Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ системы экономических отношений, складывающихся в процессе лизингового кредитования и их значение для инвестирования в современных условиях хозяйствования.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
изучение исторических предпосылок возникновения лизинга и его развитие на современном этапе рыночной экономики;
рассмотрение теоретических аспектов развития лизингового кредитования;
Только по этим компаниям объем нового бизнеса составил 4 069 млрд (или по курсу на 30.09.2013 – 332 млн евро).
Если сравнивать этот показатель с показателем за аналогичный период 2012 года, рост составил 30% в белорусских рублях и 17% в валюте.
На лицо как рублевое, так и валютное увеличение рынка. Этот показатель даже выше показателя за 2012 и 2011, когда проводились аналогичные исследования. Тогда было 14% роста. Рынок показывает тенденцию к постоянному росту, который наблюдался на протяжении всех лет существования лизинга, как экономического явления в Республике. Может быть, за исключением 2011 года, который показал небольшое снижение.
Эксперты также отмечают, что в этом году произошло существенное увеличение числа договоров международного лизинга. Если за весь 2012 год объем договоров международного лизинга составил 190 млрд белорусских рублей, то за январь–сентябрь 2013 года этот показатель превысил цифру в 812 млрд. Рост в 4,2 раза.
Можно также отметить, что существенную часть портфеля лизинговых компаний составляет лизинг компаниям–экспортерам товаров и услуг. Это, к примеру, предприятия нефтеперерабатывающей, строительной, пищевой, лесозаготовительной отраслей. Дорогостоящее оборудование для таких производств, как правило, приобретается у зарубежных производителей.
Таким образом можно сделать вывод о том, что рынок лизинга является одним из динамично и успешно развивающихся сегментов белорусского финансового рынка. Прирост рынка лизинга в Беларуси в 2012 году к уровню предыдущего года оценивается в 10%.
За время почти двадцатилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее благоприятных в странах СНГ нормативных баз по этому вопросу. В связи с кризисом 2011г. на рынке лизинга была сложная ситуация, однако в 2012г. положение улучшилось. Также стоит отметить, что уровень «проникновения» лизинга в экономику страны в Республике Беларусь самый высокий среди стран СНГ и составил 2,5% в 2011г. Существенной особенностью в 2012г. стало резкое увеличение доли банков‒лизингодателей в общем объёме лизинговых операций. Они заняли 25,5% лизингового рынка.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВОГО КРЕДИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Лизинговая отрасль в Беларуси является одной из самых динамично развивающихся отраслей и наименее подверженной экономическим колебаниям, которые периодически сотрясают нашу республику и связаны с финансами.
Но это есть ряд причин: и хорошая законодательная база, и большой приток иностранных инвестиций, которые присутствуют в лизинговой отрасли и делают ее более-менее стреccоустойчивой [15].
Также можно отметить, что лизинг в Беларуси признан одним из самых эффективных финансовых инструментов рынка, предоставляя возможность своевременно обновить основные производственные фонды, повысить востребованность и конкурентоспособность продукции, одновременно снизив налоговое бремя и существующие оперативные издержки [16].
Ситуация у нас в стране сложилась таким образом, что рынок лизинга, как в законодательном плане, так и в плане практических осуществлений лизинговых операций, рос в очень тесном контакте и взаимодействии с государственными органами управления нашей страны, которые формировали законодательную базу.
Одним из главных идеологов создания этой базы являлось Министерство экономики. В 2013 году контроль за лизинговой отраслью перешел к Национальному банку Беларуси, но по мнению профессионалов взаимодействие лизингодателей и власти останется таким же конструктивным, как и в предыдущие годы.
Сегодня законодательная база четко делится на 2 крупных блока нормативно-правовых актов, которые регулируют взаимоотношения по лизингу в Беларуси и по международному лизингу.
Среди основных действующих актов: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Постановление Совета Министров РБ №865 от 04.06.2010 «Положение о лизинге». На текущий момент все лизинговое сообщество ожидает выхода Указа о некоторых вопросах регулирования лизинговой деятельности, проект которого уже прошел все инстанции и сейчас находится на подписи в Администрации Президента Республики Беларусь [15].
В связи с тем, что лизинг в нашей стране поддерживается на государственном уровне, то при совершении операций имеется некоторые льготы, в частности, налоговые, которые позволяют значительно минимизировать затраты по обслуживанию имеющегося долга за арендуемое имущество. Поддержка лизинговых отношений на государственном уровне неминуема. Производственным предприятиям лизинг помогает реализовать свою продукцию и выжить в условиях кризиса. Учитывая то, что каждый участник лизингового соглашения фиксирует свои налоговые обязательства перед государственным и местным бюджетами и способствует их пополнению, следует считать целесообразным вложение какой-то части средств в поддержку предпринимательства в создание фирм лизингодателей.
Формально являясь арендой с дальнейшим переходом права собственности, лизинг в Беларуси несколько напоминает обычный банковский кредит, относящий в то же время организацию платежей по его погашению не только на амортизацию, а на всю себестоимость, предоставляя при этом длительную рассрочку с явными налоговыми преференциями.
В непростых условиях хозяйствования, когда многие юридические лица сталкиваются с ограниченностью денежных средств на закупку нового оборудования и обновление транспортного парка, а оформление кредита даже со значительной процентной ставкой может быть затруднено или растянуто во времени, лизинг даст возможность комфортно и оперативно решить подобные задачи [16].
Вполне логично, что на фоне негативных новостей из финансового сектора лизинг должен также показать отрицательную динамику по каким-то показателям. Правда, есть и несколько моментов, которые способны улучшить общую статистику:
1) Беларусь на фоне
снижения экспорта автотехники
в Россию в этом году
2) Увеличились поставки белорусских тракторов
и комбайнов по лизинговым схемам субъектам
хозяйствования в нашей стране [15].
Одним из показателей устойчивости лизинговой отрасли в Беларуси является ежегодный прирост иностранных инвестиций. Этот факт, наряду с относительно высокой доходностью и высокой степенью защиты капитала в лизинговых сделках, вселяют уверенность в иностранных инвесторов.
Однако существуют некоторые сложности при использовании лизинга. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться лизингодателям и лизингополучателям, по большей части не являются специфичными и отражают проблемы экономики страны в целом. К их числу можно отнести следующие:
Во-первых, лизинг в Беларуси доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Физические лица не могут быть ни лизингополучателями, ни лизингодателями.
Во-вторых, в Беларуси дорогие кредиты. С одной стороны это побуждает лизингодателей устанавливать сроки договоров в среднем до 3-х лет ‒ долгосрочные договора не выгодны. С другой ‒ высокие ставки по лизингу отпугивают тех, кто хотел бы таким образом расширить автопарк своей компании. Приобретение техники в кредит — это привычно и понятно, но зато лизинг предлагает возможности, которыми не располагает кредитование. Например, при лизинге не придется уплачивать дополнительные комиссионные сборы, которые обычно добавляют банки к кредитам.
В-третьих, прошлогодняя нехватка валюты больно ударила по многим. Лизингодателям и лизингополучателям тяжело по сей день. Нацбанк принял 13-го ноября постановление №577 «О предоставлении кредитов в иностранной валюте», которое сильно затрудняет белорусским лизинговым компаниям финансирование проектов в иностранной валюте, поставщиками предметов лизинга в которых являются резиденты Республики Беларусь. Преимущества в этом случае у лизингодателей, располагающими иностранными кредитными линиями для финансирования проектов финансового лизинга.
В-четвертых, международные лизинговые сделки имеют ярко выраженный белорусский колорит в нашей стране и существенно отличаются от аналогичных в Западной Европе и России.
Например, возможны серьезные штрафные санкции в случае, если лизингополучатель допустил ошибки при оформлении режима таможенного ввоза по объекту лизинга или при выплате налогов. При этом уплата лизинговых платежей становится возможной только после полного погашения штрафов. Чтобы обезопасить в первую очередь свои интересы, белорусские лизингодатели педантично отслеживают каждый этап движения объекта лизинга и его отражение в бухучете лизингополучателя [16].
Правила лизинга, которые существуют в Беларуси сегодня, в ряде случаев классифицируют договора по международному лизингу как куплю-продажу в рассрочку, а это уже другие таможенные и налоговые правила – без положенных сделкам лизинга льгот.
Международный лизинг в Беларуси находится под угрозой изменений белорусской правовой базы, которые время от времени происходят. Белорусские лизингодатели их постоянно отслеживают. Белорусские лизингополучатели часто узнают о них с задержкой и реагируют не всегда своевременно. Кроме того, белорусский рынок существует под воздействием административно-командной системы и потому для иностранных компаний он зона повышенного предпринимательского риска. Неустойчивая белорусская экономика вынуждает изобретать нетрадиционные схемы для обеспечения гарантий – стандартному договору лизинга должен сопутствовать ряд документов (поручительство, залог и др.). То есть принятые в мире схемы в Беларуси надо усложнять и обеспечивать дополнительными мерами финансовой безопасности [17].
Рост лизинга в Республике Беларусь замедляет низкий уровень финансового менеджмента большинства предприятий, а также неразвитость самой лизинговой инфраструктуры, причины которой, в свою очередь, обусловлены национальными особенностями рынка заимствований.
2011 год показал, насколько
благополучие лизинговой
Одна из самых серьезных проблем для участников рынка на сегодняшний день – это проблемы с ресурсной базой. Они не в состоянии привлечь ресурсы на срок, близкий к сроку полезного использования объекта лизинга – то есть на 5-7 лет. Это практически нереально. Крайне важно в период кризиса на финансовом рынке иметь дело не с одним банком, а с несколькими. Но даже это не решит проблему полностью. Чтобы снизить зависимость от колебаний с ликвидностью в банковском секторе, нужно брать деньги и из других источников, - например, делать корпоративные заимствования за рубежом. Пока только лишь несколько белорусских лизинговых компаний в той или иной мере используют практику облигационных займов.
Лизинговым компаниям, имеющим хороший сбалансированный портфель из ликвидных активов, проще выходить на рынок капитала, чем предприятиям реального сектора. Важным моментом является то, что любые корпоративные облигации по белорусскому законодательству обеспечиваются залогом, поручительством, банковской гарантией или страховкой.
К сожалению, многие руководители, особенно государственных предприятий, до сих пор слабо представляют, что такое лизинг, и зачем он нужен. Обилие программ по поддержке госпредприятий не способствует появлению заинтересованности в лизинговом кредитовании. Лизинг по коммерческим ставкам им невыгоден, поэтому основным клиентом для лизинговых операторов остается малый и средний бизнес [18].
Белорусские лизингодатели всегда стремились работать с крупным и средним бизнесом – малые предприятия никогда не считались на рынке выгодными клиентами. И это понятно: крупные компании располагают более прозрачной и достоверной отчетностью, кредитной историей и, конечно, опытом. То есть, с точки зрения инвестора, их риски ниже и, что немаловажно, необходимые таким предприятиям инвестиции, как правило, существенно больше, чем средства, в которых заинтересованы индивидуальные предприятия и небольшие фирмы. А значит, доходность лизингового оператора от работы с крупным клиентом также выше.
Согласно оценке Нацбанка, лизинг в Беларуси развивается исключительно за счет присутствия на нем банков - через создание и кредитование лизинговых компаний, а также непосредственное оказание лизинговых услуг.
Кроме того, по мнению экспертов Нацбанка, белорусским лизинговым компаниям требуется увеличить финансовый потенциал. Это возможно, если какой-либо государственный орган возьмет на себя контроль за финансовой устойчивостью лизинговых компаний.
В обоснование своего мнения эксперты Национального банка рассмотрели четыре возможных пути увеличения финансового потенциала лизинговой отрасли:
Последний путь считают наиболее реалистичным. Для его реализации потребуется принятие мер, среди которых приобретение лизинговыми компаниями статуса финансовых посредников. В результате банки будут оценивать кредитоспособность лизинговых компаний не по аналогии с субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность, а как финансовых посредников. Нацбанк готов осуществить необходимые меры.
Информация о работе Комплексный анализ системы экономических отношений