Контрольная работа по "ДКБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д.

Содержание работы

Методы стабилизации денежного оборота. Денежно-кредитные реформы и методы их проведения ……………………………………………... 3
Сущность банковского процента, его функции и значения ………….. 12
Кредитно-финансовая система, её структура и характеристика …….. 19
Список источников использованной литературы ……...………………… 31

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ДКБ.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Выбор промежуточных  целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий. Основные подходы к регулированию уровня цен в рамках западных экономических доктрин представлены на схеме 1.2.

 

 

 

 

Схема 1.2. Подходы к антиинфляционному  регулированию в рамках  
западных экономических теорий


 

Кейнсианская концепция регулирования экономики исходит из того, что современное развитое рыночное хозяйство неконкурентно, нестабильно, склонно к стагнации, характеризуется перенакоплением основного капитала и недоиспользованием факторов производства. В связи с этим кейнсианцы полагают, что необходимо активное регулирование экономических процессов со стороны государства. По их мнению, основным фактором, определяющим уровни производства, занятости и цен является совокупный спрос, складывающийся из расходов государства, предпринимателей и населения и в основном не зависящий от предложения денег (т.е. количества денег в обращении), так как для поведения экономических агентов характерно недостаточное расходование своих доходов. Таким образом, увеличение денежной массы на стадии «умеренной» инфляции не вызывает повышение цен, а приводит к снижению ставки ссудного процента и соответственно к увеличению объёмов инвестиций, вследствие чего растут занятость и национальный доход.

Сторонники данной теории допускают возможность развития «умеренной» инфляции с целью расширения «эффективного» спроса, но признают опасность «истинной» инфляции. В целях ограничения совокупного спроса они предлагают использовать главным образом методы фискальной политики – повышение налоговых ставок, сокращение государственных расходов и дефицита госбюджета, поскольку они оказывают прямое и значительное воздействие на совокупные расходы. Кроме того, рекомендуется применение «политики доходов».

Методы денежно-кредитной  политики, по мнению кейнсианцев, гораздо менее эффективны, т.к. денежным факторам в этой концепции отводится пассивная роль и влияние денежной массы на уровень цен представляется опосредованным и неоднозначным. Считая, что динамика национального дохода и, следовательно, спрос на деньги и совокупные расходы зависят от уровня инвестиций, а не от предложения денег, сторонники кейнсианской теории в качестве объекта денежно-кредитного регулирования рассматривают ставку ссудного процента, поскольку полагают, что именно она влияет на динамику инвестиций.

Монетаристы, напротив, придают денежным факторам первостепенное значение и считают, что основной причиной изменения уровня цен в долгосрочном плане являются колебания денежной массы, которые определяют совокупный спрос. По их мнению, избыточное денежное предложение, вызывающее инфляцию, возникает вследствие непродуманных мероприятий государства в денежной сфере, в частности, в результате чрезмерной эмиссии и дефицитного финансирования с целью стимулирования экономического роста. При этом несовершенное субъективное государственное регулирование общественного хозяйства препятствует нормальному функционированию рыночных стихийных механизмов саморегулирования экономики. Отсюда делается вывод о необходимости значительного ограничения влияния государства на протекание экономических процессов.

Сторонники монетаристской концепции рассматривают денежно-кредитную  политику как основной инструмент антиинфляционного  регулирования. В качестве объекта регулирования выступают темпы роста денежной массы, которые должны соответствовать прогнозируемому увеличению ВНП, т.е. спросу на деньги со стороны национального хозяйства. Ограничение денежного предложения достигается путём лимитирования эмиссии Центрального банка и проведения им политики кредитной рестрикции. Помимо этого для удержания денежной массы в необходимых пределах монетаристы рекомендуют сокращать дефицит госбюджета путём ограничения государственных расходов (в частности, на социальные нужды) и увеличения ставок налогов.

Теория «экономики предложения», как и монетаризм, нацелена в первую очередь на борьбу с инфляцией (в отличие от кейнсианства), однако в ней антиинфляционные мероприятия направлены не на лимитирование денежного предложения путём регулирования темпов возрастания денежной массы, а на увеличение совокупного предложения, т.е. стимулирование роста реального объёма производства. Являясь сторонниками свободного рынка, экономисты, придерживающиеся этой теории, выступают за ограничение государственного регулирования экономики. Они считают, что рост совокупного предложения сдерживается фискальными мероприятиями правительства и в целях снижения инфляции рекомендуют уменьшение предельных налоговых ставок на доходы и прибыль, перенесение центра тяжести на косвенные налоги, сокращение расходов госбюджета на социальные нужды, жилищное строительство, образование и т.д.

Концепция «неоклассического синтеза» соединяет в себе подходы к антиинфляционному регулированию уже рассмотренных и других экономических теорий. Предлагается гибкое сочетание разнообразных денежных инструментов (но более осторожное их применение), свободное маневрирование в денежно-кредитной политике от кредитной экспансии к кредитной рестрикции и наоборот, использование как методов государственного регулирования, так и стихийных рыночных механизмов стабилизации. Выбор необходимых антиинфляционных мероприятий в каждый конкретный период зависит от движения цикла: например, в фазе подъёма рекомендуется преимущественное применение монетаристских инструментов воздействия, а в фазе спада или кризиса – кейнсианских. [4; c. 167-171]

При применении золотой  денежной единицы воздействие государства  на величину её покупательной способности  имело сравнительно ограниченное значение. С одной стороны, государство  следило за соответствием фактического веса золотых монет их установленному весу, чему способствовал контроль за чеканкой монет. С другой стороны, государство принимало меры по обеспечению беспрепятственного обмена бумажных денежных единиц на золото. Государство оказывало влияние на курс национальной валюты, в том числе и с помощью регулирования экспортно-импортных и других внешнеэкономических отношений.

Что же касается регулирования  массы денег в обороте, то в  подобных условиях необходимость в  таких мерах была крайне ограничена, поскольку деньги, обладавшие собственной стоимостью, беспрепятственно уходила из оборота в накопление и при необходимости возвращалась из накопления в оборот.

Значительно возрастает значение государственного регулирования  массы денег в обороте при применении не разменных на золото денежных знаков и при широком развитии безналичного денежного оборота. Это обусловлено во многом тем, что при утрате непосредственной связи денежной единицы с золотом появились возможности чрезмерного увеличения массы денег в обороте со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями, в том числе в виде возникновения повышенного платёжеспособного спроса, что отражалось, при прочих равных условиях, на обесценении денежной единицы, снижении её покупательной способности.

Воздействие государства  на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост платёжеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы. Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры, направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения денежной единицы.

В условиях, когда в  налично-денежном и безналичном  оборотах функционируют, как правило, кредитные деньги, существует реальность использования возможностей кредитной системы по ограничению объёма денежной массы в интересах поддержания устойчивости денежной единицы. [5; c. 118]    

2. Сущность  банковского процента, его функции  и значение

 

Процент за кредит – плата за пользование ссужаемой стоимостью. Процент за кредит – экономическая категория, свойственная ряду экономических формаций, основанных прежде всего на товарно-денежных отношениях. Конкретной основой возникновения процента является движение ссужаемой стоимости, т.е. кредитные отношения. Процент не является обязательным атрибутом кредита, но вне кредитных отношений он не функционирует, более того он выступает как движущийся мотив развития кредитных отношений. Процент отражает экономические отношения, возникающие на базе кредита. Субъектами этих отношений являются кредитор и заёмщик, выступающие соответственно как получатель и плательщик процента. Отношения кредитора и заёмщика, фиксируемые категорией процента, устойчивы и постоянно воспроизводятся поскольку реализуются интересы участников кредитной сделки. Интересы каждой из сторон противостоят друг другу, однако реализованы они могут быть только через друга. Эффект от использования кредита становится условием (источником) оплаты предоставляемых кредитором ссуд и позволяет реализовать интерес заёмщика суммой средств, оставшейся после уплаты процента. Объектом отношений по поводу процента могут быть только доходы, полученные от использования кредита. Отношения двух сторон не сложатся, если одна сторона (кредитор) не получит части доходов в виде процентов, а другая сторона (заёмщик) не удовлетворит через ссуду своих интересов в получении доходов.

Отношения по поводу процента специфичны по сравнению с отношениями по поводу кредита. Если кредит предполагает движение стоимости от кредитора к заёмщику на началах возвратности, то уплата процента характеризует передачу определённой части стоимости без получения эквивалента. Уплата процента характеризует движение стоимости в одну сторону, в сторону кредитора, его сумма полностью переходит к субъекту – получателю процентной суммы. Право владения суммой процента переходит о заёмщика к кредитору, в то время как при кредите право собственности не уступается, стоимость (кредит) передаётся заёмщику на временное пользование и по истечении определённого срока осуществляется возврат к своей исходной точке. Для кредита характерно авансирование средств, в то время как уплата процента означает завершение кругооборота стоимости, передачу определённой суммы средств от заёмщика к кредитору. В отношении по поводу кредита и процента различно начало движения стоимости. Движение ссужаемой стоимости начинается от кредитора к заёмщику, уплата процентов идёт в обратном направлении – от заёмщика к кредитору. Различие состоит и в качественно ином размере движущейся стоимости. Если кредит на своей завершающей стадии – это возврат стоимости в полной его сумме предоставления, то процент – движение в виде особого приращения к ссуде.

Процент как  экономическая категория имеет свою сферу функционирования и влияния. Прежде всего он выполняет функцию перераспределительную – перераспределяет часть доходов между субъектами хозяйствования, между собственниками в пользу тех или других. Является основой формирования доходов кредитных учреждений и через платежи их в бюджет поступает частично в распоряжение государства. Процент за кредит выполняет также функцию регулирующую: оказывает регулирующее воздействие на производство путём распределения ссудных капиталов между предприятиями, отраслями, а также в составе инструментов денежно-кредитной политики. Третья функция процента – сохранение ссудного фонда. Сохраняется не только первоначальный размер кредитных ресурсов, но и обеспечивается его увеличение за счёт разности между процентами, получаемыми кредитором, и процентами, уплачиваемыми им. Стоимость, вернувшаяся от заёмщика к кредитору, не теряет своих качеств. Сохраняя благодаря проценту свои потребительские свойства, она готова вступить в новый оборот и наряду с другими экономическими инструментами активно воздействовать на общественное развитие.

Недостаточная развитость кредитного рынка в республике определяет выражено индивидуальный характер процентной политики коммерческих банков. Это  проявляется в усиленной дифференциации процентных ставок по банкам в зависимости от типа и размеров последних, местности, клиентуры и прочих обстоятельств, имеющих действительно индивидуальную природу. На процентную ставку влияют факторы внешние и внутренние. К внешним факторам принадлежат состояние кредитного рынка, характер государственного регулирования деятельности коммерческих банков, включая налогообложение. К внутренним факторам относится прежде всего оценка банком степени риска по вложениям средств в зависимости от характера ссудозаёмщика, вида, сроков пользования и величины ссуды.

При всём богатом разнообразии особенностей может быть выделено общее базовое начало процентной политики банков. Таким фундаментом выступают денежно-кредитная политика государства и влияние на уровень рыночной цены процента со стороны Центрального банка.

Государство, Центральный  банк оказывают воздействие на уровень  ставок коммерческих банков, используя меры как директивного, так и косвенного регулирования. К первым можно отнести ограничение верхнего уровня ставок, разницы между процентами (маржи) и др.

Наиболее действенными инструментами косвенного воздействия  выступают: уровень резервных требований Центрального банка, объём, условия и цена предоставляемых коммерческим банкам кредитов; нормативы ликвидности. К факторам косвенного воздействия на уровень ставок относится и система налогообложения банков. Изменение ставок налогообложения прямо воздействует на уровень процентных ставок; чем она выше – тем выше процентные ставки за кредит, и наоборот. Увеличение нормативов резервных требований Центрального банка ведёт также к росту уровня ставок за кредит.

Прямое регулирование (установление) размера (предела) процентных ставок со стороны Центрального банка  по пассивным (активным) операциям коммерческих банков может привести к:

– усилению конкуренции на рынке кредитных ресурсов, ограничению возможности их привлечения;

– необходимости увеличения уставного фонда;

– сокращению объёмов  кредитования за счёт сокращения рисковых кредитов;

– росту ставок по кредитам первоклассным заёмщикам.

Продажа централизованных кредитных ресурсов Национальным банком на аукционных началах под высокий  процент приводит к «удорожанию» кредитов коммерческих банков для клиентуры.

Процент выступает главным  образом в виде денежного платежа. Используется в качестве орудия регулирования денежного обращения, развития коммерческого расчёта, меры экономического воздействия на должника и на кредитора.

Различают следующие  основные виды процентов за кредит (схема 2.1.):


 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2.1. Виды процентов [4; c. 421-424]

 

Процентная ставка определяется в соответствии с конкретными  условиями использования ссудного капитала и является объектом денежного и кредитного регулирования со стороны Центрального банка. При этом величина процентных ставок способствует либо притоку денежного капитала на внутренний рынок с денежных рынков других стран, либо её оттоку. Поэтому мобильность денежного капитала на этих рынках очень высокая, а его движение между различными национальными денежными рынками отражается в процентных ставках. Техническим средством для выравнивания различных национальных процентных ставок служит так называемый процентный арбитраж. Однако перемещение денежных средств определяется не столько процентным арбитражем, сколько колебаниями валютных курсов.

Информация о работе Контрольная работа по "ДКБ"