Контрольная работа по "ДКБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д.

Содержание работы

Методы стабилизации денежного оборота. Денежно-кредитные реформы и методы их проведения ……………………………………………... 3
Сущность банковского процента, его функции и значения ………….. 12
Кредитно-финансовая система, её структура и характеристика …….. 19
Список источников использованной литературы ……...………………… 31

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ДКБ.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Методы стабилизации денежного оборота. Денежно-кредитные реформы и методы их проведения ……………………………………………... 3
  2. Сущность банковского процента, его функции и значения ………….. 12
  3. Кредитно-финансовая система, её структура и характеристика …….. 19

Список источников использованной литературы ……...………………… 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методы стабилизации денежного оборота.

Денежно-кредитные  реформы и методы их проведения

 

Задача поддержания  стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д. В частности, в условиях развитых рыночных отношений можно эффективно поддерживать макроэкономическую сбалансированность и обеспечивать стабильный экономический рост посредством чисто монетарных методов регулирования. Если же существует значительная общая и структурная несбалансированность экономики, что характерно, например, для развивающихся стран, то использование преимущественно финансовых и денежно-кредитных инструментов антиинфляционной политики будет способствовать лишь поддержанию функционирования национального хозяйства при существующих диспропорциях, а достигнутая с их помощью стабилизация денежного обращения будет носить временный и неустойчивый характер, поскольку многие инфляционные факторы в этом случае находятся вне финансовой и денежно-кредитной сфер.

Необходимо отметить, что проводимая государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь адекватные механизмы реализации на уровне хозяйствующих субъектов, обеспечивающие её эффективность. Если институты рыночной конкуренции и экономической ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной политики с целью ограничения совокупного спроса будет не столько побуждать экономических агентов снижать издержки производства и соответственно цены на свою продукцию, сколько приведёт к сокращению производства и спаду деловой активности.

Многофакторность инфляционного  процесса, как правило, обусловливает необходимость применения целого комплекса стабилизационных мер как монетарных, так и общеэкономических (схема 1).

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Схема 1. Методы стабилизации денежного оборота

 

Их конкретный набор  и иерархия определяются исходя из особенностей протекания инфляционного  процесса в стране. Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых диспропорций, которые заключают в себя потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими антиинфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольное регулирование экономики, направленное на поддержание ценовой конкуренции на внутренних рынках, на противодействие лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.

В сфере финансов антиинфляционные мероприятия направлены на сокращение дефицита государственного бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования относится снижение государственных расходов, в том числе объёмов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов.

Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, т.е. повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых косвенных льгот, сокращение необлагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т.п. Всё это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления в объём инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платёжеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

С целью снижения темпов инфляции проводится рестрикционная денежно-кредитная политика, включающая ограничение эмиссии Центрального банка, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объёма кредитования в национальном хозяйстве и темпов роста денежной массы. К примеру, Центральный банк может прибегнуть к повышению учётной и ломбардной ставок, увеличению нормы обязательных резервов, расширению операций по продаже ценных бумаг и девиз на открытом рынке, политике прямого количественного ограничения кредитов коммерческих банков и т.д. Центральный банк может также предпринимать меры по стимулированию роста объёмов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведёт к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении.

Мероприятия государства  по антиинфляционному регулированию  процессов ценообразования носят административный характер и могут быть направлены на контроль над ценами в государственном секторе экономики, который способствует сдерживанию роста общего уровня цен; законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д. Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочной перспективе и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов.

С контролем над ценообразованием тесно связана так называемая политика доходов, целью которой является ограничение платёжеспособного спроса населения, а объектом формально выступают все виды доходов населения (реально же, как правило, она ограничивается мерами по контролю за номинальной заработной платой). Её применение аргументируется значительной ролью в развитии инфляции фактора роста издержек производства и прежде всего заработной платы, при этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Для вмешательства в первичное распределение доходов государство может использовать централизованную систему заключения трудовых соглашений, в которых оговариваются помимо прочего темпы роста заработной платы; административно-законодательное установление пределов роста заработной платы; косвенное ограничение заработной платы посредством использования различного рода экономических стимулов и санкций (например, ставок налога), регулирование заработной платы в государственном секторе и другие формы контроля.

Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, т.к. негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Они характеризуются малой эффективностью с позиций сдерживания инфляции, а с отменой ограничений зачастую происходит нейтрализация сдерживающего эффекта за счёт ускорения роста цен. В связи с этим в рамках политики доходов с целью ограничения роста заработной платы и цен всё чаще применяются фискальные инструменты регулирования уровня доходов – налоги, государственные субсидии и прочие.

При необходимости наряду с использованием рассмотренных  методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов прибегают также к средствам валютной политики, в частности к повышению курса национальной валюты, ограничению притока в страну «горячих денег» и т.п. Например, при наличии значительного активного сальдо платёжного баланса ревальвация валюты приводит к относительному удешевлению импортных товаров, способствует уменьшению совокупного спроса и снижению деловой активности вследствие сокращения экспорта, т.е. оказывает рестрикционное воздействие. Ограничение притока краткосрочных иностранных капиталов в страну также сдерживает расширение внутреннего денежного оборота. Однако следует иметь в виду, что поддержание завышенного обменного курса при продолжающемся возрастании внутренних цен и ухудшении платёжного баланса может привести к значительному снижению конкурентоспособности национальных товаров и вытеснению их импортными, а при исчерпании валютных резервов – к вынужденной девальвации национальной денежной единицы, усугубляющей кризисное состояние экономики.

В условиях угрозы развития или протекания гиперинфляции некоторые  страны прибегают к жёсткой антиинфляционной политике, известной под названием шоковая терапия. Её суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно «замораживаются» заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Безусловно, в силу своей жёсткости политика «шоковой терапии» весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста. [4; c. 162-167]

Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной  практике и в прошлом и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. При существенных отличиях отдельных её вариантов все они заключают три основные цели:

1) Первая идея –  рыночные отношения являются  единственным средством по извлечению всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки;

2) Вторая, центральная  идея – широкое использование  свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики;

3) Третья идея –  переход от государственной к рыночной экономике - неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.

Эффективность методов  «шоковой терапии» в решающей степени  зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период её огосударствления от рыночных структур, особенно, от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает симулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующие дефициты. В результате параллельно идут процессы - насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведёт к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жёсткие меры: замораживание заработной платы, проведение денежной реформы и т.д. Всё это заметно увеличивает социально-экономические издержки «шоковой терапии». [3; c. 128]   

Упорядочение и стабилизация денежного обращения может осуществляться путём проведения денежных реформ. В широком смысле слова под денежной реформой понимают переход от одной денежной системы к другой, т.е. введение в оборот новой денежной единицы, а в узком смысле - частичные изменения денежной системы. Денежная реформа может быть направлена как на изъятие из обращения избыточной денежной массы, так и на создание условий для становления и развития новой денежной системы, но в любом случае она носит в той или иной степени конфискационный характер. Необходимо учитывать, что как средство борьбы с инфляцией денежная реформа не является самодостаточным мероприятием и для достижения долговременных положительных результатов должна проводиться параллельно с ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и сопровождаться антикризисными мерами, направленными на предотвращение спада производства.

Итак, реформирование организации  денежного обращения в стране обычно осуществляется либо путём образования  новой денежной системы, либо путём  частичных изменений действующей, в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, политической ситуации в стране и других факторов. В первом случае проводится нуллификация, т.е. объявление обесценившихся денег недействительными, потерявшими силу законного платёжного средства. Нуллификация часто сопровождается девальвацией, при которой старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу. Исходя из степени обесценения денежной единицы и экономической ситуации обмен может осуществляться различными способами – по единому соотношению независимо от суммы обмениваемых денег, по дифференциальному соотношению, в пределах установленного лимита и т.д.

К частичным изменениям денежной системы относят изменение  порядка эмиссии и обеспечения  национальной денежной единицы, введение в оборот наряду с обесценившейся национальной валютой твёрдо обеспеченных денежных знаков («параллельной валюты») и постепенное расширение сферы их обращения, временное блокирование (полное или частичное) средств предпринимателей и населения на банковских счетах и другие формы стабилизации денежного обращения в стране.

Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учёта и расчётных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т.д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства по внешнеэкономической сфере.

Информация о работе Контрольная работа по "ДКБ"