Контрольная работа по "ДКБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX века, когда автоматический регулятор денежного обращения был заменён государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т.д.

Содержание работы

Методы стабилизации денежного оборота. Денежно-кредитные реформы и методы их проведения ……………………………………………... 3
Сущность банковского процента, его функции и значения ………….. 12
Кредитно-финансовая система, её структура и характеристика …….. 19
Список источников использованной литературы ……...………………… 31

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ДКБ.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с классическими  представлениями изменение процентных ставок происходит под воздействием нормы прибыли. Фактически же уровень ставок стихийно устанавливается в зависимости от спроса и предложения ссудного капитала. В свою очередь, спрос и предложение определяются многими факторами, в частности фазой развития экономики, политикой центральных банков, внешними факторами и т.д.

Существует также ряд  факторов, влияющих не столько на спрос  и предложение, сколько на величину ставок процента:

1) ожидаемые темпы  инфляции;

2) кредитные риски;

3) налоги;

4) движение валютного  курса и др.

В то же время как практика государств с развитой рыночной экономикой, так и практика Республики Беларусь, свидетельствует о неоднозначном характере движения ставок процента в современных условиях, поэтому устоявшиеся представления о связи процентных ставок с вышеупомянутыми экономическими факторами не имеют систематического подтверждения. В частности, характерной особенностью современной денежно-кредитной системы стран Западной Европы является то, что тенденции средней нормы прибыли к понижению противостоит регулирование процентных ставок согласно уровню инфляции с целью сохранения реальной стоимости сбережений вкладчиков. В определённой мере это характерно для Республики Беларуси. Во многих странах с рыночной экономикой процентная ставка выступает как измеритель степени доходности финансовой операции.

Процентные (учётные) ставки, устанавливаемые Центральными банками, представляют собой один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется внутренняя и внешняя экономическая политика. Поэтому основой ставок денежного рынка является официальная учётная ставка (фиксируемая) или текущие ставки по операциям Центрального банка. Эти ставки почти всегда ниже других ставок денежного рынка, поскольку операции по учёту Центральным банком коммерческих векселей практически не сопряжены с риском.

Коммерческие банки  устанавливают ставки процентов, ориентируясь на учётные ставки, принятые в Центральных банках своих стран. При этом крупные банки определяют минимальные или лучшие ставки по ссудам, предоставляемым первоклассным заёмщикам.

Повторюсь, что важное значение в структуре процентных ставок имеют проценты по вкладам банковских клиентов. Проценты, выплачиваемые банками их клиентам, всегда существенно ниже процентов по кредитам (за счёт этой разницы формируется один из главных источников банковской прибыли – процентная маржа).

Современные монетарные теории различают  реальные и номинальные ставки процента. Реальными процентными ставками считаются номинальные ставки, скорректированные на темпы инфляции.

Для стран с развитой рыночной экономикой характерна множественность процентных ставок, основу которых составляют ставки по самым распространённым и ликвидным краткосрочным операциям, применяемым коммерческими банками для рефинансирования.

Величина и стабильность процентных ставок зависит, например от:

– финансового положения кредитного учреждения;

– конъюнктурных колебаний, влияющих на состояние рынка денежных капиталов и т.п.

В зависимости от обстоятельств  процентные ставки иногда неоднократно изменяются (в сторону снижения и повышения) даже в течение года. Так, в развитых государствах тенденция к снижению процентных ставок в летний период связаны с уменьшением в это время спроса на кредит. В то же время неизменное повышение процентных ставок к концу года свидетельствует о приближении рождественских праздников, необходимости приобретения подарков, что соответственно приводит к увеличению спроса на кредит.

Процентная политика находит своё выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок. При  открытой экономике уровень и  динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряжённость кредитного рынка и воздействие внешних факторов. Процент имеет многовековую историю. Характерно, что самая высокая и самая низкая процентные ставки были зарегистрированы в XX-м столетии. Так, в 20-х годах в Германии процент по кредиту достигал в условиях гиперинфляции 10000% в год. Самая же низкая ставка была зарегистрирована в Нью-Йорке в период мирового экономического кризиса 30-х годов и составила 0,1% в год.

Процентная политика является одним  из важнейших и в то же время  достаточно сложных инструментов регулирования банковской деятельности. При этом основные принципы построения шкалы процентных ставок должны исходить из:

– состояния спроса и предложения  на кредитные ресурсы;

– сроков хранения;

– величины депозитов;

– темпов инфляции и т.д.

Практически во всех странах процентная политика является предметом регулирования со стороны государства. Несмотря на то, что во многих странах рыночной экономики процесс установления, например, процентов по вкладам «отпущен» (банки свободны в формировании процентов), тем не менее происходит косвенное регулирование путём:

– установление официальной учётной  ставки;

– количественных ограничений, означающих потолки ставок, прямое ограничение  кредитования, периодическое «замораживание»  процентных ставок;

– налогообложения доходов по процентам и т.д.

Рыночный процесс формирования процентных ставок является достаточно сложным. Так, средний уровень процента как рыночная величина зависит от:

– спроса и предложения денег;

– от развитости денежного рынка;

– источников свободных денег (с  точки зрения сроков их высвобождения);

– заёмщиков средств (их кредитоспособности, надёжности в возврате заёмных средств) и др.

Политика процентных ставок предусматривает в основном содействие достижению трёх целей, во-первых, благоприятствовать росту экономики путём установления умеренно низких процентных ставок на кредиты, во-вторых, сдерживать инфляцию, в-третьих, обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках посредством установления умеренно повышенных процентных ставок. Первая цель оправдывает понижение процентных ставок на денежном рынке, вторая и третья оправдывают их рост. Разрешение данного противоречия частично достигается путём проведения селективной (выборочной) политики процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

Регулирующие функции  политики процентных ставок проявляются  как:

1) регулирование уровня  сбережений и инвестиций;

2) регулирование уровня  деловой активности;

3) воздействие на уровень  инфляции.

В настоящее время  существует множество видов процентных ставок в зависимости от характера и длительности кредита, объекта кредитования, платёжеспособности заёмщика и т.д. Можно, например, выделить официальную учётную (дисконтную) ставку, ставку денежного и финансового рынков, процент на банковский кредит и на ценные бумаги, дебиторские и кредиторские ставки.

Между различными видами процентных ставок существует определённая связь и взаимозависимость. Так, ставки денежного рынка на краткосрочные кредиты непосредственно отражаются на базовой банковской ставке, на основе которой банки определяют цену предоставляемых ссуд, дифференцированных по видам заёмщиков. При этом зависимость между ставками на краткосрочные и долгосрочные кредиты имеет наибольшее значение для крупных и средних предприятий, поскольку обусловливает их инвестиционную политику. Поскольку изменение ставок на денежном рынке зависит от экономической политики правительства, то Центральный банк выступает на этом рынке как в качестве кредитора, так и заёмщика кредитных ресурсов. Тем самым он может оказать давление на соотношение спроса и предложения на кредитные ресурсы и, соответственно, на уровень процентных ставок денежного рынка.

К политике процентных ставок разные экономические школы подходят неодинаково. Так, кейнсианцы до начала 70-х годов текущего столетия придавали политике процентных ставок решающую роль как в обеспечении экономического роста, так и в регулировании сбережений и инвестиций. В данной ситуации Центральный банк ориентируется на норму процента как наиболее действенный инструмент, поскольку его можно относительно легко регулировать и контролировать путём интервенций на денежном рынке. Поэтому в течение продолжительного времени уровень и норма процентной ставки рассматривались как основная промежуточная цель денежно-кредитной политики и её регулирования. Однако с начала семидесятых годов теорией и практикой норма процента постепенно отвергается как фундаментальный инструмент денежно-кредитного регулирования вследствие возрастания темпов инфляции. В данном случае центральные банки и, соответственно, коммерческие банки вынуждены были устанавливать процент на уровне, который не стимулирует экономическую активность хозяйствующих субъектов. При этом повышение нормы процента не всегда вызывает быстрое снижение спроса на кредит и тем самым продлевает повышение цен.

Стабилизация инфляционной ситуации приводит к тому, что процентные ставки сохраняют свою значимость как:

– общий индикатор  ориентации денежно-кредитной политики;

– показатель напряжённости  кредитного рынка и инструмент его  регулирования;

– инструмент регулирования макроэкономических параметров (темпов экономического роста, инфляции, сбережений, инвестиций);

– инструмент защиты валютного  курса (влияние переливов международных капиталов и кредитов, а также возникновение дефицита платёжного баланса). [6; c. 292-295]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кредитно-финансовая  система,  
её структура и характеристика

 

Согласно Статье 4. «Основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь» Банковского  кодекса Республики Беларусь:

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь – составная часть единой государственной экономической политики.

Правовой основой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. [1; статья 4] 

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений и организаций, осуществляющих эти отношения. Каждому этапу развития экономики соответствует своя кредитная система, которая должна отвечать реальным потребностям общественного производства. В свою очередь, господствующие формы и механизмы хозяйствования могут как способствовать развитию и совершенствованию кредитной системы, так и препятствовать этому.

Кредитная система призвана мобилизовать имеющиеся в обществе свободные денежные капиталы и доходы и предоставлять их во временное пользование и за плату хозяйствующим субъектам, населению и государству.  
[2; c. 69]

Кредитная система  характеризуется:

– совокупностью банковских и иных кредитных учреждений;

– правовыми формами  организаций;

– подходами к осуществлению  кредитных операций (схема 3.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 



 


 

 

 

 







 

 

 


 

 

 

 

Схема 3.1. Организационная  структура кредитной системы

 

В соответствии с такой  организацией кредитных отношений  образуются два основных звена кредитной  система:

1) банковские учреждения, формирующие банковскую систему;

2) парабанковские учреждения, формирующие парабанковскую систему.

Банковская система  представлена банками и другими  учреждениями банковского типа (например, учётными домами), парабанковская система  – специализированными кредитно-финансовыми  и почтово-сберегательными учреждениями.

Кредитная система состоит  из соответствующих организованных звеньев, иерархической структуры составляющих её элементов:

– центрального управляющего звена;

– низовых (функциональных) органов.

В целях координации  деятельности низовых звеньев управляющий орган должен осуществлять:

1) надзор за функционированием  кредитных учреждений;

2) анализ деятельности  кредитных учреждений и её  направление в нужное русло, с тем, чтобы обеспечить:

– бесперебойность и  надёжность функционирования кредитной системы;

Информация о работе Контрольная работа по "ДКБ"