Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является совершенствование подхода к оценке кредитоспособности юридических лиц на основе обобщения теоретического и практического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы оценки кредитоспособности юридических лиц;
– сделать анализ оценки кредитоспособности юридических лиц в коммерческих банках;
– предложить рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы оценки кредитоспособности юридических лиц 9
1.1 Содержание понятия «кредитоспособность заемщика» 9
1.2 Методы оценки кредитоспособности юридических лиц 13
2 Практика оценки кредитоспособности юридических лиц в коммерческих
банках 22
2.1 Порядок оценки кредитоспособности юридических лиц 22
2.2 Особенности оценки кредитоспособности юридических лиц 27
3 Рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц 33
3.1 Внедрение скоринг – кредитования в деятельность коммерческих
банков 33
3.2 Совершенствование системы кредитного мониторинга 38
Заключение 42
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР ДКБ.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Для принятия обоснованного решения о классификации заемщика в одну из категорий финансового положения в процессе анализа используется вся доступная банку информация финансового и нефинансового характера о деятельности заемщика, его учредителях, деловой репутации на рынке.

Особенность современной  практики кредитования в организационном  отношении состоит в том, что она строится не по единому шаблону, а на многовариантной основе. Стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов составляет существо его кредитной политики. Каждый банк формулирует свою собственную кредитную политику с учетом политических, экономических организационных и прочих факторов. Клиент банка сам выбирает, какая из форм кредитования ему больше подходит, какой ссудный счет ему целесообразнее открыть, какой режим выдачи и погашения ссуд при этом полезнее установить.

Общий порядок работ  и основные требования при кредитовании юридических лиц коммерческим банком, включая территориальные управления, региональные филиалы и дочерние банки, определяет Инструкция о порядке предоставления Банком кредитов юридическим лицам. Она является нормативным документом Банка и обязательна к исполнению для всех подразделений.

Решение о предоставлении кредита принимается соответствующими Кредитными комитетами Банка – специально созданные коллегиальные органы Банка, действующие на основании Положения о Кредитных комитетах.

Кредитный комитет производит рассмотрение и принятие решений  по кредитным проектам в рамках установленных ему лимитов и параметров (условий) кредитования и в строгом соответствии с действующим Положением о лимитах кредитования структурных подразделений. В случае отсутствия лимита или несоответствия кредитного проекта установленным лимитам и/или параметрам кредитования кредитный проект передается на рассмотрение вышестоящего Кредитного комитета.

Величина процентных ставок и комиссий по кредиту устанавливается  в рамках утвержденных по Банку базовых ставок и тарифов.

Банк строит свои кредитные  отношения с заемщиками на основе кредитных договоров, определяющих взаимные обязательства и ответственность  сторон, и соответствующих им договоров  залога, поручительства. Банки предоставляют кредиты, заключая кредитные договора по типовым формам, утвержденным в Банковской Группе. Сделки об обеспечении кредитных договоров (залог, поручительство и т.д.) также подлежат заключению по типовым формам, утвержденным в банке. При оформлении договоров Банки должны руководствоваться письменными рекомендациями по заключению обозначенных договоров и сделок, подготовленных Юридическим бюро Центра кредитования Банка [19, с. 18].

Обязательным условием предоставления кредита является наличие  обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения Банк принимает:

– залог депозитов в Банке;

– банковские гарантии (в рамках установленных на банки-контрагенты лимитов межбанковского кредитования);

– поручительства Министерства финансов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ;

– поручительства и гарантии третьих лиц (платежеспособных предприятий и организаций);

– залог ценных бумаг Банка;

– залог государственных ценных бумаг РФ, ценных бумаг субъектов РФ;

– залог ценных бумаг, акций платежеспособных юридических лиц;

– залог движимого имущества (товары, в том числе товары в обороте, готовая продукция, транспортные средства, оборудование, другое имущество);

– залог недвижимого имущества (объекты недвижимости, права аренды недвижимости (в том числе земли));

– залог драгоценных металлов;

– залог сельскохозяйственных животных;

– залог будущего урожая, залог сельскохозяйственной продукции;

– залог сельхозтехники;

– залог прав собственности.

В качестве обеспечения  может приниматься как один из перечисленных видов обеспечения, так и несколько видов одновременно.

В случае, если решением Кредитного комитета предусмотрено  страхование обеспечения, то оформление залогов всех видов имущества (кроме  земли) должно сопровождаться заключением договоров страхования заложенного имущества в соответствии с Единой методикой страхования имущества, составляющего предмет залога, и личного страхования заемщиков (поручителей) по кредитным договорам и инструктивными материалами по страхованию заложенного имущества.

Бухгалтерский учет операций при кредитовании осуществляется в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета в Российской Федерации. Контроль за правильностью отражения операций при кредитовании осуществляется Управлением финансового контроля.

Если кредит не будет возвращен, предпринимателю будет грозить гражданская ответственность. В частности, банк через суд взыщет невыплаченную сумму кредита, начисленные суммы штрафов, пени, судебные расходы и иные полагающиеся по закону и кредитному договору суммы.

Если кредит взят юридическим лицом, то его участники будут отвечать по долгам только своей долей в уставном капитале, либо в пределах стоимости принадлежащих им акций. Ответственность участников ограничена, однако, имущество и денежные средства фирмы пойдут на выплату долга, и если долг не будет возвращен, то может быть активизирована процедура банкротства.

В условиях рынка оценка кредитоспособности заемщика имеет  особое значение. Организация кредитных отношений на основе оценки кредитоспособности заемщика уменьшает риск потерь, связанных с возможностью возникновения финансовых прорывов у клиентов и вызывающих задержку погашения кредита.

 

 

3 Рекомендации по совершенствованию  оценки кредитоспособности юридических  лиц

3.1 Внедрение скоринг – кредитования в деятельность коммерческих банков

 

Скоринг, по существу, является методом классификации всей интересующей нас популяции на различные группы, когда нам неизвестна характеристика, которая разделяет эти группы (вернет клиент кредит или нет), на зато известны другие характеристики, связанные с интересующей нас. В статистике идеи классификации популяции на группы были разработаны Фишером в 1936 г. на примере растений. В 1941 г. Дэвид Дюран впервые применил данную методику к классификации кредитов на «плохие» и «хорошие». По времени это совпало со Второй мировой войной, когда почти все кредитные аналитики были призваны на фронт, и банки столкнулись с необходимостью срочной замены этих специалистов. Банки заставили своих аналитиков перед уходом написать свод правил, которыми следовало руководствоваться при принятии решения о выдаче кредита, чтобы анализ мог проводиться неспециалистами. Это и был как бы прообраз будущих экспертных систем.

Скоринг используется главным  образом при кредитовании физических лиц, особенно в потребительском  кредите при необеспеченных ссудах. Система «кредит – скоринг» в США – специальная шкала для измерения рейтинга заемщика, представляющая начисление баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности.

В начале 50-х гг. в Сан-Франциско  образовалась первая консалтинговая фирма в области скоринга – Fair Issac, которая до сих пор является лидером среди разработчиков скоринговых систем.

Но широкое применение скоринга началось с распространением кредитных карточек. При том количестве людей, которые ежедневно обращались за кредитными карточками, банкам ничего другого не оставалось, как автоматизировать процесс принятия решений по выдаче кредита. Однако очень скоро они оценили не только быстроту обработки заявлений на выдачу кредита, но и качество оценки риска. По данным некоторых исследований, после внедрения скоринг-систем уровень безнадежного долга сокращался до 50%.

В 1974 г. в США был  принят Закон о предоставлении равных возможностей на получение кредита, который запрещал отказывать в выдаче кредита на основании следующих характеристик: раса, цвет кожи, национальное происхождение, возраст, пол, семейное положение, религия, получение социальных пособий, отстаивание прав потребителей. В Великобритании законодательство допускает использование информации о возрасте и семейном положении, но зато запрещает принимать во внимание какие-либо физические увечья и недостатки (инвалидность). Для кредитных организаций использование скоринговых систем стало доказательством исполнения этих антидискриминационных законов – у компьютера нет предубеждений.

Помимо установления принципов равноправия в области  кредитования, кредитное законодательство США, как и Закон о потребительском кредите, принятый в Великобритании в том же 1974 г., имели важное значение для формирования службы кредитных бюро. В таких бюро записывается кредитная история всех людей, когда-либо обращавшихся за ссудой в любую кредитную организацию страны [31].

В настоящее время  скоринг становится все более  популярным не только при оценке риска  при различных видах кредита, но и в других областях: в маркетинге (для определения вероятности, что именно эта группа клиентов будет пользоваться этим видом продукции), при работе с должниками (если клиент задерживается с очередным платежом, какой метод воздействия будет наиболее эффективным), при выявлении мошенничества с кредитными карточками, при определении вероятности, что клиент может перебежать к конкуренту и т. п.

Важная черта системы  «кредит – скоринг» заключается  в том, что она не может применяться по шаблону, а должна разрабатываться исходя из особенностей, присущих банку, его клиентуре, учитывая характер банковского законодательства и традиций страны, т. е. подлежит постоянному наблюдению и видоизменению.

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score). Чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

«Скоринг – формуляр»  немецкого банка состоит из двенадцати показателей, по каждому из которых клиенту начисляется большее или меньшее количество баллов. Максимальный балл – 20. Аналогичный подход при анализе кредитоспособности заемщиков используют французские банки. Единственная сложность заключается в том, что балльные оценки кредитоспособности заемщика должны быть статистически выверены и требуют постоянного обновления информации, что может быть дорого для банка.

Сейчас банки требуют  от потенциальных клиентов от 9 до 24 различных документов, которые являются официальным основанием для получения кредита. Несмотря на то, что не существует официальной процедуры работы с ними и каждый банк по своей собственной схеме собирает эти документы, в целом они должны содержать все необходимые сведения о заемщике.

Среди преимуществ скоринговых  систем западные банкиры указывают  снижение уровня невозврата кредита, быстроту и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.

Основной недостаток скоринговой системы оценки кредитоспособности – ее низкая адаптируемость. Используемая же для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел.

Сложность заключается  только в выборе характеристик, т. е. какая информация является существенной, а какой можно пренебречь. Выборка подразделяется на две группы: «хорошие» и «плохие» риски. В Западной Европе «плохим риском» считается клиент, задерживающийся с очередной выплатой на три месяца, либо клиент, слишком рано возвращающий кредит, банк не успевает ничего на нем заработать.

В России использование  скоринг-систем тормозится, прежде всего, низкими объемами кредитования. Но с экономическим ростом (будем оптимистами) ситуация начнет меняться.

Само по себе небольшое  по сравнению с западными кредитными организациями количество заемщиков препятствием не является, необходимо только следить за количеством характеристик по отношению к величине выборки.

Отсутствие кредитных  бюро, безусловно, также не способствует развитию скоринга. Но, с другой стороны, на Западе существует проблема проверки достоверности информации, которую человек указывает о себе в анкете. В России большая часть такой информации содержится в паспорте. Банкам достаточно иметь паспортные данные и данные трудовой книжки – вот и исходный материал для анализа.

Еще один неблагоприятный  фактор – недостаточная распространенность таких универсальных статистических пакетов, как SAS и SPSS. Кроме того, существуют и другие программы, доступные по цене, которые могут делать линейную многофакторную регрессию, а для начала этого вполне достаточно [29].

Вполне вероятно, что  в России скоринг сначала будет  применяться не для физических лиц, а для юридических просто потому, что у банков накоплено гораздо больше информации о предприятиях, при этом используются балльные системы оценки риска различной сложности и с различным уровнем автоматизации. Отличие балльной системы от скоринговой заключается в том, что в первой значимость того или иного коэффициента или финансового показателя определяется субъективно, а во второй производится привязка коэффициентов к уровню риска.

На Западе при кредитовании юридических лиц скоринг-модели распространены не настолько широко, как в потребительском кредите. Это связано с тем, что для разработки модели очень трудно набрать достаточное количество компаний, сходных друг с другом: компании сильно отличаются по размеру, обороту, секторам экономики. Чем крупнее предприятие, тем труднее подобрать аналогичные предприятия для сравнения.

Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки