Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью настоящего исследования является совершенствование подхода к оценке кредитоспособности юридических лиц на основе обобщения теоретического и практического опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы оценки кредитоспособности юридических лиц;
– сделать анализ оценки кредитоспособности юридических лиц в коммерческих банках;
– предложить рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц.
Введение 4
1 Теоретические основы оценки кредитоспособности юридических лиц 9
1.1 Содержание понятия «кредитоспособность заемщика» 9
1.2 Методы оценки кредитоспособности юридических лиц 13
2 Практика оценки кредитоспособности юридических лиц в коммерческих
банках 22
2.1 Порядок оценки кредитоспособности юридических лиц 22
2.2 Особенности оценки кредитоспособности юридических лиц 27
3 Рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц 33
3.1 Внедрение скоринг – кредитования в деятельность коммерческих
банков 33
3.2 Совершенствование системы кредитного мониторинга 38
Заключение 42
Список литературы
В последние годы большие сдвиги произошли в разработке скоринг-моделей для малого бизнеса. Применение скоринга для малого и среднего бизнеса оказалось возможным именно в силу большого количества сходных между собой предприятий.
В России внедрение скоринга тормозится не столько объективными, сколько субъективными причинами, связанными с недоверчивым отношением банковских менеджеров к математическим и статистическим методам. Не так уж много требуется, чтобы начать анализировать своих клиентов – кредитная история прошлых клиентов и статистический пакет, – а отдача будет колоссальной. Среди преимуществ скоринговых систем западные банкиры указывают, в первую очередь, снижение уровня невозврата кредита. Далее отмечается быстрота и беспристрастность в принятии решений, возможность эффективного управления кредитным портфелем, отсутствие необходимости длительного обучения персонала.
В России внедрение скоринга должно осуществляться постепенно. Для начала можно сделать автоматизированную систему предварительной оценки заемщиков, которая будет автоматически отсеивать заведомо «плохие» риски, а на рассмотрение кредитного комитета предлагать риски «хорошие» и «пограничные». Но даже не вводя автоматизацию, можно оценить связь отдельных характеристик клиента с вероятностью дефолта как для физических, так и для юридических лиц – знание таких характеристик может послужить существенной поддержкой кредитным инспекторам [32].
Итак, скоринг представляет собой автоматизированные системы оценки кредитного риска, которые широко используются в США и Западной Европе. В качестве исходного материала для скоринга используется разнообразная информация о прошлых клиентах, на основе которой с помощью различных статистических и нестатистических методов классификации делается прогноз о кредитоспособности будущих заемщиков. Скоринг-системы позволяют банковским работникам быстро принимать решения о кредитовании, регулировать объемы кредитования в зависимости от ситуации на рынке и определять оптимальное соотношение между доходностью кредитных операций и уровнем риска.
3.2 Совершенствование системы кредитного мониторинга
Предоставление кредита – это только начало работы с заемщиком. Банк в дальнейшем осуществляет контроль за кредитными рисками путем постоянного мониторинга финансового положения заемщика и выполнения обязательств заемщика. В ходе контроля за выданным кредитом, особое внимание уделяется таким факторам, как задержки с оплатой процентов по кредиту, кадровые перестановки, распродажа имущества и т.д. В процессе такого мониторинга определяющую роль играет информационно-аналитическая работа, которая базируется на доступных источниках информации.
Современное состояние банковской системы России характеризуется закреплением и развитием тенденции к восстановлению банковской деятельности. В области кредитования улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, общем улучшении качества кредитного портфеля. Несмотря на видимое улучшение ситуации, банковская система слабо защищена от многочисленных рисков, в том числе и кредитных. Среди основных причин, препятствующих созданию эффективной системы защиты банковской системы от кредитного риска, по нашему мнению, можно выделить причины, связанные с организацией работы в Банке России при осуществлении кредитного мониторинга коммерческих банков и с проведением кредитного мониторинга в самих коммерческих банках. Данные причины во многом обусловлены не разработанностью проблем как банковского мониторинга в целом, так и кредитного мониторинга. Следует отметить, что эти проблемы только еще становятся предметом исследования ученых России в последние годы. Наиболее активно они начали проводиться после банковского кризиса 1998г. Однако до сих пор мало работ, посвященных комплексному исследованию сущности кредитного мониторинга, его организации и проведения, а также места в банковской деятельности. Все это затрудняет создание и реализацию комплексной системы управления качеством кредитной деятельности коммерческих банков. Целями этой системы являются: во-первых, выявление, измерение, управление кредитным риском на уровне коммерческого банка; во-вторых, выявление, измерение и управление кредитным риском на уровне банковской системы в целом.
Поэтому важной частью процесса формирования кредитного портфеля банка, а также неотъемлемым элементом системы управления его кредитными рисками является эффективно организованный процесс кредитного мониторинга. Необходимость его проведения обусловлена той особой ролью посредника на денежно-кредитном рынке и наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести из состояния равновесия рынок и его отдельных участников [31].
Мониторинг используется в различных сферах человеческой деятельности и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Кредитный мониторинг состоит в контроле за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней, то есть в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок. Его составными элементами являются: систематическая оценка качества заемщика, анализ достаточности обеспечения, осуществление контроля за соблюдением условий кредитного договора, проведение корректирующих мероприятий.
Методика комплексного
анализа при кредитном
– оценка технико-организационного уровня;
– анализ эффективности использования ресурсов;
– оценка структуры и динамики кредитных операций коммерческого банка;
– анализ величины кредитных рисков;
– анализ доходности операций по кредитованию клиентов.
К сожалению, не во всех банках разработаны инструкции, регулирующие процесс мониторинга и определяющие функциональные обязанности специалистов, которые руководствуются Положением «О порядке организации кредитного процесса по программе «Кредитование малого и среднего бизнеса». В связи с этим, функции по мониторингу возложены в наибольшей степени на экономистов кредитного отдела. Следовательно, эффективность существующей системы кредитного мониторинга низкая, данный факт подтверждают растущие объемы просроченной кредитной задолженности в банке. Среди выданных банком кредитов наибольшую долю занимают кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям. С каждым годом кредитный портфель в отношении данной группы клиентов увеличивается.
В целях совершенствования кредитного мониторинга и эффективности деятельности коммерческих банков целесообразно применение комплекса мер.
1. Внедрение системы управления кредитным риском – имеет целью организацию эффективной системы контроля за кредитным риском; мониторинг реализуется через систему должностных отчетов, контроля риска всего кредитного портфеля и системы внутреннего (кредитного) аудита.
2. Использование систем кредитного скоринга – позволяет оценить возможность и вероятность погашения ссудных обязательств конкретным заемщиком в срок; способствует выявлению оптимального сочетания доходности операции и риском, ее сопровождающим. Скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. Чем выше интегральный показатель, тем выше надежность клиента, в связи с чем банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.
3. Совершенствование
мониторинга инвестиционных
4. Организация ипотечного
механизма – необходимо
5. Предоставление контокоррентного кредита – в процессе мониторинга особое внимание должно быть уделено контролю за состоянием кредитоспособности заемщика. Определяется лимит превышения кредитной линии. Рекомендуется ежемесячно проверять балансы оборотных средств и, при необходимости, корректировать кредитную линию. Поскольку контокоррентный кредит предоставляется на разрыв в платежном обороте клиента, когда его текущие финансовые потребности превышают имеющиеся у него собственные ресурсы и представляет собой единый активно – пассивный счет, то при превышении заемщиком установленного лимита кредитования, то эффективным является применение штрафных надбавок к установленной процентной ставке.
6. Использование лизинга – является действенным инструментом повышения доходности деятельности коммерческого банка по сравнению с долгосрочным кредитованием. Его применение также способствует росту эффективность кредитного мониторинга, поскольку объектом кредитования является имущество, а не денежные средства [32].
Таким образом, реализация комплекса мероприятий по совершенствованию кредитного мониторинга в коммерческом банке направлена на развитие и улучшение его деятельности в будущем, а также способствует снижению совокупных рисков кредитных организаций и всего финансового сектора российской экономики.
Заключение
Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный, и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
Изучая опыт кредитования банками юридических лиц, необходимо отметить важность комплексной оценки кредитоспособности заемщика, как основного инструмента определения уровня риска кредитора. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка. Поэтому огромное значение имеет разработка современной методологической базы оценки кредитоспособности, а также совершенствование системы контроля и оценки кредитных рисков. Одной из ключевых методологических проблем оценки кредитоспособности заемщика является отсутствие или неполное использование комплексного подхода. Совмещение оперативности и качества оценки кредитных рисков довольно сложно. Одни банки запрашивают у клиентов объемный пакет документов, на анализ и оценку которого затрачивается длительное время, в результате чего клиенты зачастую отказываются от услуг таких банков. Другие кредитные организации, руководствуясь доходностью, выдают кредиты по требованию заемщика без достаточных подтверждений его кредитоспособности, принимая на себя неоправданные риски. Ни один из этих вариантов кредитной политики банка не приемлем, особенно учитывая нарастающие темпы конкуренции между кредитными учреждениями. Это означает, что кредитным организациям уже сегодня целесообразно разрабатывать собственные системы рейтингования клиентов, что позволит накопить определенную статистику, для корректировки методов кредитования и минимизировать кредитные риски. Вместе с тем, процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по рейтинговой системе классификации, поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска.
Комплексный подход в оценки кредитоспособности заключается в выявлении и оценки показателей, всесторонне характеризующих деятельность компании. Методика основывается на анализе факторов внутренней и внешней среды деятельности компании. Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банком заемщику обусловливает изучение кредитоспособности заемщиков, т.е. изучение факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение.
Наибольшее распространение в практике российских коммерческих банков получило использование метода оценки финансовой устойчивости на основе системы финансовых коэффициентов. Каждый коммерческий банк использует свою, в определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков.
На основании объективных численных оценок финансового состояния заемщика система позволяет:
Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки