Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа
Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д.
Методы стабилизации денежного оборота. Денежно-кредитные реформы и методы их проведения ……………………………………………... 3
Сущность банковского процента, его функции и значения ………….. 12
Кредитно-финансовая система, её структура и характеристика …….. 19
Список источников использованной литературы ……...………………… 31
Во-первых, существует законодательное разделение функцией Центрального банка и всех остальных банков. На практике это порождает двухуровневую банковскую систему. Центральный банк как верхний уровень данной системы выполняет такие важные функции, как:
– эмиссия наличных платёжных средств;
– банк банков, осуществление регулирования деятельности банков;
– банкир правительства;
– денежно-кредитное регулирование экономики.
Банки второго уровня обеспечивают посредничество в кредите и инвестировании, в платежах и других банковских услугах. Посредническая деятельность банков уменьшает степень риска и неопределённости в экономике как внутри страны, так и за её пределами. Концентрируя в своих руках основную часть ссудного капитала, банки несут главную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота.
Во-вторых, Центральный банк не конкурирует с коммерческими и другими банками страны, находящимися на нижестоящем уровне кредитной системы. Деятельность Центрального банка направлена на реализацию экономической политики правительства, на достижение общегосударственных целей.
В-третьих, Центральный банк контролирует и регулирует деятельность коммерческих и других банков, кредитных организаций. Следует отметить, что во всех странах банковская деятельность относится к наиболее контролируемой сфере предпринимательской деятельности. Контроль направлен на поддержание ликвидности банков и защиту интересов вкладчиков и инвесторов.
Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства. Как эмиссионный банк он монопольно осуществляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства имеет с ним тесные связи, консультирует его, проводит определённую денежно-кредитную политику, увязанную с экономической политикой правительства. Центральный банк является банком всех остальных банков страны. [2; c. 73-74]
Согласно статье 11 «Валюта денежных обязательств» Банковского кодекса Республики Беларусь:
Денежные обязательства на территории Республики Беларусь должны быть выражены в официальной денежной единице Республики Беларусь (белорусском рубле).
В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме. Эквивалентной определённой сумме в иностранной валюте или в условных (расчётных) денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчётных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон.
Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платёжных инструкций в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь. [1; статья 11]
Мировой практике известны различные модели построения центральных банков, их организационной структуры. В банковских системах стран с развитой рыночной экономикой Центральный банк занимает особое место. Он не только наделён правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита, хранит официальные золотовалютные резервы, но и выступает как орган государственного регулирования экономики.
В большинстве стран центральные банки являются государственными. Но даже в тех случаях, когда Центральный банк формально не принадлежит государству (например, Федеральная резервная система США; Швейцарский национальный банк) или государство владеет лишь частью капитала (например, в Банке Японии) его действия строго регламентированы государственными законами.
Коммерческие банки представляют, по существу, посредническую организацию, которая аккумулирует свободные денежные средства юридических и физических лиц и направляет их с учётом спроса другим участникам общественного производства. В такой посреднической роли банк одновременно выступает и как заёмщик, и как кредитор. В качестве посредников коммерческие банки выступают так же как организаторы денежных расчётов между экономическими субъектами.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели банковских систем. Они отличаются характером взаимоотношений банков с корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.
По характеру взаимоотношений банков с промышленностью различают две модели:
1) «открытого рынка»;
2) «корпоративного регулирования»
По первой модели между банками и корпорациями нет тесных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банковскими услугами одновременно в нескольких банках. Банки не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заёмщиков, которые обеспечат наиболее выгодное и менее рискованное использование банковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где в законодательном порядке запрещено установление тесных экономических взаимоотношений банков с промышленностью. Банки не могут приобретать в собственный портфель корпоративные ценные бумаги и совершать посреднические операции с ними. Для привлечения дополнительного капитала корпорации чаще прибегают к облигационным займам, чем к банковскому кредиту.
Для модели «корпоративного регулирования», наоборот, характерно наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпорациями. Банки могут выступать и как прямые акционеры предприятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые передают банкам ещё и право своего голоса. Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.
В Японии, например, у промышленников или торговой корпорации есть свой банк. Однако в основе их взаимоотношений лежат не столько кредитные, сколько так называемые «неформальные» отношения. Так, банк может быть акционером своего клиента и владеть до 5% капитала компании, назначать своего представителя в Совет директоров, аудиторов. По поручению своего клиента банк может в интересах корпорации осуществлять определённые операции с ценными бумагами, валютой.
По уровню специализации
различают универсальную и спец
Операции с корпоративными ценными бумагами осуществляют специализированные инвестиционные банки. Для предоставления указанных ограничений в таких странах создаются банковские холдинги, которые осуществляют операции как на кредитном рынке, так и на рынке капиталов.
В странах континентальной Европы (например, в Германии, Швейцарии) получила развитие универсальная модель банковской системы, допускающая сочетание в деятельности банков краткосрочного кредитования с инвестициями. Через универсальные банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего размещение ценных бумаг частных корпораций. Однако это не значит, что универсальные банки подменяют собой фондовую биржу. Традиционная фондовая биржа в таких странах сохраняется. Она носит публично-правовой характер, что обеспечивает равный доступ к биржевым сделкам широкому кругу предпринимателей.
Универсальные коммерческие банки выполняют, по некоторым оценкам, от 100 до 300 видов операций. Наличие универсальных банков не исключает наличия в банковской системе специализированных банков.
К специализированным банкам относятся:
– ипотечные банки;
– инвестиционные банки;
– ссудо-сберегательные банки;
– банки финансирования жилищного строительства и другие.
Специализированные банки
обслуживают узкую сферу
Ипотечные банки предоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бумаг – закладных листов или ипотечных облигаций, обеспеченных залогом недвижимости. В настоящее время ипотечные кредиты предоставляются, главным образом, под залог строений и сооружений и направляются на жилищное строительство, а также на создание и реконструкцию собственности, приносящей доход (магазинов, мастерских, складов и т.п.). Но ещё в начале XX в. ипотечные кредиты носили преимущественно непроизводительный характер и использовались на покупку земли, предметов личного потребления и т.п.
Инвестиционные банки. Их основной функцией является размещение на рынке акций и облигаций, выпущенных промышленными и торговыми компаниями. Свои ресурсы инвестиционные банки формируют путём выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков, главным образом под залог размещаемых ценных бумаг. Инвестиционные банки часто входят в состав банковских холдингов или являются дочерними обществами крупных финансовых компаний, оказывающих широкий спектр финансовых услуг.
При предложении ценных бумаг на продажу (надписании ценных бумаг) инвестиционные банки могут действовать либо как принципалы, либо как агенты. Инвестиционный банк, выступающий в качестве принципала, даёт твёрдое обязательство купить весь новый выпуск ценных бумаг и, таким образом, отвечает за их последующую продажу на рынке. Принципал получает вознаграждение, равное разнице между ценой этих бумаг у эмитента и ценой, по которой он разместил их на рынке. Принципалы могут нести значительные убытки, если продать весь выпуск новых ценных бумаг на рынке не удаётся.
Если инвестиционный
банк выступает в роли агента, то
он заключает с эмитентом
Ссудо-сберегательные банки аккумулируют доходы и сбережения населения и предоставляют ссуды на потребительские нужды. Они могут быть образованы как на основе частной собственности (например, взаимосберегательные банки в США), так5 и в форме публично-правовых организаций (сберегательные кассы и общественные строительно-сберегательные кассы в Германии, сберегательные кассы во Франции и т.п.).
Подавляющее большинство банков в странах с развитой рыночной экономикой организованы в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью и основаны на частной собственности. Наряду с ними в банковской системе присутствуют и государственные кредитные учреждения, а также банковские организации, основанные на кооперативной собственности (на началах взаимной ответственности).
Государственные кредитные учреждения создаются для финансирования определённых государственных программ и решения других задач общегосударственного значения. К ним относятся банки реконструкции и развития, экспортно-импортные, сельскохозяйственные банки и т.п., учреждаемые государством в целях финансирования программ реконструкции экономики и оказания помощи частному сектору. Большую часть своих ресурсов государственные банки получают из бюджета страны, а также в виде кредитной помощи от иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. В их операциях преобладают долгосрочные займы. Они активно проводят гарантийные и поручительские операции. Получение прибыли не является целью этих банков. Вся прибыль направляется на развитие их операций или перечисляется в бюджет. По мере либерализации экономики и уменьшения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь роль таких кредитных учреждений в развитых странах сокращается.
В развивающихся странах государственные кредитные институты не только существуют, но и постоянно расширяют свои операции. С их помощью государство направляет кредитные ресурсы в те сферы экономики, развитие которых имеет важное социально-экономическое значение, но куда частный капитал идёт неохотно в силу повышенных рисков либо низкой рентабельности.
К государственным кредитным
учреждениям можно отнести публ
Кооперативные банки (кредитные кооперативы) – кредитные организации, основанные на кооперативной собственности их членов. Они выполняют ограниченный круг банковских операций . Цель их деятельности – не получение прибыли, а удовлетворение потребностей членов кредитного кооператива в банковских услугах. Кредитные кооперативы обслуживают мелких субъектов хозяйствования (торговцев, ремесленников, мелких промышленников, фермеров) и индивидуальных вкладчиков. Ресурсы этих банков могут формироваться и за счёт крупных коммерческих банков и Центрального банка. Кредиты ими предоставляются только членам кооперации.
Специфической формой частных банков являются банкирские дома (банкирские конторы) – кредитные организации, принадлежащие одному лицу, реже – одной семье. [2; c. 74-79]