Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа
Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д.
Методы стабилизации денежного оборота. Денежно-кредитные реформы и методы их проведения ……………………………………………... 3
Сущность банковского процента, его функции и значения ………….. 12
Кредитно-финансовая система, её структура и характеристика …….. 19
Список источников использованной литературы ……...………………… 31
Содержание:
Список источников использованной литературы ……...………………… 31
1. Методы стабилизации денежного оборота.
Денежно-кредитные реформы и методы их проведения
Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д. В частности, в условиях развитых рыночных отношений можно эффективно поддерживать макроэкономическую сбалансированность и обеспечивать стабильный экономический рост посредством чисто монетарных методов регулирования. Если же существует значительная общая и структурная несбалансированность экономики, что характерно, например, для развивающихся стран, то использование преимущественно финансовых и денежно-кредитных инструментов антиинфляционной политики будет способствовать лишь поддержанию функционирования национального хозяйства при существующих диспропорциях, а достигнутая с их помощью стабилизация денежного обращения будет носить временный и неустойчивый характер, поскольку многие инфляционные факторы в этом случае находятся вне финансовой и денежно-кредитной сфер.
Необходимо отметить, что проводимая государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь адекватные механизмы реализации на уровне хозяйствующих субъектов, обеспечивающие её эффективность. Если институты рыночной конкуренции и экономической ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной политики с целью ограничения совокупного спроса будет не столько побуждать экономических агентов снижать издержки производства и соответственно цены на свою продукцию, сколько приведёт к сокращению производства и спаду деловой активности.
Многофакторность
Схема 1. Методы стабилизации денежного оборота
Их конкретный набор и иерархия определяются исходя из особенностей протекания инфляционного процесса в стране. Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых диспропорций, которые заключают в себя потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими антиинфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольное регулирование экономики, направленное на поддержание ценовой конкуренции на внутренних рынках, на противодействие лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.
В сфере финансов антиинфляционные мероприятия направлены на сокращение дефицита государственного бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования относится снижение государственных расходов, в том числе объёмов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов.
Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, т.е. повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых косвенных льгот, сокращение необлагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Всё это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления в объём инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платёжеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.
С целью снижения темпов инфляции проводится рестрикционная денежно-кредитная политика, включающая ограничение эмиссии Центрального банка, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объёма кредитования в национальном хозяйстве и темпов роста денежной массы. К примеру, Центральный банк может прибегнуть к повышению учётной и ломбардной ставок, увеличению нормы обязательных резервов, расширению операций по продаже ценных бумаг и девиз на открытом рынке, политике прямого количественного ограничения кредитов коммерческих банков и т.д. Центральный банк может также предпринимать меры по стимулированию роста объёмов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведёт к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении.
Мероприятия государства
по антиинфляционному
С контролем над ценообразованием
тесно связана так называемая политика доходов, целью которой является ограничение
платёжеспособного спроса населения,
а объектом формально выступают все виды
доходов населения (реально же, как правило,
она ограничивается мерами по контролю
за номинальной заработной платой). Её
применение аргументируется значительной
ролью в развитии инфляции фактора роста
издержек производства и прежде всего
заработной платы, при этом профсоюзы
рассматриваются как своего рода монополисты
на рынке труда, которые необоснованно
повышают цену рабочей силы. Для вмешательства
в первичное распределение доходов государство
может использовать централизованную
систему заключения трудовых соглашений,
в которых оговариваются помимо прочего
темпы роста заработной платы; административно-
Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, т.к. негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Они характеризуются малой эффективностью с позиций сдерживания инфляции, а с отменой ограничений зачастую происходит нейтрализация сдерживающего эффекта за счёт ускорения роста цен. В связи с этим в рамках политики доходов с целью ограничения роста заработной платы и цен всё чаще применяются фискальные инструменты регулирования уровня доходов – налоги, государственные субсидии и прочие.
При необходимости наряду с использованием рассмотренных методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов прибегают также к средствам валютной политики, в частности к повышению курса национальной валюты, ограничению притока в страну «горячих денег» и т.п. Например, при наличии значительного активного сальдо платёжного баланса ревальвация валюты приводит к относительному удешевлению импортных товаров, способствует уменьшению совокупного спроса и снижению деловой активности вследствие сокращения экспорта, т.е. оказывает рестрикционное воздействие. Ограничение притока краткосрочных иностранных капиталов в страну также сдерживает расширение внутреннего денежного оборота. Однако следует иметь в виду, что поддержание завышенного обменного курса при продолжающемся возрастании внутренних цен и ухудшении платёжного баланса может привести к значительному снижению конкурентоспособности национальных товаров и вытеснению их импортными, а при исчерпании валютных резервов – к вынужденной девальвации национальной денежной единицы, усугубляющей кризисное состояние экономики.
В условиях угрозы развития
или протекания гиперинфляции некоторые
страны прибегают к жёсткой
Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике и в прошлом и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. При существенных отличиях отдельных её вариантов все они заключают три основные цели:
1) Первая идея – рыночные отношения являются единственным средством по извлечению всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки;
2) Вторая, центральная идея – широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики;
3) Третья идея – переход от государственной к рыночной экономике - неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.
Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период её огосударствления от рыночных структур, особенно, от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает симулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующие дефициты. В результате параллельно идут процессы - насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведёт к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жёсткие меры: замораживание заработной платы, проведение денежной реформы и т.д. Всё это заметно увеличивает социально-экономические издержки «шоковой терапии». [3; c. 128]
Упорядочение и стабилизация
денежного обращения может
Итак, реформирование организации
денежного обращения в стране
обычно осуществляется либо путём образования
новой денежной системы, либо путём
частичных изменений
К частичным изменениям денежной системы относят изменение порядка эмиссии и обеспечения национальной денежной единицы, введение в оборот наряду с обесценившейся национальной валютой твёрдо обеспеченных денежных знаков («параллельной валюты») и постепенное расширение сферы их обращения, временное блокирование (полное или частичное) средств предпринимателей и населения на банковских счетах и другие формы стабилизации денежного обращения в стране.
Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учёта и расчётных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т.д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства по внешнеэкономической сфере.