассмотрим динамику его изменения (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Объем лизингового портфеля в 2010–2012гг.
Показатели |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
Объем лизингового портфеля (млрд р.) |
5640 |
10974 |
16137 |
Рост к предыдущему году |
36 |
95 |
47 |
Отношение величины лизингового портфеля к объему нового бизнеса |
1,39 |
1,60 |
1,52 |
Примечание – Источник: [11]
На 1 января 2012 года суммарный объём обязательств лизингополучателей составил 16 136 826 млн рублей. Рост к 1 января 2011 года составил 47%. Отношение величины лизингового портфеля к объёму нового бизнеса характеризует динамику роста лизинга. По итогам 2012 года этот параметр составил 1,52 раза
В 2012 году продолжилось снижение уровня просроченной задолженности с 13% в 2009 году до 8% в 2011 и 4,8% в 2012 году. Основная масса задолженности приходится на лизинг сельскохозяйственной техники по госпрограммам.
Больше всего договоров заключили лизингодатели города Минска –
86,6%, рост к 2011 году – 53%, на втором месте лизингодатели Брестской – 6,0%, рост – 126%, и замыкают тройку лидеров лизингодатели Гомельской области – 3,7%, рост – 50%.
Если на протяжении последних десяти лет устойчивой тенденцией было снижение доли банков–лизингодателей в общем объеме лизинговых операций, то 2012 год стал в этом плане исключением. В 90–е годы банки–лизингодатели контролировали около 75% рынка лизинга, в 2007 – 39%, в 2011 – 4%. В 2012 году банки нарастили объемы 2011 года на 983% и заняли на рынке лизинга нишу в 25,5%.
Сохранилась сложившаяся в 2011 году структура предметов лизинга (таблица 2.3)
Таблица 2.3 ‒ Распределение по видам предметов лизинга
Виды предметов лизинга |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Здания и сооружения, % |
10,3 |
6,4 |
6,6 |
Машины и оборудование, % |
48,6 |
31,4 |
33,7 |
Транспортные средства, % |
40,9 |
62,1 |
59,0 |
Остальное, % |
0,6 |
0,3 |
0,7 |
Примечание – Источник: [11]
Доля лизинга транспортных средств составила 59,0% рынка, машины и оборудование – 33,7%, здания и сооружения – 6,6% и прочее – 0,7% .
В связи с увеличением доли банков на рынке лизинга, несколько изменилась и структура источников финансирования лизинговых операций:60% составили заемные средства и 40% – собственные.
По итогам 2012 года отчетность предоставили 166 компаний. По итогам 2011 года отчетность была предоставлена 174 компаниями. В то же время в 2011 году было уточнение, что на конец года продолжали свою работу лишь 154 лизинговые компании [12].
Информация о работе Комплексный анализ системы экономических отношений