Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:19, дипломная работа
Цель работы – анализ функционирования рынка кредитных карт и их роли в денежном обороте Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены задачи, такие как:
- Изучение истории развития пластиковых карт в России;
- Изучение нормативно – правовой документации относительно операций с использованием платежных банковских карт;
- Анализ рынка пластиковых карт в банке ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
- Изучение перспектив развития и проблем рынка пластиковых карт в Российской Федерации».
Введение 5
1 Теоретические аспекты функционирования рынка пластиковых карт в России
1.1 История развития пластиковых карт в России 7
1.2Правовое регулирование операций с использованием платежных банковских карт 10
1.3 Классификация банковских карт в банке «Русский Стандарт» 16
2 Анализ рынка кредитных пластиковых карт на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт» 19
2.1 Анализ использования пластиковых карт в ЗАО «Банк Русский Стандарт»19
2.2 Анализ конкурентоспособности банковских карт ЗАО «Банк Русский Стандарт» в Новосибирске 26
2.3 Анализ рентабельности кредитных операций с использованием банковских карт 29
3 Перспективы развития и проблемы рынка кредитных карт в России 33
3.1 Проблемы российского рынка кредитных карт 33
3.2 Разработка путей решения проблем рынка кредитных карт в России 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения
Итак, в предыдущей главе, был выявлен ряд проблем, присущих рынку пластиковых карт в России. Теперь рассмотрим все возможные меры и решения этих проблем.
Форма организации финансового рынка, как правило, это конгломерат профессиональных участников в форме платежных систем всех размеров. Таким образом, регулирование рынка платежных карт требует комплексного подхода .
Должны быть
разработаны отдельные документ
Президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков рассказал о законодательных инициативах, направленных на содействие использованию пластиковых карт для осуществления платежей за товары и услуги.
Другой законопроект - поправки в закон о потребительском кредите - предназначен для формализации понятия кредитных карти ее предоставлении пользователю [9, с. 112].
В частности, в законопроекте содержится требование ограничить рассылку кредитных карт банками, определение перечня информации в предложении потребительских кредитных карт, за исключением требования о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитным картам. «Мы считаем, что в случае с кредитными картами эффективная процентная ставка не может быть использована», - отметил Анатолий Аксаков.
Рынок платежных карт похож на рынок ценных бумаг , так как последний является отдельным образованием на теле финансовой системы.
По этой причине методы регулирования рынка платежных карт схожи по сути методов регулирования финансовых рынков: создание рыночных стандартов и обязательных требований к деятельности его профессиональных участников, вопросы регистрации, лицензирования участников рынка, которые играют специальные роль ( перерабатывающие предприятия ), системы защиты прав собственников, контроль за соблюдением требований, установленных участников рынка, регулирование доступа к участникам рынка и нерезидентов, и т.д.
Одним из путей решения этой проблемы является внедрение программ поощрения клиентов. На Западе долгое время была потребительская культура, многие банки и платежные системы активно используют в своей работе такие программы.
Примером этого
являетсяAmerican Express, Diners Club, Barclaycard и многие
другие. Клиенты, которые используют
кредитные карты вышеперечислен
Что касается России,
некоторые банки также применяе
Подготовленный А. Аксаковым законопроект предусматривает отказ от налогообложения таких бонусов. Таким образом, можно повысить привлекательность использования карт для клиентов и в то же время избавиться от дополнительной работы бухгалтерии банков и налоговых органов. Ущерба для бюджета это не вызовет, так как премиальные выплаты, как правило, очень малы по размеру, а также выгоды от увеличения использования пластиковых карт очевидны.
Как показывает мировой опыт, наиболее эффективны две схемы лояльности:
1) возврат денег: программа лояльности, которая позволяет клиентам возвращать на банковский счет в проценты от покупок, сделанных с него.
2)программа лояльности, основанная на поощрении клиента специальными очками (бонусами). С каждой сделки клиента на специальный безналичный счет приходит определенное количество очков, которые находятся в прямой зависимости от суммы покупки. Накопив определенное количество бонусов , клиент может обменять их на значимый подарок для него. Подарком может стать билет на самолет, обед в ресторане, технологии, поход в кино и т.д.
Как на Западе, так и в России, эта проблема решается путем присоединения банка к существующей программе. Известно, что крупнейшие банки России (Сбербанк, Русский стандарт, Собинбанк) уже создали совместные программы лояльности.
Сбербанк и Русский стандарт участие в программе Аэрофлот - Бонус. Эта программа дает бонусы за полеты, совершенные участниками программы. Награды могут быть использованы для получениябесплатного авиабилета или специальный сертификат, который позволяет обновлять службы.
Термин «национальная система платежных карт» мы слышим от представителей Банка России в течение более 10 лет назад, и полуофициально. Сегодня, спустя более чем десятилетие естественного развития карточного рынка в России, это звучит очень своевременным.
Пришло время объединить усилия для решения общих проблем, в противном случае , по всем блеске количественных показателях, русский рынок еще долго будет оставаться царством зарплатных карт [16, с. 208].
В последнее время, все больше банков, предлагающих своим клиентам потребительские кредиты, прибегают к распространению кредитных карт по почте: их получают в основном положительно зарекомендовавшие себя заемщики.
Зачастую кредит такому заемщику одобрен заранее, что облегчает заемщикам с положительной кредитной историей дальнейшее сотрудничество с банком, а наличие средств на карте является несомненным преимуществом заемщика.
В среднем по рынку, доля разосланных и, что не мало важно, используемых кредитных карт составляет в настоящее время более 30%, это говорит о том, что для развития рынка кредитных карт это может быть дополнительной областью расширения потребительского рынка.
Таким образом, проанализировав все проблемы, связанные с обращением пластиковых кредитных карт в России, можно предложить следующий механизм их решения:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время развитие рынка кредитных банковских карт в России стремительно набирает обороты, поскольку банки стремятся активно развивать свой бизнес в связи с ведение банковских карт в систему обслуживания клиентов.
И следует отметить, что российские банки накопили достаточный опыт в производстве и сотрудничестве и картами крупнейших финансовых компаний и их валютных и рублевых карт.
Тем не менее, масштаб и количество платежных карт, используемых в России значительно ниже, чем в Западной Европе, и во всем мире.
Рассмотрев рынок пластиковых карт в России, были отмечены следующие проблемы:
- Кредитная карта для российских пользователей, это в первую очередь средство для снятия наличных денег;
- Слабое развитие рынка коммуникаций карты;
Но, несмотря на проблемы, развитие рынка пластиковых карт идет быстрыми темпами, о чем свидетельствуют приведенные выше данные.
Принимая во внимание вышеупомянутые проблемы рынка платежных карт, рекомендациями для решения проблем являются: для поддержания высоких темпов развития рынка банковских платежных карт среди экономических агентов, в целях содействия широкому использованию пластиковых карт для платежей, а не только за снятие наличных; необходимо всячески способствовать внедрению кредитных продуктов на основе пластиковых карт.
Необходимо обратить внимание на решение проблем безопасности при использовании пластиковых карт, необходимы меры, такие как: использование только чиповые карты (смарт-карты), так как это, в дополнение к лучшей степени защиты, в отличие от магнитной карты может предложить его владельцу много различных услуг, установленных на банкомате, оборудованном специальными датчиками для контроля области чтения карт , что позволяет определить установку несанкционированного устройства на банкомат, использование систем видеонаблюдения в процессе работы банкоматов, использовать антивирусное программное обеспечение при использовании онлайн-банкинга или платежных картах в глобальной сети.
В ходе настоящего исследования был проведен анализ операций ЗАО «Банк Русский Стандарт» с кредитными картами. Задачи, поставленные для изучения решены.
Кредитная карта - это универсальное средство оплаты за товары и услуги. Она позволяет совершать покупки с отсрочкой платежа, посредством открытия в банке кредитной линии.
Российские
кредитные организации сталкива
Для улучшения эффективности кредитования, использующие кредитные карты банки должны разработать более гибкие условия кредитования, которые помогут увеличить кредитный портфель и повысить кредитоспособность.
Приведем основные рекомендации по внедрению кредитных карт новым клиентам:
1. Разработать клиентскую политику в рамках кредитования клиентов с использованием кредитных карт, реализуемую не только клиентскими менеджерами (менеджерами по привлечению клиентов), но и всеми сотрудниками банка по мере своих возможностей.
2. Разработать
мероприятия по привлечению
Приведем основные рекомендации по совершенствованию операций по обслуживанию кредитных карт:
1. Расширять
возможности системы Интернет-
2. Расширять
возможности приема платежей
в платежных терминалах и
Кроме всех вышеперечисленных рекомендаций, предложим совершенствовать рекламную политику на основе внедрения новых системных подходов, что повысит конкурентоспособность банка. Все имеющиеся и новые продукты и услуги для клиентов должны быть им понятны, доступны и быть качественнее, чем у конкурентов.
Таким образом,
на основе предлагаемых мероприятий
представляется возможным повысить
заинтересованность клиентов банка
в использовании карточных
Подводя итог, можно сказать, что сегодняшнее состояние сегмента кредитных карт правильнее назвать «удовлетворительным с позитивными тенденциями». Положительная динамика доказывается двумя фактами. Во-первых, ростом числа точек сбыта существующих карточных продуктов, а во-вторых, появлением новых кобрендинговых проектов и акций со стороны банков. Ключевые тенденции развития сегмента кредитных карт заключаются, прежде всего, в универсальности применения: все большее количество кредитно-финансовых организаций готовы предлагать клиентам карты с широчайшей дисконтной системой обслуживания. Второй важной тенденцией развития является максимальная социальная направленность продукта, которая на данном этапе находится в разработке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Кредитные карточки, их роль в денежном обороте РФ