Кредитная система: сущность, функции, механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть понятие кредитной системы России, механизм ее функционирования, а также перспективы ее развития в России.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования кредитной системы страны;
- оценить состояние кредитной системы в современных условиях развития экономики страны;
- изучить особенности регулирования кредитной системы страны;
- исследовать перспективы развития кредитной системы страны в связи со вступлением России в ВТО.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты функционирования кредитной системы
страны...........................................................................................................................6
1.1 Сущность кредитной системы и ее роль в экономике страны................6
1.2 Механизм кредитной системы страны....................................................15
2. Оценка состояния кредитной системы в современных условиях
развития экономики страны.....................................................................................20
2.1 Анализ состояния кредитной системы страны......................................20
2.2 Основные тенденции в деятельности российских кредитных
учреждений................................................................................................................24
3. Особенности регулирования кредитной системы и перспективы ее
развития в России......................................................................................................28
3.1 Особенности денежно-кредитного регулирования в стране................28
3.2 Перспективы развития кредитной системы страны в связи со
вступлением России в ВТО......................................................................................35
Заключение......................................................................................................43
Список использованных источников............................................................46
Приложение А - Состояние кредитной системы России на 1 декабря
2012 г..........................................................................................................................49
Приложение Б - Основные показатели развития банковской системы РФ
в 2005 -2010 гг............................................................................................................50

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

В качестве присущих системе  проблем были выделены низкая капитализация банковского сектора, недостаточная надёжность и недостаточное доверие населения, ряд региональных и структурных диспропорций в экономике, макроэкономическая нестабильность, отсутствие ясной стратегии развития, высокая концентрация, институциональные проблемы в экономике и др.

Финансово-экономический  кризис, обусловленный комплексом внешних и внутренних причин,  вызвал резко сокращение притока капитала в банки, увеличил стоимость заимствования за рубежом, привёл к банкротству ряда банков, дестабилизировал экономику в целом, что привело к росту ставок по выдаваемым кредитам и, соответственно, к сокращению кредитования.

Недостаток ликвидности и «длинных» пассивов банковской системы ухудшил возможности банков по выдаче кредитов, а рост просроченной задолженности угрожает вызвать вторую волну банковского кризиса. Принятые регулятором и правительством меры позволили смягчить последствия, однако выйти на докризисные темпы роста все еще не удается, неопределенность остается высокой. Сложность прогнозирования во много объясняется тем, что состояние банковского сектора сейчас зависит от состояния экономики РФ в целом и ситуации на мировых рынках.

Таким образом, банковский сектор в России развивается, и будет развиваться еще на протяжении многих лет. Портфель банковских услуг пополняется все новыми, инновационными видами. И никакие кризисы не разрушат сложившуюся в России банковскую систему. Этого не допустят как руководители самих банков, так и государство в целом. Развитие конкурентоспособности среди банков, долгосрочное и среднесрочное планирование и усовершенствования в банковском законодательстве приведут к стабилизации банковской системы в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

3.1 Особенности  денежно-кредитного регулирования  в стране

Разработка денежно-кредитной  политики Банком России проводится в  соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год [18, с. 33].

С помощью кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Кредитная политика реализуется  косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита) [9, с. 179].

В условиях рыночной экономики  в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Политика денежно-кредитной  рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования.

Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной  политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В общем случае, основными  целями денежно-кредитной политики государства являются:

- регулирование экономической активности агентов экономических отношений;

- достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

- создание безинфляционной экономики.

К преимуществам денежно-кредитной  политики следует отнести:

- быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);

- независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" приводятся основные следующие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени [21, с. 129].

Рассмотрим основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет свою политику по отношению  к коммерческим банкам.

Как уже упоминалось, возможны два направления денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:

- дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);

- регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);

- операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые  решает центральный банк на том или  ином этапе развития страны. Так, в  современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции (рис. 3). Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг [10, с. 176].

Рисунок 3 - Динамика изменения ставки рефинансирования в России                                 с 2002 по 2011 год [17]

Формулировка понятия  рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций”.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке                  [21, с. 132].

Большинство центральных  банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования  используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы относятся  к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут  иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований.

- текущее регулирование банковской ликвидности;

- текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Исторически возникновение  системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может  использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

Одним из элементов системы  резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно  отражает процесс регулирования  денежной массы и ликвидности  банковской системы.

Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширять  денежную массу посредством активизации  кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением  инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение  кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее  время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики.

Операции на открытом рынке – сделки по покупке или  продаже ценных бумаг центральным  банком на открытом рынке. Под открытым рынком понимается совокупность финансовых посредников (банков, страховых, инвестиционных компаний и пр.), совершающих операции с государственными ценными бумагами. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков [21, с. 178].

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают  прямое воздействие на объем свободных  ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета, и таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свою кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Информация о работе Кредитная система: сущность, функции, механизм